Конспект занятия по обучению грамоте. "Поможем человеку Рассеянному"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по обучению грамоте.
Тема: «Поможем Человеку Рассеянному» (по произведениям С.Я.Маршака)
Санкт – Петербург 2013г
Цели:
1. Профилактика нарушений письменной речи.
2. Уточнение и активизация словаря по теме «Творчество С.Я. Маршака»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнение и активизация словаря по теме «Творчество С.Я. Маршака».
2. Совершенствование грамматического строя речи.
3. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
4. Дифференциация согласных звуков с – ш.
5. Совершенствование навыка чтения.
6. Учить ориентироваться на листе бумаги.
7. Развивать чувство рифмы.
8. Профилактика нарушения посменной речи.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие координации речи с движением.
4. Развитие тактильной чувствительности.
5. Развитие связной речи мышления.
6. Развитие операции слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-воспитательные:
1. Поддерживать интерес к поэтическому творчеству С.Я Маршака.
2. Развивать воображение.
3. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельности, ответственности.
4. Развивать навык выразительного чтения стихов.
Задачи на развитие интегративных качеств:
1. Развивать любознательность.
2. Поддерживать интерес к творчеству детских писателей.
3. Развивать умение использовать простые схематичные изображения.
Оборудование:
1. Коврографы
2. Разрезные картинки
3. Плоскостные изображения домиков, поезда с тремя вагонами
4. Шесть емкостей с различными крупами (чечевица, рис, пшено, греча, фасоль, горох)
5. Слоговое домино
6. Карта-схема из 9 квадратов
7. Звуковые символы
8. Звуковая линейка
9. Мультимедийное оборудование (экран, проектор)
10. Два рюкзака с вещами
11. Листы в крупную клетку и карандаши
12. Мешочек с пластмассовыми буквами
Предварительная работа.
1. Чтение произведений С.Я. Маршака.
2. Заучивание стихов, загадок.
3. Рисование героев из произведений С.Я. Маршака.
4. Лепка и аппликация по теме.
5. Подбор рифмы к различным словам.
6. Посещение библиотеки.
Ход:
1. Организационный момент.
Создание эмоционально-положительного фона.
Воспитатель: - Дети, сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними.
- Мы с вами поиграем, а гости на нас посмотрят.
- Что мы слышим ушами? (звуки)
- А что мы видим глазами? (буквы)
- Мы сегодня будем играть со звуками и с буквами.
- Подойдут ко мне те дети, в чьих именах первый звук –согласный мягкий
(Тимофей).
Игра «Живые звуки».
Воспитатель раздает детям символы.
Ребенок (1): - Я звук «Р» - согласный твердый
Ребенок (2): - Я звук «А» - гласный.
Дети по очереди характеризуют свои звуки – символы.
Воспитатель: - Соберитесь, звуки, в слово «Маршак».
- А кто такой «Маршак»? (знаменитый детский поэт и переводчик)
- А сейчас мы с вами…
Входит Человек Рассеянный (второй воспитатель), перед ним катится клубок ниток.
- Здравствуйте! Кажется, я заблудился!
- Я вышел из поезда и потерялся.
- Как же мне вернуться обратно?
Воспитатель: - Ребята, кто это?
Дети: - Человек рассеянный.
Воспитатель: - Ты, видимо, ориентируешься плохо и поэтому заблудился. Кто же в наше время ориентируется по клубку ниток?
- Мы будем учиться ориентироваться. А поможет нам карта с заданиями. Если ты будешь нам помогать, то сможешь вернуться обратно.
Рассеянный: - Спасибо, я согласен.
Волшебная карта.
Воспитатель: - Рассеянный, покажи центральный квадрат. (Рассеянный переворачивает соответствующий квадрат, на котором изображена книга).
Рассеянный: – Ой, это же моя любимая книга (показывает ее).
На ней написано: ХИ-СТИ И
ГАД-ЗА-КИ
Воспитатель: - Что это за название такое? Дети, исправьте ошибки (стихи и загадки).
Рассеянный: - Надо же, какое красивое название у моей любимой книги! А я знаю очень интересные стихотворения Маршака. Давайте поиграем в игру «Подбери рифму»: я буду произносить начало стихотворения и бросать вам мяч, а вы договаривать его.
Рассеянный: - Молодцы! Стихи хорошо знаете, а загадки разгадать сумеете? Ну, тогда всё внимание на экран.
Загадки с использованием экрана.
(Рассеянный загадывает детям загадки, а на экране появляются отгадки)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Тапки)
Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
Что за чудо!
Что за чудо!
Кто-то выбежал оттуда
На колесах и с трубой
Хвост волочит за собой. (Паровоз)
В полотняной стране
По реке простыне
Идет пароход
То взад, то вперед
И за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Под Новый год
Пришел он в дом
Таким румяным толстяком
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)
Рассеянный: – Какие вы умные ребята, всё, всё знаете.
Воспитатель: - Алёша Ш. ,покажи левый верхний квадрат карты. (Ребёнок показывает, переворачивает, там нарисован ручеёк).
Рассеянный: – Что это?
Дети: - «Ручеёк»
Воспитатель: - Для того чтобы вы смогли перебраться через ручеек, нужно назвать предметы ласково.
(Воспитатель раздает картинки с отгадками, дети называют ласково предмет и перешагивают через ручеек.)
Воспитатель: - Молодцы, через ручеёк перебрались. Алёша К. , покажи правый верхний квадрат. (Показывает, переворачивает, там изображены два дома).
Рассеянный: - игра «Кто в каком домике живет?»
- Нужно взять картинку, определить первый звук в названии предмета, изображённого на ней. Если первый звук согласный твёрдый, то картинку нужно «поселить» в домик с синей крышей, а если первый звук согласный мягкий, то картинку нужно «поселить» в домик с зеленой крышей.
Ребенок говорит: - В слове «картина» первый звук твердый согласный и поэтому я вставлю картинку в домик с синей крышей.
(Дети по одному подходят к столу, берут картинку и рассказывают про неё по заданию)
Воспитатель: - Молодцы.
Ира, покажи центральный верхний квадрат карты.
(Показывает, переворачивает, там изображён поезд).
Воспитатель: - Это «Весёлый поезд». Нужно животных из зоосада отправить в путешествие.
Перед детьми коврограф с изображением животных.
- Каких животных вы узнали?
Дети называют животных и читают строчки из стихотворения «Детки в клетке».
СЛОН
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
ЖИРАФ
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
ЗЕБРА
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
СОВЯТА
Взгляни на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
ПИНГВИН
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
МАРТЫШКА
Мартышка вспоминает
Страну свою – Алжир
И утром принимает
Прохладный рыбий жир.
Воспитатель: - Эти замечательные животные отправляются в путешествие на поезде.
- В этом поезде три вагона. В первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог, во втором вагоне – в названии которых два слога, а в третьем вагоне – три слога.
Рассеянный: – А как узнать, в каком слове сколько слогов?
Дети: - Нужно определить, сколько в слове гласных звуков (с помощью руки, приложенной к подбородку)
Ребенок (1) берет картинку со слоном и отвечает:
- В слове «слон» один гласный звук и один слог, поэтому слон поедет в первом вагоне и.т.д.
Дети по очереди определяют количество слогов в словах и «рассаживают» зверей в поезд.
Рассеянный: – Ой, вы, наверное, устали?
- Давайте поиграем.
Физкультминутка.
Однажды старушка отправилась в лес
Приходит обратно, а пудель исчез.
Искала старушка 14 дней
А пудель по комнате бегал за ней.
Воспитатель: - Матвей, открой левый нижний квадрат карты ( на нём изображена миска).
Рассеянный: – А что это за миска?
Воспитатель: - Это Рассеянный не миска, а «Пальчиковый бассейн» (в каждой из шести мисок находятся разные наполнители (поролон, пуговицы, крышечки).
- Подойдите, пожалуйста, к бассейнам.
- Нужно опустить руки в бассейн и найти карточки со слогами, а затем составить из этих слогов понятное слово.
Дети составляют слова: Багаж, почта, старушка, кораблик, кузнец, пони. (Рассеянный тоже выполняет задание).
Рассеянный: – Я узнал!
- Это же название стихов Маршака!
Воспитатель: - Тимофей, покажи правый центральный квадрат карты (с изображением схем предложений).
- Ребята, мы с вами составляли из слогов слова, а сейчас мы поиграем в игру «Составь предложение», будем из слов составлять предложения.
Рассеянный: – раздаёт контейнеры с карточками, а дети, взяв контейнер, выкладывают на ковре разные предложения с использованием предлогов: к, от, около, за, и слов действий. (Старушка сидит около коровы.)
Рассеянный: – Какие вы молодцы! Только у меня от ваших заданий уже глаза устали!
Воспитатель: - чтобы глазки отдохнули, проведём физкультминутку для глаз, внимание на экран, следите за движением предметов на экране.
Воспитатель: - Рассеянный, покажи левый центральный квадрат карты. (Показывает, открывает).
Рассеянный: – Ой, здесь нарисован какой – то мешочек!
Воспитатель: - Рассеянный, а ты помнишь, куда собирался ехать?
Рассеянный: – Нет.
Воспитатель: - А вот этот «Чудесный мешочек» поможет нам это выяснить.
Рассеянный: – Подходит к каждому ребёнку, который на ощупь узнаёт букву, называет её и только потом достаёт.
На каждой букве, сзади написана цифра (от одного до шести).
Рассеянный: - Дети, разместите по порядку буквы на магнитной доске.
Воспитатель: - Прочитайте слово, которое получилось. (Москва).
Рассеянный: – Ура! Теперь я вспомнил, что собирался в Москву.
Воспитатель: - Андрей, покажи нижний центральный квадрат карты (на котором изображены сумки с вещами).
Рассеянный: - Ой, вещи. А где мои вещи?
Воспитатель: - Не знаю, у нас в саду порядок, нигде ничего не валяется, давайте посмотрим в потеряшках , может сюда нечаянно попали вещи? (Воспитатель достаёт коробку с потеряшками, смотрит с детьми вещи).
Рассеянный: – Да, это мои вещи. А как же я их понесу?
Воспитатель: - Нужно помочь Рассеянному собрать вещи в сумки. Игра «Собери вещи».
- Вещи, в названии которых есть звук и буква «С», положим в одну сумку, а вещи, в названии которых есть звук и буква «Ш» в другую. (Ребёнок достаёт вещь, называет её и объясняет, куда её надо положить и почему).
Воспитатель: - Молодцы!
Рассеянный: – Спасибо вам большое. Теперь я и вещи свои нашёл, и вспомнил, куда еду. Мне пора на поезд, до свидания ребята.
Воспитатель: - Погоди, Рассеянный, а номер своего поезда ты знаешь?
Рассеянный: - Ой, и это я не помню.
Воспитатель: - Не волнуйся, мы тебе поможем. На нашей карте остался всего один квадрат. Назовите его правильно (правый нижний квадрат).
Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Шагаем по клеточкам» и узнаем, какой номер поезда у Рассеянного.
- Перед вами листочки в клеточку с точкой, я буду задавать вам направление движения карандаша и количество клеточек.
- Рассеянный, ты тоже выполняй с нами это задание. (Логопед диктует: 4 клетки влево и т.д.)
Воспитатель: - Какая цифра у вас получилась, дети? (5)
Рассеянный: – Верно! Это номер моего поезда. Мне пора ребята. Спасибо, что научили меня ориентироваться. Я всё запомнил и никогда больше не потеряюсь. А на память о нашей встрече я подарю вам свою книгу.
До свидания! (Рассеянный уходит)
Итог:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами вспомнили произведения замечательного детского писателя С.Я. Маршака, поиграли со звуками и буквами и научились ориентироваться. Большое спасибо, вы молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"
Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-78817-1350741647.jpg)
Компьютерная презентация к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"
презентация является приложением к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-332282-1383667593.jpg)
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. "Поможем Мальвине." для детей подготовительной группы.
С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по обучению грамоте проводится систематическая работа по:1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направления...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/26/picture-1074579-1540557583.jpg)
Презентация к итоговому занятию по обучению грамоте"Поможем Незнайке и его друзьям"
Для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-1208276-1579358333.jpg)
Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»
Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/05/picture-1414101-1657035333.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте Поможем Буратино
Конспект НОД по обучению грамоте Поможем Буратино...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-535335-1416565522.jpg)
Итоговое занятие по обучению грамоте "Поможем Буратино"
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Поможем Буратино"...