конспект " Согласный звук и буква Н"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Горева Людмила Валентиновна

 Цель: развитие фонематического слуха.

Образовательные задачи:

-закрепить представления о звуках Н (Н`);

 -познакомить  графическим обозначением звука.

Развивающие задачи:

1.Развивать умение:

-определять количество слогов в словах на слух;

-выделять звуки в составе слова;

-дифференцировать звуки по мягкости-твёрдости;

-определять позицию звука в слове;

-определять и называть основные качественные характеристики звуков при звуковом анализе слова;

-упражнять в чтении прямых и обратных слогов;

-совершенствовать умение составлять разные виды предложений с заданным словом.

2.Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.

Речевые задачи:

-упражнять в подборе слов – антонимов в правильном произношении звуков в речи.

Воспитательные задачи:

-воспитывать осознанное отношение к языку как особому объекту познания;

-воспитывать интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie._obuchenie_gramote_lyudochka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»

Конспект НОД

Образовательная область «Речевое развитие»

(обучение грамоте)

Тема: «Согласный звук и буква Н»

Группа № 5 «Ландыши»

(подготовительная)

Воспитатель:

Горева Л.В.

ноябрь, 2014г.

пгт. Ярега

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Ф.И.О. педагогического работника

Горева  Людмила Валентиновна

Место работы

МДОУ «Детский сад № 32»

Используемая общеобразовательная программа дошкольного образова-ния

Программа «Детство» Т.И.Бабаевой

Возрастная группа

Подготовительная

Область основной общеобразова-тельной программы дошкольного образования

Речевое развитие (обучение грамоте)

Тема непосредственно образова-тельной деятельности

Согласный звук и буква Н.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Целеполагание

Цель: развитие фонематического слуха.

Образовательные задачи:

-закрепить представления о звуках Н (Н`);

 -познакомить  графическим обозначением звука.

Развивающие задачи:

1.Развивать умение:

-определять количество слогов в словах на слух;

-выделять звуки в составе слова;

-дифференцировать звуки по мягкости-твёрдости;

-определять позицию звука в слове;

-определять и называть основные качественные характеристики звуков при звуковом анализе слова;

-упражнять в чтении прямых и обратных слогов;

-совершенствовать умение составлять разные виды предложений с заданным словом.

2.Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.

Речевые задачи:

-упражнять в подборе слов – антонимов в правильном произношении звуков в речи.

Воспитательные задачи:

-воспитывать осознанное отношение к языку как особому объекту познания;

-воспитывать интерес к чтению.

Предварительная работа с детьми

Словесные, дидактические, настольно-печатные игры, игровые упражнения на развитие фонематического слуха.

Дидактическое обеспечение непосредственно образовательной деятельности

Демонстрационный материал: письмо, магнитная доска, магниты; картинки – носок, нитка; домик с зелёной  - синей крышей, картинки, буквы, таблица-схема для характеристики звуков, букварь.

Раздаточный материал: «фонарики», карточки-слова, разноцветные фишки для ЗАСС, разрезная азбука (буквы).

Методы и приёмы

Практические: игровые, словесные, дидактические игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, творческие задания.

Наглядные: рассматривание таблицы-схемы, предметных картинок, букв, таблицы-домика.

Словесные: игровые упражнения, чистоговорки, чтение прямых и обратных слогов, словесные и дидактические игры, беседа.

Виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Этапы работы

Вводная часть

Определение целей, которые ставит педагог перед детьми на  данном этапе непосредственно образователь-ной деятельности:

-описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности детей в ходе непосредственно образовательной деятельности

І. Организационный этап.

Игра «Определи количество слогов в слове на слух» (стоя в кругу).

ІІ. Мотивационно-ориентировочный этап.

Сюрпризный момент: письмо и бандероль от жителей Читайгорода.

Основная часть

-изложение основных положений нового материала;

-описание методов, способствую-щих решению поставленных задач;

-описание основных форм и методов организации индивидуальной, групповой деятельности детей;

-постановка целей самостоятельной работы для детей;

-определение возможных действий педагога в случае, если ему  или детям не удаётся достичь поставленных целей;

-описание методов организации совместной деятельности педагога с учётом индивидуально-дифференци-рованных особенностей детей;

-описание форм и методов дости-жения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особен-ностей детей.

ІІІ. Поисковый этап.

1.Рассматривание карточек с заданиями.

2.Артикуляционная гимнастика. Для работы нам нужна гимнастика: ни для рук, ни для ног, а для нашего язычка и губ. «Окошечко – трубочка – заборчик – вкусное варенье – лошадка – поцелуйчик».

ІV. Практический этап.

Игра « Отгадай загадку».

Ни ботинки, ни сапожки, но их тоже носят ножки,

В садике и дома. На ножках детишек и взрослых

Красивые, удобные, цветные … (носки, один – носок)

- выдели и назови 1 звук в слове,

-характеристика звука по таблице-схеме.

Игра «Зажги фонарик»

(выделение звука Н из ряда звуков, слогов, слов)

звуки: а, у, н, с, м, н, и, о, н, п, н.

слоги: но, ам, ну, ла, со, на.

слова: сон, мох, стол, нож, сарафан, этаж, носорог, корзина, нота.

Игра «Повтори правильно»  (развитие дыхания, силы голоса).

на-но-ну-нэ – произнести шёпотом, тихим, громким голосом, с понижением и повышением силы голоса.

Игра «Отгадай загадку»

Ими вяжут, ими шьют, но сначала их прядут,

И в клубочки их мотают, на катушку собирают. (нитки, одна – нитка)

-выдели и назови 1 звук в слове,

-характеристика звука по таблице-схеме.

Игра «Мягкий – твёрдый» (стоя)

(На твёрдый звук – поднять руки вверх, на мягкий звук – хлопнуть в ладоши).

Тишина – деньги – океан – стена – осень – барабан – няня – зелень – стакан – корень – конец – смородина – апельсин.

Игра «Определи позицию звука в слове»

(твёрдый – синяя фишка, мягкий – зелёная)

насекомое     луна     слон     огонь     сын     конь

носок            банки    коньки     нож     санки     нос

ЗАСС  - «носок», «нитка»

(определение количества слогов в слове, ударного слога, количество звуков в слове – коллективная работа).

ЗАСС – индивидуально.

Проверка выполнения задания: 1 ребёнок у доски.

Итог-вывод: звук Н – согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким, может находиться в начале, в середине и в конце слова.

Дети получают 1 подсказку – букву К.

Игра «Скажи наоборот»

(слово должно начинаться на звук Н, Н`)

Высоко – низко, верхний – нижний, старый – новый, налево – направо, вылить – налить, земля – небо, день – ночь, конец – начало, снять – надеть, спрятать – найти.

Игра  «Не ошибись»

(развитие фонематического слуха)

На – ня – но – ни (девочки)

Ны – ни – ну – ны (мальчики)

Ни – ня – не – ни (все).

Чистоговорки (по рядам, хором)

Ни- ни – ни – грусть, тоску гони!

На – на – на – светит нам луна.

Но – но – но – на луне идёт кино.

Ну – ну – ну – ждут тебя одну.

Ны – ны – ны – смех и радость нам нужны!

Итог-вывод: все были внимательными, правильно подобрали и назвали слова-антонимы, старались чётко и правильно произносить звуки в словах.

2 подсказка – буква Н.

Динамическая пауза.

Чтобы лучше нам размяться,

Будем глубже наклоняться,

Наклоняемся вперёд, а потом наоборот.

Вот ещё одно заданье –

Выполняем приседанья.

Не ленись приседать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых.

За работу принимайтесь,

Дружно, громко, отвечайте.

Игра «Засели домик» (6 человек).

(картинки, в названии которых есть звуки Н, (Н`), их надо расположить в домике: твёрдый звук – под синюю крышу, мягкий звук – под зелёную крышу).

Итог-вывод: все дети были внимательны, правильно выделяли звук и располагали картинку под нужной крышей.

3 подсказка – буква И.

Каждый звук на письме обозначается буквой.

Игра «Какая буква лишняя?»

1.А, О, У, С                2.Л, М, Х, А

Ответы детей: 1.Лишняя буква С, т.к. буквы А,О,У – гласные, а буква С – согласная.

2.Лишняя буква А, т.к. буквы Л, М, Х – согласные, а буква А – гласная.

Показ буквы Н.

На букве Н, я как на лесенке,  сижу и распеваю песенки.

Буква Н состоит из 3-х элементов: из 2-х длинных вертикальных линий, и 1-й короткой горизонтальной линии.

Прописывание буквы Н в воздухе пальчиком.

Чтение слогов:

*Лодка по реке плыла, букву Н она везла.

Подплыла к причалу А, прочитаем дети …НА

*Подплыла к причалу О, прочитаем вместе …НО

*Подплыла к причалу У, прочитаем дружно …НУ.

Работа с разрезными азбуками

1.Какое слово говорят, когда погоняют лошадей (НО)

Составьте его из букв, прочитайте, поменяйте буквы местами, прочитайте слово ОН.

2.Когда мы что-нибудь даём другому человеку, мы говорим слово …? (НА).

3.Как называется мультфильм, где волк гоняется за зайцем? (Ну, погоди!). Составьте первое слово.

Итог-вывод: все правильно выполняли задания, составляли и читали прямые и обратные слоги.

4 подсказка – буква Г.

Игра «Составь отгадку на загадку»

Что можно увидеть ночью, с закрытыми глазами. (Сон)

Задание: превратите слово СОН в животное с большими ушами и длинным хоботом (Слон).

Итог-вывод: все справились с этим заданием.

5 подсказка – буква А.

Игра «Составьте предложения  со словом КНИГА».

Сюрприз-бандероль книга «Букварь».

Заключительная часть

-подведение итогов непосредствен-но образовательной деятельности (организация рефлексии);

-описание положительных действий детей;

-определение перспективы использования полученных качеств.

V.Рефлексивно-оценочный этап.

-Что нам надо было сделать?

-Что мы делали и как?

-Что было сложно, что получилось?

- Где это вам пригодится?

Все вы сегодня были - молодцы. Благодарю вас за работу.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы, жители Читайгорода, приглашаем вас в гости. Мы знаем, что вы совсем скоро пойдёте в школу и будете первоклассниками, а сейчас в детском саду вы не только играете, а узнаёте и открываете для себя удивительный и интересный мир букв и цифр.  

Чтобы попасть к нам в город, вам предстоит выполнить задания. Если вы правильно всё сделаете, то появятся подсказки, из которых вы должны будете собрать главное слово, указывающее дорогу в наш Читайгород. Мы очень надеемся, что вы сумеете справиться с нашими заданиями, и  очень скоро мы с вами встретимся.

Желаем вам успеха, удачи и очень ждём вас в гости!

С уважением жители Читайгорода.

Р.S. И ещё, мы для вас приготовили подарок, но вы его получите в том случае, если все задания выполните правильно, дружно помогая друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ: ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [Й\'], БУКВОЙ Й. (СТАРШАЯ ГРУППА)

Знакомство с согласным звуком [й\'], буквой Й. Занятие интегрированное включает в себя материал по  разделам программы:  ознакомление с художественной литературой и развитие речи, развитие эк...

Конспект НОД по обучению грамоте « Согласный звук [Ш]. Буква Ш».

Знакомство с буквой Ш, формирование правильного произношения звука  [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Определение  количества слогов и...

Конспект группового досугового занятия "Гласные и согласные звуки и буквы", подготовительная к школе группа.

Конспект занятия -путешествия. Цели: Развитие умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.Совершенствование навыков звукового анализа в процессе выделения глас...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему "Согласные звуки и буквы".

Конспект  из опыта  работы непрерывной образовательной  деятельности  на тему "Согласные звуки и буквы" ...