Внеурочная деятельность "Играем и читам"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Копосова Дарья Сергеевна
Дополнительная образовательная программа «Играем и читаем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                         гимназия имени Ф.К. Салманова

Рассмотрена и рекомендована                                              Утверждаю

к утверждению Научно-                                                        Директор МБОУ гимназии

методическим советом                                                          имени Ф.К. Салманова

Протокол от __ __ 2015г. № ___                                           _________________ Г.В. Мисюля

                                                                                                 Приказ №_____ от__ __ 2015г.

Дополнительная образовательная программа

«Играем и читаем»  

на 2015 - 2016 учебный год

                                                                  Разработчик:

                                                                  Учитель-логопед

Д.С. Копосова

                                               

               

Пояснительная записка

Компилятивная дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «Играем и читаем» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, фонетических рассказов и сказок Н. Созоновой, Е. Кунициной, уроков логопеда О.И. Крупенчук.

Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основной целью обучения по данной программе является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Особое внимание педагога уделяется развитию фонематического слуха детей.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Задачи курса:

1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.

3. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.

4. Знакомство с книжной культурой. Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (в том числе рассказов и сказок).

5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

6. Развития грамматического строя речи.

7. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

9. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Содержание компилятивной программы курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «Играем и читаем» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, 6 занятий в месяц, всего 48 занятий в год.

Реализация содержания компилятивной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4), комплекта тетрадей Н.Созоновой, Е. Кунициной и прописей О.И. Крупенчук.

Содержание программы курса «Играем и читаем»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

1. Лексическая и грамматическая работа (7 часов):

- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи (11 часов):

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре;

- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (20 часов):

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу (10 часов):

звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

В результате работы по программе курса дети смогут:

- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

- отвечать на вопросы педагога;

- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять звук в начале слова;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и называть буквы русского алфавита;

- соединять звуки в слоги;

- соединять слоги в слова;

- хорошо владеть устной речью;

 - может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

 - может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;

- у ребенка складываются предпосылки грамотности;

 

Календарно-тематическое

планирование курса «Играем и читаем»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

п/п

Тема занятия

Кол.

часов

1.

Звуки. Буквы. Слова короткие, слова длинные.  

1

2.

Звук [А]. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением.

2

3.

Звук [У]. Акустические характеристики, выделение в слове гласных звуков.  

2

4.

Звук [М]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные

3

5.

Звук [К]. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные

3

6.

Звук [О]. Выделение звука конце и середине слова.

2

7.

Звук [С]. Конструирование словосочетаний и предложений.

3

8.

Звук [Л]. Понятие «слог», звуковой анализ слогов.

3

9.

Звук [П]. Обучение ответам на вопросы.

3

10.

Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. Звук [И].

2

11.

Звук [Ш]. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные звуки.

3

12.

Звук [Т]. Составление слогов с помощью условных звуковых обозначений.

3

13.

Звук [Х]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

3

14.

Звук [З]. Выделение в слове твёрдых и мягких согласных звуков.

3

15.

Звук [Б]. Составление рассказа-описания.

3

16.

Звук [Ж']. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

3

17.

Звук [Н]. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков.

3

18.

Я с буквами дружу! Составление рассказа по картинке.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и учителей: "Художественно-эстетическое направление в внеурочной деятельности МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"

В данной публикации воспитатель-руководитель ИЗОстудии делится опытом работы с  дошкольниками и учащимися начальной школы  по кружковой деятельности  в  МОУ "Начальная школа-д...

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

«Формирование творческих способностей у детей интернатных учреждений во внеурочное время».

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого под...

Занятие по внеурочной деятельности "Тайна синего моря"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги и ознакомлению с окружающим миром на тему:«Тайна синего моря» Задачи:Учить конструировать рыбок в технике оригамирасширять...

Проект "PRОчтение - Читаем везде, читаем всегда , читаем вместе "

В рамках регионального проекта  PROчтение   , для привлечения детей и родителей к чтению художественной литературы в группе были проведенны ряд мероприятий направленных на  выполне...

План родительского собрания, на тему: "Читать? Зачем читать? Что читать?"

Родительское собрание «Читать?Зачем читать?Что читать?»...