Конспект ООД по развитию речи и ФЦКМ "Весеннее путешествие"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Чиркова Марина Михайловна

Конспект итогового занятия по развитию речи и ФЦКМ в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_st.gr_._vesna.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД с детьми старшей группы

«Весеннее путешествие»

Автор: Чиркова М.М.

Цель: Выявить у детей умение применять в специально созданных условиях знания, умения и навыки, приобретённые в ходе ООД по усвоению программного материала.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о весенних явлениях природы; знание примет весны, знание весенних месяцев, последовательности времён года. Расширить представления детей об изменениях в жизни животных и птиц с приходом весны;

Закреплять умение обобщать и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать грамматически правильную речь: согласование прилагательных с существительными, употреблении существительных во множественном числе. Учить использовать разнообразные сложные предложения при ответах на вопросы.

Развивающие:

Активизировать словарь по теме «весна»: развивать умения подбирать действия и признаки; упражнять в подборе прилагательных. Развивать внимание и умение действовать по инструкции. Развивать связную монологическую речь.

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей. Развивать общую и мелкую моторику путём различных движений и упражнений.

Воспитывающие:

Умение слушать, не перебивая других, дополнять ответы товарищей.

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, культуру поведения в лесу весной. Приучать детей откликаться на просьбу о помощи. Проявлять доброе и уважительное отношение друг к другу.

Словарная работа:

Активизировать употребление слов «весенней тематики»: первоцвет, капель, проталины, ранняя, поздняя весна, названия животных, птиц, цветов.

Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе во время прогулок. Рассматривание иллюстраций на весеннюю тематику.

Беседы о птицах, животных, растениях. НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Весна». Чтение рассказов о природе. Составление рассказов о природе по опорным предметным картинкам. Загадывание загадок о природных явлениях.

Дидактические игры «Времена года», «Чего не бывает весной?», «Скажи правильно», «Подбери картинку».

Прослушивание музыки П. Чайковского, Вивальди. Грига.

Методические приёмы:

Беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, игры, напоминание, пояснение, исследовательская деятельность (сравнение ранней и поздней весны), поощрение, продуктивная деятельность, показ приёмов работы; самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя, самооценка.

Демонстрационный материал: Иллюстрации с приметами весны, «портреты» весенних месяцев (картинки с характерными признаками весенних месяцев); задания на слайдах (ребус, схема анализа слова).

Раздаточный материал: Планшеты со схемами звукового анализа слова «весна», наборы фишек на тарелочках; д/и «Собери букет»; карточки птиц зимующих и перелетных; «медали» (из самоклеющейся пленки) трёх цветов по количеству детей.

Техническое обеспечение: Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный экран, проектор, колонки, аудиозапись голосов птиц, фонограммы «весенних звуков».

Ход ООД:

Слайд №1. Заставка (весенний пейзаж)

(Дети входят в музыкальный зал под музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Сегодня мы с вами  поговорим  об одном из удивительных времён года. А о каком именно – вы угадаете сами.

Слайд №2. На слайде ребус со словом весна

(по первым звукам на картинках дети составляют слово)

Дети: Разгадывают ребус. Весна!

Слайд №3. На слайде разгаданный ребус (звук аплодисментов).

Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о весне.

Слайд № 4. Заставка весенний пейзаж.

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам весна! Давайте подберем к этому слову синонимы. Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете словом, которое образуется от слова весна.

Какой сегодня день? /весенний/

Какое небо? /весеннее/

Одежда какая? /весенняя/

Настроение у вас какое? /весеннее/

Молодцы!

Воспитатель: Весна – какое красивое слово! Оно радует наш слух. Нам приятно его произносить. Давайте мы с вами разберём это слово и выясним, из каких же звуков оно состоит. Возьмите планшеты и фишки. На планшете вы видите домики для звуков, в которые мы с вами должны поселить звуки в слове весна.

Слайд №5. На слайде схема звукового анализа слова – 5 клеток.

Дети: Выполняют звуковой анализ слова - весна.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы поселили звуки в домики. Обратите внимание на слайд с правильным ответом.

Слайд №6. На слайде правильная схема слова весна.

Воспитатель: Поднимите руки те, у кого звуки расположены также.

Слайд №7. Картинка весенний пейзаж.

Воспитатель: Мы с вами уже много знаем о весне и сами можем рассказать о ней. Ответьте мне, пожалуйста,  Весна какая? (подбор определений)

Дети: Красивая, ласковая, нежная, солнечная, тёплая, цветущая, зелёная…

Воспитатель: Давайте вспомним названия весенних месяцев.

Дети: март, апрель, май

Воспитатель: Сейчас мы вами рассмотрим картинки и попробуем определить к какому месяцу весны они относятся.

Слайд №8. Изображение ранней весны.

Дети: (рассказывают): Март – первый весенний месяц. Ранняя весна. Солнце пригревает всё сильнее. Снег становится рыхлым и тает. На открытых местах, где растаял снег, видны проталины. Начинается капель – тают на крышах сосульки. Снег и мороз иногда возвращаются, но ненадолго. Первыми прилетают грачи, они начинают вить гнёзда, ищут оттаявших в земле жучков и червячков. Набухают почки, просыпаются животные (ежи, барсуки). Зайцы меняют шубку с белой на серую.

Слайд №9. Изображение с названием месяца - Март

Воспитатель: Слайд №10. Гимнастика для глаз. Солнышко.

Ребята, мы отметили, что солнышко стало светить ярче; посмотрите, оно нам подмигивает и предлагает нам поиграть, сделать гимнастику для глаз. Проследите глазами за движением солнышка по экрану. Когда солнышко остановится, посмотрите снова на меня.

Дети: Слайд №11. Изображение середины весны (апрель).

Апрель второй весенний месяц. Середина весны. Снег сходит. Повсюду бегут ручьи. Лёд тает, ломается, начинается ледоход. Талая вода от растаявшего снега стекает в реку, воды в реке становится много, начинается половодье. Солнце пригревает ещё сильнее, а небо становится ярко-синим. Где сошёл снег появляются первоцветы: подснежники, цветы мать-и-мачехи. Возвращаются перелётные птицы: скворцы, жаворонки, журавли. Вылезает из берлоги медведь. В апреле природа наполняется звуками: журчат ручьи, поют птицы.

Слайд №11 изображение с названием месяца - Апрель

Дети: Слайд№12. Изображение поздней весны.

Май – последний весенний месяц. Поздняя весна. Май – самый красивый месяц весны. Май – это месяц зелени и цветов. Вся земля покрывается травой. Цветут розовым цветом плодовые деревья в садах. Прилетают и поют птицы. Становится много летающих насекомых. Природа наполняется звуками.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как вы много рассказали нам о весне.

Слайд №13. Изображение с названием месяца – Май.

Слайд №14. Картинка с изображением леса.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам  отправиться на прогулку по весеннему лесу и посмотреть, какие изменения происходят в природе весной. Вы готовы отправиться в дальний путь? Дети: Да.

Воспитатель: Мы к лесной лужайке вышли

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки,

Кто высоко так шагал

Не споткнулся, не упал.

Воспитатель: Вот мы с вами и подошли к лесу. Звучит аудиозапись голосов птиц.

- Что можно увидеть в лесу весной?

- Как встречают весну заяц, белка, медведь?

- Рады они весне или нет?

Слайд №15. Картинка животных в лесу.

Воспитатель: Много чудес принесла весна. Кто-то из вас заметил первую травку, кто-то нашел на проталинке первый цветок. В мае распускаются в лесу ландыши. А вот и медведица вывела медвежат на прогулку. У волчицы появились волчата. Белочка сменила свою серую шубку на рыжую. Хорошо в лесу весной!

Слайд №16. Картинка поляны без цветов.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли на  поляну. Однако цветы на ней не распустились. Произошла путаница, летние и весенние цветы перемешались. Давайте поможем цветам распуститься.

Дидактическая игра «Собери букет»

Слайд №17. Картинка поляна с цветами.

Воспитатель: Вот и расцвели весенние цветы на нашей поляне.

Воспитатель: Дыхательная гимнастика.

Слайд №18. Картинка желтые одуванчики

Посмотрите, на картинке одуванчики. Они скоро сменят жёлтые сарафанчики на белые и полетят их пушинки по свету.

Слайд №19. Картинка белые одуванчики

Давайте представим, что у вас на ладошке одуванчики. Давайте вдохнём носиком и подуем долго-долго, чтобы пушинки полетели далеко-далеко.

Воспитатель: Вот и мы с вами, как пушинки, полетели далеко-далеко и очутились на лугу.

Слайд №20. Картинка луг с насекомыми.

Воспитатель: Кто это ползёт по травке?

Дети: Это ползёт муравей, жук

Воспитатель: Кто это летает над цветком?

Дети: Это летают бабочки

Воспитатель: Где насекомые были зимой?

Дети: Зимой насекомые спали в сухих листьях и в коре деревьев.

Воспитатель: Верно, насекомые спали, а как пригрело солнышко, и расцвели первые цветочки, так и появились насекомые.

Воспитатель: А птицы тоже спали всю зиму?

Дети: Нет, некоторые птицы остались зимовать, а некоторые улетели в тёплые края.

Воспитатель: Какая птица прилетает первой?

Дети: Грач

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что грач питается червячками, с появлением первых проталин червячки выходят из земли погреться на солнышке, и грачи тут как тут.

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают? Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Дети: Перелетные, зимующие

Слайд №21. Картинка птицы.

Воспитатель: Сейчас проверим как вы знаете зимующих и перелётных птиц. Возьмите карточку с птицей и поселите в свой домик – слева на доске перелётные птицы, справа – зимующие.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если не прилетят птицы? Что будет, если не распустятся цветы?

Дети: Будет очень много насекомых…

Воспитатель: Если птицы не прилетят, но насекомых разведется очень много. Насекомые питаются листьями деревьев. Листья деревьев нужны для того, чтобы дерево дышало и выделяло в воздух кислород. А если птицы не будут уничтожать насекомых, погибнут деревья. А если не расцветут цветы, то не будет и насекомых, которые питаются их пыльцой. Прилетят птицы, а им нечего будет есть, и птицы могут погибнуть.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо постарались. Наше путешествие подходит к концу. Нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Слайд №22. Детский сад.

Воспитатель:

  •  О каком времени года мы говорили?
  • Какое задание вам понравилось больше всего?
  • Какое задание вам показалось трудным?

Я приготовила для вас медали. Сейчас вы оцените то, как вы выполняли сегодня задания и сами выберите медаль. Кто справился со всеми заданиями, выбирают медаль красного цвета. Кто допустил одну ошибку, выбирают медаль зелёного цвета. Кто не справился ни с одним заданием, выбирает медаль синего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему «Путешествие в весну»

закрепить представления детей о весне, о еёпризнаках; учить понимать смысл загадок и пословиц; узнавать и называть перелётных птиц, составлять описательные рассказы о них; активизировать речь детей; в...

Конспект занятии по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам»

Конспект занятии по развитию речи для средней группы...

Конспект НОД по развитию речи по теме: "Путешествие к дедушке в сторожку"

Возрастная группа: средняяОбучающие задачи:Формировать умение различать животных по особенностям внешнего вида.Развивающие задачи:Закреплять навыки произношения звуков З,ШВоспитательные задачи:Формиро...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Путешествие в осенний лес»

Цель:   развитие речевой и познавательной активности детей. Программное содержание:Образовательные:ü обобщить и систематизировать представления детей о времени года осень;ü систематизир...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»

Конспект занятия по развитию речи         для детей средней группы...

Конспект ООД по развитию речи:Составление рассказа «Путешествие по любимым местам станицы Ленинградской» в подготовительной логопедической группе.

Данная организованная образовательная деятельность расширяет представления детей о родном крае:  станице и их достопримечательностях. Воспитывает ответственность за сохранение культурно-историчес...