Главные вкладки

    Внеурочная деятельность "Играем и читам"
    рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Копосова Дарья Сергеевна
    Дополнительная образовательная программа «Играем и читаем»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл программа18.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                         гимназия имени Ф.К. Салманова

    Рассмотрена и рекомендована                                              Утверждаю

    к утверждению Научно-                                                        Директор МБОУ гимназии

    методическим советом                                                          имени Ф.К. Салманова

    Протокол от __ __ 2015г. № ___                                           _________________ Г.В. Мисюля

                                                                                                     Приказ №_____ от__ __ 2015г.

    Дополнительная образовательная программа

    «Играем и читаем»  

    на 2015 - 2016 учебный год

                                                                      Разработчик:

                                                                      Учитель-логопед

    Д.С. Копосова

                                                   

                   

    Пояснительная записка

    Компилятивная дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «Играем и читаем» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, фонетических рассказов и сказок Н. Созоновой, Е. Кунициной, уроков логопеда О.И. Крупенчук.

    Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

    Основной целью обучения по данной программе является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

    Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

    Особое внимание педагога уделяется развитию фонематического слуха детей.

    Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

    Задачи курса:

    1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

    2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.

    3. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.

    4. Знакомство с книжной культурой. Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (в том числе рассказов и сказок).

    5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

    6. Развития грамматического строя речи.

    7. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

    8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

    9. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Содержание компилятивной программы курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «Играем и читаем» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, 6 занятий в месяц, всего 48 занятий в год.

    Реализация содержания компилятивной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4), комплекта тетрадей Н.Созоновой, Е. Кунициной и прописей О.И. Крупенчук.

    Содержание программы курса «Играем и читаем»

    (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

    1. Лексическая и грамматическая работа (7 часов):

    - обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

    - употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

    2. Развитие связной речи (11 часов):

    - ответы на вопросы, участие в диалоге;

    - подробный пересказ текста по зрительной опоре;

    - составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

    3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (20 часов):

    - знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

    - знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

    - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

    - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

    - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

    4. Обучение звуко-слоговому анализу (10 часов):

    звуковой анализ состава слогов и слов;

    - дифференциация понятий «звук» и «буква»;

    - соотнесение букв и звуков.

    В результате работы по программе курса дети смогут:

    - конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

    - отвечать на вопросы педагога;

    - подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

    - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

    - выделять звук в начале слова;

    - различать звуки и буквы;

    - узнавать и называть буквы русского алфавита;

    - соединять звуки в слоги;

    - соединять слоги в слова;

    - хорошо владеть устной речью;

     - может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

     - может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;

    - у ребенка складываются предпосылки грамотности;

     

    Календарно-тематическое

    планирование курса «Играем и читаем»

    (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

    п/п

    Тема занятия

    Кол.

    часов

    1.

    Звуки. Буквы. Слова короткие, слова длинные.  

    1

    2.

    Звук [А]. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением.

    2

    3.

    Звук [У]. Акустические характеристики, выделение в слове гласных звуков.  

    2

    4.

    Звук [М]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные

    3

    5.

    Звук [К]. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные

    3

    6.

    Звук [О]. Выделение звука конце и середине слова.

    2

    7.

    Звук [С]. Конструирование словосочетаний и предложений.

    3

    8.

    Звук [Л]. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

    3

    9.

    Звук [П]. Обучение ответам на вопросы.

    3

    10.

    Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. Звук [И].

    2

    11.

    Звук [Ш]. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные звуки.

    3

    12.

    Звук [Т]. Составление слогов с помощью условных звуковых обозначений.

    3

    13.

    Звук [Х]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

    3

    14.

    Звук [З]. Выделение в слове твёрдых и мягких согласных звуков.

    3

    15.

    Звук [Б]. Составление рассказа-описания.

    3

    16.

    Звук [Ж']. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

    3

    17.

    Звук [Н]. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков.

    3

    18.

    Я с буквами дружу! Составление рассказа по картинке.

    3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей и учителей: "Художественно-эстетическое направление в внеурочной деятельности МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"

    В данной публикации воспитатель-руководитель ИЗОстудии делится опытом работы с  дошкольниками и учащимися начальной школы  по кружковой деятельности  в  МОУ "Начальная школа-д...

    Рабочая программа внеурочной деятельности ансамбля народных инструментов «Весёлые ложкари» (художественно-эстетическое развитие детей 6-7 лет)

    Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у де...

    Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

    Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

    Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

    В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

    «Формирование творческих способностей у детей интернатных учреждений во внеурочное время».

    Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого под...

    Читаем вместе, читаем сами, читаем с интересом.

    Тексты с картинками вместо слов выступают тем "трамплином" в мир чтения, который пытаются найти родители, желающие приобщить ребенка к миру литературы....

    Проект "PRОчтение - Читаем везде, читаем всегда , читаем вместе "

    В рамках регионального проекта  PROчтение   , для привлечения детей и родителей к чтению художественной литературы в группе были проведенны ряд мероприятий направленных на  выполне...