Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук [C']
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Шубина Ольга Рюриковна

Сформировать представления о букве ЭС и звуках [С], [С'], уме­ния различать их по твёрдости-мягкости, способу произнесения.

Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способ­ности сравнивать слова по звуковому составу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote_.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «По дороге к азбуке»

Подготовительная группа

Воспитатель: Шубина Ольга Рюриковна

Тема: Звук [С']

Цели: 

Сформировать представления о букве ЭС и звуках [С], [С'], умения различать их по твёрдости-мягкости, способу произнесения.

Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способности сравнивать слова по звуковому составу.

Закрепление представления о смыслоразличительной роли фонем. Совершенствование умений производить сложные виды звукового и слогового анализа, применять мыслительные операции к звуковому и слоговому составу слов.

Развитие грамматического строя, связной речи.

Развитие памяти, мышления, воображения, тонкой моторики.

Наглядность:

  • иллюстрации в пособиях;
  • обозначение звуков [С], [С'] и гласных звуков;
  • картинки на звуки [С] и [С'] в словах;
  • кассы звуковые, прописи, синий и зелёный карандаши.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя. «Доброе утро!»

 Доброе утро, солнце!  Доброе утро, день!

 Доброе утро, дети!  Доброе утро, всем!

Воспитатель спрашивает детей:

- Вы любите ходить в парк?

- Что вам больше всего нравиться в парке?

- Ребята, вы хотите отправиться в парк? М/п/и «Хорошая дорога»

- Вот мы и добрались до нашего парка.

- Посмотрите, сколько здесь интересного…

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о звуке [C], развивать память, внимание, речь.

- Кто из вас помнит, где проводилось соревнование воздухоплавателей?

- Какое участие принял насос в проведении соревнования воздухоплавателей?

- Какой звук издавал?

- Дайте характеристику звуку  [C] (согласный, глухой, твёрдый).

Выслушиваются ответы детей. (дети отвечают)

- Молодцы, ребята, вы рассказали все правильно.

- С/и «Поймай звук» (носок, сова, апельсин, стул, лист, сено)

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о звуке [С']; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

После окончания соревнования воздухоплавателей все его участники разбрелись по парку. Игрушки тоже последовали их примеру.

Когда они подошли к аттракционам, то выяснилось, что все места оказались уже занятыми и освободятся ещё не скоро. Игрушки уже приготовились к долгому и утомительному ожиданию в очереди для желающих покататься, как вдруг увидели в сторонке одиноко стоящую нарядную карусель.

Наши друзья с радостью устремились к ней и поспешили занять места.

И тут выяснилось…

Сначала дети рассматривают рисунок и рассказывают, что на нём изображено; выявляют узловые моменты сюжета.

Далее дети пытаются логически определить, что этому предшествовало.

Затем рассуждают, что произошло бы впоследствии.

  После анализа изображённого на рисунке сюжета составляем план рассказа.

  Далее дети составляют рассказ самостоятельно.

  Чтение оригинала, проверяем правильно, ли дети составили сюжет.

РАССКАЗ

И тут выяснилось, что карусель не работает. Не желая сдаваться, игрушки попытались её подтолкнуть (см. рис. на с. 28).

Под воздействием их невероятных усилий большая и тяжёлая карусель наконец-то сдвинулась с места, издавая при этом какой-то звук:

- Как вы думаете, какой звук издаёт сломанная карусель? «Сь-сь-сь».

   - Скажите, ребята, вы смогли правильно назвать звук, который издаёт сломанная карусель?

- А если мы не знаем, что мы делаем? (выслушиваются ответы детей).

- Кто задаст мне вопрос? А как правильно надо спрашивать у взрослых? Воспитатель дает возможность 2-3 детям проговорить вопрос вслух, а затем отвечает на него.

Но вскоре вновь карусель остановилась.

«Всё! Я больше не могу её толкать», - устало сказал Лисёнок и в изнеможении повалился на траву, а вслед за ним и Мудрая Сова.

«Кажется, я понял, как можно заставить эту карусель кружиться!» - воскликнул Ёжик и куда-то ушёл. Через некоторое время он вернулся с маслёнкой. Этим маслом он смазал все детали карусели. И после этого стоило Ёжику лишь слегка её подтолкнуть, карусель тут же завертелась как новенькая, приглашая всех желающих прокатиться с ветерком.

П/и «Карусель»

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: закрепление представления о букве ЭС и звуках [С], [С'], умения различать их по твёрдости-мягкости, способу произнесения.

  • Сегодня мы поговорим о звуке [С'].
  • Картинка, где изображено, как скрипит карусель, обозначает звук [С'].
  • Кто сможет дать характеристику звуку [С']. (Согласный, глухой, мягкий.)

(Согласный звук при произношении встречает преграду: губы, зубы, язык;

глухой – произносим шёпотом, горлышко не дрожит;

мягкий – произносим мягко). Найдите на рисунке звук [С'].

Дидактическая игра на выявление звука [С'] в словах. (работа с рисунком)

  • Какие фигурки установлены на этой карусели? (лось, семь, восемь, гусь, синичка)
  • Какой звук есть в этих словах? (звуковая культура речи)

- Объясни, почему ты так решил.

  • Назовите слова, в которых слышится звук [С'].

  • Выложите слоги: [С'А]-[АС']-[ОС']-[С'О]-[С'У]-[УС']-[ЭС']- [С'Э]- [С'И]- [ИС']- [ЫС'] (работа с раздаточным материалом).

Физкультминутка.

  • Мы подуем высоко: - с-с-с. (Произнося звуки, дети встают на носочки поднимают вверх руки).
  • Мы подуем низко: - с’-с’-с’. (Приседают).
  • Мы подуем далеко: - с-с-с. (Выпрямляются, наклоняются вперёд, вытянув руки).
  • Мы подуем близко. - с’-с’-с’. (Стоят прямо, руки подносят ко рту).

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: закрепление представления о букве ЭС и звуках [С], [С'], умения различать их по твёрдости-мягкости, способу произнесения. Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способности сравнивать слова по звуковому составу

5.1. Работа с рисунком (с. 29). (звуковая культура речи).

- Чем отличаются звуки [С] и [С']?

- Каким цветом они обозначаются?

- Определите, какой из этих звуков слышится в названии каждой картинки, и закрасьте синим или зелёным цветом соответствующие клеточки.

(вначале, в середине, в конце; синий – твёрдый, зелёный – мягкий).

- В каком слове есть оба этих звука? (Сосиски.)

5.2. Знакомство с буквой Э С (рис. на с. 29).

  • Это буква «ЭС». Какие два звука согласных она обозначает?
  • Как вы заштрихуете эту букву?
  • На что похожа буква ЭС?

Полумесяц в небе тёмном,

Буквой ЭС повис над домом.            (В. Степанов)

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Какую букву вы сегодня узнали?

- Какие звуки она обозначает?

- Чем отличаются звуки [С] и [С']?

- Что у них общего?

- Что было трудно?

- Что вам больше всего понравилось?

Вы сегодня молодцы и я вами горжусь.

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они познакомились с буквой ЭС, узнали, как она пишется, какие звуки обозначает. Чем отличаются звуки [С], [С']. И что у них общего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки В-Вь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звуки В-Вь"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звуки [д — д’] и буква Дд».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Д....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки буква "Р"

Цели и задачи1.Закрепление акустических и артикуляционных особенности звука «Р2. Развивать фонематический слух.3.Определять место звука «Р» в словах (начало,середина, конец)4.Знакомс...