Конспект НОД по развитию речи на тему «Остров дружбы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Егорова Алена Алексеевна

Цель НОД: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”, через прочитанную художественную литературу.

Задачи НОД:

1.     Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

2.     Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений.

3.     Упражнять составлять  сложноподчиненные  предложения с союзами «потому что»,  «чтобы».  Активизировать  в  речи  детей качественные  прилагательные,  характеризующие  друзей;

4.     Привить доброжелательное отношение детей, чувство товарищества и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrov_druzhby.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16»

Конспект НОД

по развитию речи

на тему «Остров дружбы»

                                                                    Составил воспитатель

МБДОУ «Детский сад №16»

                                                      Егорова.А.А.

г.Богородск, 2016 г.

Цель НОД: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”, через прочитанную художественную литературу.

Задачи НОД:

  1. Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
  2. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений.
  3. Упражнять составлять  сложноподчиненные  предложения с союзами «потому что»,  «чтобы».  Активизировать  в  речи  детей качественные  прилагательные,  характеризующие  друзей;
  4. Привить доброжелательное отношение детей, чувство товарищества и взаимопомощи.

Словарная  работа:  Обогатить  речь  детей  прилагательными: «добрый», «верный», «честный»,  «смелый», «самоотверженный», «дружелюбный», «преданный», «надежный», «отзывчивый»,  «внимательный»,  «правдивый»,  «мужественный».

Предварительная  работа:

Чтение рассказов: В. Осеевой «До первого дождя»  и «Добрая хозяюшка».

 Л.Н. Толстого  «Два  товарища».

 К.Д. Ушинского «Вместе  тесно, а врозь  скучно». Обсуждение.

Толкование  пословиц  и поговорок о дружбе.

Проведение  игр,  способствующих  развитию   коммуникативных  качеств  детей: «Скажи  соседу  комплимент», «Мой друг».

Оборудование:  магнитная доска, компьютер, колонки, аудиозапись, ширма, песни В. Шаинского  «Дружба крепкая», «Верные друзья»

 

НОД:

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Сегодня такая хорошая погода! За окном уже зима, падает легкий снежок. Так и хочется пожелать всем – всем:

«Доброе утро!» Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям, веселым стихотворением.

Дети рассказывают стихотворение   и делают оздоровительный массаж в соответствии с текстом.

Доброе  утро,  улыбнись скорее

И сегодня весь день будет веселее (хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, носик и щечки

Будем мы красивые,  как  в  саду  цветочки

(постепенно  поднимают   руки вверх, выполняя движение «фонарики»)

Разотрем ладошки сильнее-сильнее,

А теперь похлопаем смелее-смелее

Ушки мы  теперь потрем

И здоровье сбережем,

Улыбнемся  снова!

Будьте  все  здоровы!  (Разводят руки в стороны).

-  Ребята, давайте посмотрим друг на друга,  и улыбнемся,  настроение  у  нас  хорошее,  и   сегодня  мы поговорим  о.... Нет-,  я не буду  вам ничего  говорить,  вы  сейчас  сами  обо  всем  догадаетесь.  Послушайте  песню....

Звучит  песня  «Дружба крепкая».

Воспитатель:  «Вы  догадались, о чем  мы будем  говорить?»  (мы будем говорить о дружбе и о настоящих  друзьях).

Воспитатель:  «Что  такое дружба?»

Ответы детей. (Дружба – это  когда  дети играют вместе, делятся игрушками,  не ссорятся).

Воспитатель:  «А бывает так, что друзья иногда  ссорятся?» (Да, бывает).

Воспитатель:  «Я думаю, если мы  будем  соблюдать  эти  правила,  то  в  нашей  группе  никогда  не  будет  ссор.  Вы  ничего  не  слышите?  Мне  кажется,  за  ширмой  что-то  происходит.  Давайте  посмотрим».

(Воспитатель превращает ширму в море, и прикрепляет корабль  «Дружба»)

Воспитатель:  ребята, посмотрите, к нам приплыл корабль. Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, мы с вами отправимся в большое путешествие на «Остров дружбы». Поэтому, я предлагаю сесть удобнее, и отправиться в плавание.

Звучит песня «Верный друг», в это время дети вместе с воспитателем выполнят движения под музыку.

Воспитатель:  вот мы с вами и приплыли на «Остров дружбы»

 Остров Дружбы всех подружит,

Всех научит нас дружить,

Всех теплом своим согреет

И заботой окружит.

Мы дружить со всеми рады,

Ведь с друзьями веселей.

Будем мы одной командой,

Будем дружными теперь!

Воспитатель:  посмотрите, нам оставили сундучок, давайте посмотрим, что же в нем лежит.

(воспитатель открывает сундучок, и достаем записку)

Посмотрите, жители острова  не хотят нас пускать к себе в гости, они думают, что мы с вами не очень дружные, а чтобы это доказать мы должны выполнить их задания. Вы хотите доказать что вы дружные? (ответы детей). Тогда вперед к приключениям!

(воспитатель вешает на доску карту острова с заданиями)

Воспитатель:  Ребята посмотрите, а что это?

Дети: карта

Воспитатель: правильно, а на ней приготовлены задания. Ребята а как же мы поймет откуда нм начинать свое путешествие?

Дети: нужно найти цифру один.

Воспитатель: правильно.

(предлагает одному из детей подойти  карте и взять из кармашка под цифрой 1,2 и т.д. задание)

Задание №1. Жители острова хотят, чтобы вы разделились на две команды. За каждые правильные ответы вы будете получать фишки, которые будете складывать в общую копилу. В конце мы подсчитаем, какая команда больше наберет фишек.

(играет музыка, и ребята длятся на две команды)

Задание №2.

Но, если, честно, то в жизни друзья могут не только играть, заниматься или что-то строить, но и ссориться. Бывает такое? Посмотрите, ребята, что однажды произошло.

Лена принесла в детский сад новый красивый мячик и никому его не давала, играла одна. Катя попросила мячик, чтобы тоже поиграть. Лена не давала, и Катя, не выдержав, отобрала его и убежала.

Хорошо ли поступили девочки? А как бы вы поступили на месте Лены? Кати? Что бы вы им посоветовали?

Конечно, им надо было договориться и поиграть вместе.

Ребята, признайтесь честно, а вы иногда ссоритесь с друзьями? Покажите без слов свое настроение, когда вы обиделись, поссорились. Ой, какие сердитые лица! Настроение плохое. А теперь повернитесь друг к другу и вместе скажем слова примирялки (дети «мирятся» с соседом).

Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!

(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).

Воспитатель. Молодцы, вы справились с этим заданием и получаете фишку.

А, давайте теперь найдем  цифру 3. Вот следующее задание. Предлагаю вам поиграть.

Ребята, давайте встанем парами и поиграем в игру “Дрозд” (под музыку).

(Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: " Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга".

При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена.

Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.)

- Вы улыбаетесь, а улыбка – это символ добра. Вам хорошо вместе.

Воспитатель. Молодцы! Проходите на свои места. Получаете опять фишку. Попробуйте найти задание под  цифрой 4.

Теперь совсем другое дело. Я вижу веселые лица, улыбки. У всех хорошее настроение. И, наверное, всем хочется поиграть с этим красивым мячиком который так не могли поделить девочки Лена и Катя. Тогда я приглашаю вас встать. Игра называется «Мой друг». Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и говорю, какой ваш друг. Если вы согласны – повторите мои слова, если не согласны – скажите по-другому, а мячик всегда возвращаете мне.

твой друг – плохой? (Нет, мой друг хороший)

твой друг – капризный? (послушный)

твой друг жадный? (Добрый, щедрый)

твой друг ленивый? (трудолюбивый)

твой друг злой? (добрый)

твой друг вредный? (послушный, хороший)

твой друг глупый? (умный)

твой друг грустный (веселый)

твой друг жестокий? (добрый)

твой друг грубый? (послушный, добрый, хороший)

твой друг страшный? (красивый)

твой друг надежный? (Да, мой друг надежный)

твой друг умелый?

твой друг талантливый?

5. Воспитатель. Спасибо, ребята, и раздаю я вам фишки за правильные ответы. Переходим мы теперь к следующей цифре 5.

Вот и снова задание.

Динамическая пауза “Если есть хороший друг”.

- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Садятся.

6. Воспитатель. Вот и цифра 6 ….

Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе?

(хранить секреты и помогать друг другу).

-Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу.

Игра «Друг без друга нам нельзя»

Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Последние, повернувшись лицом, друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия (перешагивают через кубики и обходят кегли).

Воспитатель. Ну вот, ребята и последняя цифра 7,

«Русский  народ  издавна  ценил  верную,  крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок.  Вспомните  их,  пожалуйста, и постарайтесь объяснить».

Настоящий  друг познается  в  беде.

Вместе  тесно,  а  врозь – скучно.

Один за всех,  а все  за  одного.

В настоящей  дружбе так:  сам пропадай,  а  товарища  выручай.

Нет  друга – так ищи,  а нашел – береги.

Воспитатель читает стихотворение  о  дружбе:

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда  при  солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется  помочь?

Ведь  он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но... если друга  надо  звать –

То  вряд ли это друг.

Итог. Сюрпризный момент.

- Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Но внимание перед вами есть сердечки красного и черного цвета, хорошие и плохие пожелания. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, сам для себя решит какого цвета и бросит его в копилочку.

-Теперь я спокойна за вас. Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи па тему: " Дружба".

Программное содержание:Формировать у детей умение составлять небольшой рассказ, используя в речи названия действия Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба».Расширять представления о том...

Конспект НОД по развитию читательских умений Тема занятия: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Цель:-знать   понятия   «дружба»,    «эгоизм»,    «зависть»,о творчестве В.Осеевой; -обучать умению отличать настоящую дружб...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Что такое дружба"

Дети получают письмо от Шапокляк, в котором она просит их рассказать, что такое "дружба" и построить "дом Дружбы". Дети по "кирпичикам" строят "дом Дружбы", вып...

Конспект беседы по развитию речи на тему: "Друзья и дружба"

КОНСПЕКТ  БЕСЕДЫПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИНА  ТЕМУ:«ДРУЗЬЯ И ДРУЖБА»...

Конспект занятия по развитию речи на тему: “ДРУЖБА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ” для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание : уточнить представления детей о том, что значит”уметь дружить”; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотношени...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Дружба» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Дружба»в подготовительной группе...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы»

Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить  доброжелательности.Задачи:Образовательные: - формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с деть...