Конспект занятия по развитию речи и грамоте в старшей -разновозрастной группе (5-7 лет)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Ирина Викторовна Щетинина

Тема: «Гласный звук «Ы», буква «Ы».

 

                    Подготовила: воспитатель- Щетинина Ирина Викторовна

 

Цель: закреплять правильное произношение звука «Ы».

 

Задачи:

Образовательная: - уточнение и закрепление знаний о звуке и букве Ы;

- выделение звука Ы из ряда звуков и слога с заданным звуком из слова;

- закреплять правильное произношение звука Ы.

Развивающая: - развивать речь детей;

- развивать зрительное и слуховое внимание детей;

- развивать фонематический слух;

Воспитательная: - воспитывать усидчивость детей, организованность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи и грамоте в старшей -разновозрастной группе (5-7 лет)

                     Тема: «Гласный звук «Ы», буква «Ы».

                    Подготовила: воспитатель- Щетинина Ирина Викторовна

Цель: закреплять правильное произношение звука «Ы».

Задачи:

Образовательная: - уточнение и закрепление знаний о звуке и букве Ы;

- выделение звука Ы из ряда звуков и слога с заданным звуком из слова;

- закреплять правильное произношение звука Ы.

Развивающая: - развивать речь детей;

- развивать зрительное и слуховое внимание детей;

- развивать фонематический слух;

Воспитательная: - воспитывать усидчивость детей, организованность.

Демонстрационный материал: картинка лодки с детьми и плывущим теплоходом, картинки  (среди которых встречается звук Ы) бык, стол, шары, крыша, труба, дым, часы, кони. Настольная маршрутная дорожка «Карта побережья», стилизованная буква Ы, печатная буква Ы.

Раздаточный материал: - карточки с плюсом и минусом на каждого ребенка, буквы А.О.У.Ы, фигурки корабликов с написанными согласными на бортах ( по числу детей в группе), веревочки или шнурки.

Изготовление маршрутной дорожки: игра выглядит в виде изображения части моря и части побережья. По побережью наклеиваются гласные буквы, на передвижных фигурках корабликов написаны согласные М.С.Х.Ш.Л. Игра выполняет две функции:

  1. Когда кораблики с согласными на борту «подплывают» к берегу, где находятся гласные, дети прочитывают получившиеся прямые и обратные слоги.
  2. На карте побережья находятся пункты маршрута, проходя которые, дети выполняют различные задания.

                                              Ход занятия:

1.Организационный момент:

Воспитатель:- Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения ( показывает картинки лодки с детьми и плывущим теплоходом). «Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке. (имитация гребли веслами: руки вперед – развести в стороны.) Тихо качались волны. ( показать плавные движения поднятых вверх рук). Навстречу детям плыл теплоход ( руки вытянуть вперед, ладони сложены вместе), он загудел: Ы-Ы-Ы. (дети произносят также протяжно). Дети продолжали плыть.( показать движение работы на веслах).

Теплоход опять загудел ( воспитатель произносит вместе с детьми): Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода. (помахать кистями поднятых вверх рук). Они на лодке ловили рыбу (показать движения), а также ныряли в воду и плавали». ( показать движения).

2.Основная часть:

Воспитатель: - Ребята, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы) – О каком звуке мы сегодня будем говорить?

Дети: - О звуке Ы

Воспитатель: - Когда мы произносим звук Ы, нет преграды, воздух проходит свободно, мешает ли что-нибудь при его произношении? (нет). Какой это звук? (гласный).

Воспитатель: - Чем гласные отличаются от согласных? ( их можно петь). Фишкой  какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? ( фишкой красного цвета).

(Рассматривается настольная маршрутная дорожка «Карта побережья»)

                                         Пункт I. Водопад.

Проводится игра: «Поймай звук»

Воспитатель: - Чтобы перебраться через водопад и двигаться дальше, надо поднять карточку с минусом, если не услышите звук Ы в названии слова, карточку с плюсом, когда услышите слово со звуком Ы: горы, сок, сын, лак, куст, пыль, дом, дым, и т.д.

                                          Пункт II, Холм.

Проводится игра: «Разбери карточки».

(упражнение проводится в положении «Сидя на коленках» на ковре)

Воспитатель: - Только мы собрались продолжить свой путь, как дорога внезапно оборвалась, и нам пришлось прыгать с холма. Все встали, подпрыгнули, перешагнули через камни и тихонько сели в круг. Пока мы прыгали, все карточки- картинки рассыпались. И надо теперь выбрать из карточек только те, где в названии есть звук Ы.

       Пункт Ш. Таинственная пещера. Представление буквы Ы

(воспитатель показывает печатную букву Ы, стилизованную букву Ы)

Воспитатель: - Мы обнаружили таинственную пещеру, только собрались туда заглянуть, но не смогли. Знаете почему? Потому что с нами в путь отправилась буква, которую мы сегодня изучаем. Какая это буква?

Дети: - Буква Ы.

Воспитатель: ( показывает печатную букву Ы)- Из каких элементов состоит буква Ы?

Дети: - Из двух полочек и половинки круга.

Воспитатель: - Нарисуйте букву Ы в воздухе и выложите ее с помощью веревочек.

Воспитатель: ( показывает стилизованную букву Ы). – Поглядите, какая она толстенькая. Вот она и не смогла пройти внутрь пещеры, просто застряла.

«Ы» - какая ты толстушка!

Твой животик как подушка!

Чтобы легче было жить,

Палочку пришлось добыть!

                                    И. Лопухина

Физкультминутка:

«Ы»- сказала буква Ы,-                    показываю букву Ы.

Озорная буква Ы -                            хлопки над головой и сзади туловища.

Я не просто буква Ы -                     хлопки вверху, руки в стороны

Я несчастная увы…

Я в начале не бываю:                      руки на поясе, лопатки свести, расправить

Слов своих не начинаю-

Все в конце, увы, увы,                      ходьба на месте

Ставят чаще Ы-Ы-Ы

Вот какая буква Ы                    поднять руки вверх, развести в стороны,

Невезучая, увы!                          отпустить вниз, наклониться, руки и кисти        

расслаблены.

                                        Пункт IY. Болото

( для игры потребуются буквы А,О,У,Ы из разрезных азбук или сделанные воспитателем карточки с гласными).

Воспитатель: - Чтобы перейти через болото, надо прыгать с кочки на кочку. Вот такими кочками и будут для нас наши карточки с буквами, которые мы будем выкладывать через болото.

Я называю слова, вы находите только гласный звук и выкладываете эту букву на стол, за ней – следующую и т. д.

( слова: вол, бак, сын, дом, рысь, раз, лук, дым; у детей дорожка на столах- такая « дорожка из букв- О, А, Ы, О, Ы, А, У, Ы)

                                  Пункт Y. Игра «Капитан»

( игра проводится у доски, дети выбирают себе корабли с буквами)

Воспитатель: - Играем в капитанов. Выбирайте каждый себе корабль, на котором написаны согласные, и подплывайте к островкам с согласными. Капитан корабля читает получившиеся слоги.

( Вторая группа детей может читать слоги только с изученными гласными и согласными (А,О,У,Ы,М,С,Х,Ш,Л). Для первой группы детей можно усложнить задание: «Доскажи до целого слова»)

                                             Пункт YI.

Игра «Измени в словах звук О на звук Ы»

( упражнение проводится на ковре в позе лотоса. Воспитатель читает стихотворение, выделяя голосом (читает протяжно) звук О. Дети меняют его на звук Ы).

Воспитатель: -            С тобою «Ы» играет в прятки.

Найди скорее опечатки.

В словах ошибки все исправь,

На место букву «Ы» поставь!

Увидел я в клетке рысь,

Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»

На столе- большая пышка,

В норку её тащит мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

В загоне около избы

Стоит рогатый сильный бОк.

Приоткрыв у миски крОшку,

Сор и брОнзу видит мОшка,

Любит мОшка брОнзу, сОр,

Хоть и много в сОре дОр!

И.Лопухина.

3.Заключительная часть:

Работа в тетрадях ( написание буквы Ы по точкам)

Итог занятия:

Воспитатель: - Какой звук мы сегодня изучали?

Дайте характеристику. Обобщающие вопросы по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи и грамоте в старшей группе "Знатоки родного языка"

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте "Знатоки родного языка"...

Конспект открытого интегрированного занятия (по математике, развитию речи и грамоте) в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»

Конспектоткрытого интегрированного занятия(по математике, развитию речи и грамоте)в старшей логопедической группе  Тема: «В поисках сюрприза»...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи, обучению грамоте и ФЭМП на тему: «Загадки Феи Сказок» для детей подготовительной группы

Коннспект интегрированного занятия с использованием загадок по теме самообразования: «РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»....

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте в старшей группе .

Тема занятия: «В поисках клада Лесовичка»Программное содержание: Обучающие задачи: закрепить умения обобщать, классифицировать, использовать все части речи; закреплять умение проводить зву...

Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе «По тропинке знаний»

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bull...