Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте на тему: «Волшебные звуки».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте

на тему: «Волшебные звуки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте

на тему: «Волшебные звуки».

Цель: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.

 Задачи образовательных  областей:

«Познание»: 

  1. Продолжать учить  детей на слух определять количество звуков.
  2. Закрепить знания о пространственных отношениях (снизу – вверх, слева -направо).
  3. Совершенствовать счет в пределах 4.

  «Коммуникация»:

1. Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с  помощью                       упражнений  общей артикуляционной гимнастики.

2. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.  

3. Воспитывать умение правильно произносить звуки.            4.Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр     голоса.

5. Формировать умение самостоятельно выделить заданный звук интонацией.

6. Сформировать понятие – звук и буква.

  «Социализация»:

1.Способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом   и детьми.          

2.   Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками. 

«Чтение художественной литературы»:

  1. Познакомить детей с одной  из малых форм фольклора – чистоговоркой.
  2. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.

 «Здоровье»:

    Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,                                     через динамические паузы на занятии.

 

«Музыка»:

    Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении гласных звуков (делаем глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук [а-а-а],  [о-о-о],  [у-у-у], [и-и-и],  [ы-ы-ы],  [э-э-э]).

Методические приемы:

1) Артикуляционная гимнастика (« Сказка  про веселый язычок»).

2) Работа с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его интонацией).

3) Фонетическая зарядка (пение гласных звуков).

4) Работа с раздаточным материалом (поселим звуки в домик).

5) Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.

6)  Работа с чистоговорками.

Предварительная работа:  наблюдения и выделение звуков в повседневной жизни; артикуляционная гимнастика со звуками ( [ а],  [ о],  [у ],[и],  [ы],  [э] ); дидактические игры («Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом»,  «Найди звук» ).

Демонстрационный материал: Карточки – схемы с изображением положения языка (для артикуляционной гимнастики.)  Предметные картинки (лук, дом, рак, сыр,лист ); два нарисованных домика без окон, красные кружки, буквы.

Раздаточный материал: листы с нарисованными домиками без окон, красные кружки.

Ход занятия.

 Артикуляционная гимнастика.

  Ребята,  я хочу рассказать вам «Сказку про веселый язычок». Послушайте. Сидел язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а».

Показываю карточку - схему  с изображением положения языка при произношении звука  [а].  (Хоровые и индивидуальные ответы детей) Хорошая песенка получилась.

Спою-ка я теперь другую,  - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «о-о-о». Показываю карточку - схему  с изображением положения языка при произношении звука  [о].  (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у».  Показываю карточку - схему  с изображением положения языка при произношении звука  [у].  (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Открыл широко рот и спел: «э-э-э». Показываю карточку - схему  с изображением положения языка при произношении звука  [э].  (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Выдвинул нижнюю губу вперед и пропел «ы-ы-ы».  Показываю карточку - схему  с изображением положения языка при произношении звука  [ы].  (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и». Показываю карточку - схему  с изображением положения языка при произношении звука  [и].  (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

 Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.

- Ребята, какие звуки пел язычок?

- Язычок пел звук: [а]

- Язычок пел звук: [о]

 -Язычок пел звук: [у]

 - Язычок пел звук: [э].  

 - Язычок пел звук: [ы].  

- Язычок пел звук: [и].

- Ребята, какие это звуки?

Это гласные звуки. Почему их называют гласными? Гласные звуки произносятся голосом их можно петь.

Работа с предметными картинками на нахождение гласного звука.

Предлагаю детям посмотреть на картинку. Ответить что на ней изображено, какой гласный звук есть в этом слове. При произношении слова  делаем ударение на гласный звук (сы-ы-ыр,  до-о-ом, ра-а-ак, лу-у-ук….).

 Ответ полным предложением.

 На картинке нарисован  сыр. В слове « сыр » гласный звук [ы].  

 На картинке нарисован  дом. В слове « дом » гласный звук [о].  

- Молодцы! Умеете определять заданный звук и находить его в слове.

Посмотрите на доску.  На ней находятся два домика. В этот  домик мы поселим  звуки – что мы делаем со звуками? (Звуки мы произносим  и слышим).  

 Работа с раздаточным материалом.

Построим каждому звуку по домику.

У меня есть дом, но в нем нет окон. Будем устанавливать окна.  В домиках для звуков окна будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, слева – направо. Посчитайте сколько этажей в доме? (четыре)  Начинаем  с первого этажа. Я буду произносить звуки, сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.

Первый этаж сделаем вместе.

АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько  окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.

Следующий этаж. Слушайте и считайте.

И

Устанавливайте.

Третий этаж.

Э – Ы – А

Четвертый этаж:

О-А-Э-У

Выполняйте. Молодцы!

Фонетическая зарядка.

Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук. [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы]  (Громко и тихо).

А теперь в обратную сторону.[ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].

Динамическая пауза.

Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.

Ребята, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них звук [И], вы будете хлопать:

Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.

  А теперь топните  ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте внимательно):

Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.

Молодцы!

 Работа с демонстративным материалом  у доски.

 У нас  есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква.  Что мы делаем с буквами? Мы их  пишем и читаем.

Поселим наши буквы в дом. Предлагаю найти заданную букву и поселить в домик. Требую от детей ответы полным предложением.

( Я нашла букву – А, поселим ее на первый этаж.)

Работа с чистоговорками.

Произнесите медлено чистоговорку, затем быстро. Индивидуальные и хоровые ответы детей.

Тра – тра – тра  в детский сад идем с утра.

Тру- тру- тру пыль везде сотру.

Тры- тры- тры у Вани две сестры.

Дидактическая игра.

Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук:

Кот – Окна  - Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.

Ива – кит - Даша, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.

Эхо-Эля - Паша, какой одинаковый гласный звук ты услышал.

Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.

Дуб – Утка - Лера, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?

Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.

Цветы – дым - Катя, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.

Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.

Итог. - Вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы занимались сегодня на занятии? Учились правильно произносить гласные звуки. Поселили звуки и буквы в домики, находили гласные звуки в словах. Познакомились с чистоговорками. Скажите, что мы со звуками делаем (произносим), а с буквами (пишем, читаем). Как мы обозначаем звуки (красными  кружками).