Конспект открытого занятия по обучению грамоте.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Ершова Полина Геннадьевна

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

  • Знакомить с согласными звуками «В», «Вь» и их условным обозначением;
  • Уточнять артикуляцию звуков «В», «Вь»;
  • Развивать у детей умение анализировать предложения, слова и слоги;
  • Дифференцировать звуки на слух и в произношении;
  • Закреплять умение определять место звука в словах и обозначать на схеме, используя условные обозначения;
  • Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • Учить соотносить звук и букву;

Коррекционно- развивающие:

  • Развивать слуховую память, внимание, восприятие;
  • Развивать фонематические процессы;

Коррекционно- воспитательные:

  • Формировать навык самоконтроля;
  • Формировать интерес к играм со звуками;
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_gramote.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Ершова Полина Геннадьевна.

Конспект открытого занятия по обучению  грамоте.

Клуб «Почемучек».

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

  • Знакомить с согласными звуками «В», «Вь» и их условным обозначением;
  • Уточнять артикуляцию звуков «В», «Вь»;
  • Развивать у детей умение анализировать предложения, слова и слоги;
  • Дифференцировать звуки на слух и в произношении;
  • Закреплять умение определять место звука в словах и обозначать на схеме, используя условные обозначения;
  • Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • Учить соотносить звук и букву;

Коррекционно- развивающие:

  • Развивать слуховую память, внимание, восприятие;
  • Развивать фонематические процессы;

Коррекционно- воспитательные:

  • Формировать навык самоконтроля;
  • Формировать интерес к играм со звуками;
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Материал:

Демонстрационный:

Конверт с письмом, музыкальное сопровождение (волшебная мелодия, звук приближающегося поезда), мел,  мяч, 2 мольберта, магниты, картинки на звуки «В», «ВЬ», «вечер», «восход солнца», фишки красного, синего, зелёного цветов для игры «Живые звуки», презентация с картин. матер. на данные звуки, цветок с лепестками (на звуки «В-Вь»).

Раздаточный материал:

Ручки синего цвета, набор для выкладывания схем слов, индивидуальные тетради.

Ход занятия:

Орг. момент.

-Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

-Как в это время суток можно ещё поздороваться? (Добрый вечер.)

 Сюрпризный момент.

-Утром я обнаружила у себя в кабинете письмо. Откуда оно появилось и от кого, не знаю. Всё не было времени его прочитать.

Открываю конверт, и звучит «волшебная» музыка.

-Ой, ребята! Это не простое, а волшебное письмо!

-Дети, послушайте, что в нём написано. (Зачитываю письмо)

-Какого звука не хватает в словах? (по каждому слову)

-Вы догадались, какую букву похитила злая Ведьма? (Букву В)

- Вы хотите помочь букве В? (Да)

-Прежде чем отправиться на спасение буквы «В», давайте вспомним, что мы узнали на наших занятиях. Нам эти знания пригодятся.

Основная часть.

-Играем в игру: «Ответь правильно».

 Кому кидаю мяч, тот отвечает (игра с мячом).

-Из чего состоят слова? (из звуков)

-Чем отличаются короткие слова от длинных? (мало звуков и много)

-Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)

-Какие бывают звуки? Одни…… (гласные), другие……(согласные)

-Чем отличаются согласные от гласных?

-Согласные бывают какими? (твёрдыми и мягкими)

-Согласные твёрдые каким цветом обозначаем? (синим)

-Согласные мягкие каким цветом обозначаем? (зелёным)

-Сколько всего гласных звуков? (6 звуков)

-Молодцы! Я уверена, что мы обязательно справимся и отыщем  букву «В». Вперёд! Мы отправляемся на поиски буквы «В».

А вот и волшебный поезд (слайд с изображением поезда+ музыка+ движения).

-Встаньте около своих мест и, изображая, руками и ногами движение колёс, едем в страну букв и звуков.

-Вот мы и прибыли в страну букв и звуков! Садитесь, пожалуйста, на свои места.

-Какие два звука обозначает буква «В»? (ответы детей: «В», «Вь»).

Правильно. Молодцы!

Характеристика звуков.

Звук «В»- согласный, твёрдый. Серёжа, докажи, что он согласный! (ответ ребёнка: «Его нельзя петь, тянуть, воздух встречает преграды, выходит несвободно, толчком».)

Звук «Вь»- согласный мягкий.

-Чем похожи? (дети: «Оба согласные».)

-Чем отличаются? (дети: «Один твёрдый, а другой мягкий»)

1-ое задание  «Различаем звуки».

-На столике картинки. Вам нужно выбрать любую картинку, и определить какой звук слышится в названии этой картинки - «В» или «Вь». Если «Вь», тогда крепим картинку к мольберту, где нарисован «вечер», а если «В»- к мольберту, где нарисован восход солнца (2 мольберта +магниты+ картинки на звуки+ картинки восхода и вечера)

2-ое задание.

Закрепление звука в  слогах, словах.

Звуковой анализ слогов ВА, ВИ.

Звуковой анализ слов: ИВА, ВАТА.

 (Игра: «Живые звуки», а также  составление схем слогов и слов)

Физкультминутка.

3-е задание «Заколдованный цветок». На лепестках цветка картинки. Дети выделяют первый звук в названии этих картинок. Обозначают его на схеме (волк – синий кружок, веник- зелёный кружок и др.)

4-е задание. Определение места звук в слове.

Определение места звуков «В», «Вь» в словах - названиях картинок. (презентация)

5-е задание "Цепочка" – ребенок называет слово, а другой определяет последний звук в слове и подбирает слово с этого звука. Остальные продолжают, составляя цепочку слов.

Появляется на экране буква «В» (звучит музыка).

-Ребята, вы большие молодцы! Вы помогли букве «В».

Вот буква В видна вдали-

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

С. Маршак

-Теперь мы можем открыть тетрадки и напечатать букву В большую и маленькую.

6-е задание. Печатанье букв «В,в».

Печатанье в тетради большой и маленькой буквы «В».

-Молодцы ребята! Вот и пора нам возвращаться обратно в детский сад!

-Садимся в поезд и вперёд! (слайд+ музыка+движения)

Итог занятия.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Какие задания мы выполняли, чтобы найти букву «В»?

-Хотели бы вы отправиться в путешествие ещё раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте "В гостях у Буратино" с использованием здоровьесберегающей технологии Н.А.Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»   Конспект открытого занятияПо обучению детей грамоте      ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте по теме: «Грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамотев подготовительной группе по теме: «Грамотеи»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...