Конспект занятия " Слово и Предложение"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна


 В содержание конспекта входят игровые упражнения, которые знакомят детейй со словом и предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_slovo_predlozhenie_2.docx65.95 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

           Тема: СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                                          Конспект занятия

C:\Users\Оля\Pictures\лово.jpg

                                                                                                            Педагог дополнительного образования

                                                                                                                                         Ниязова О.М

                                                                 Панаевск,  2021

Цели: актуализировать знания детей о слове и предложении.

Задачи: Дифференцировать понятия «предложение» от набора слов,учить детей подсчитывать количество слов в предложении, определять их последовательность; дополнять, а затем и сокращать предложение.

Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление(загадки), творческое воображение, быстроту реакции,  умение анализировать

Восптывать  интерес, любознательность, желание учиться и познавать.

Оборудование:

  • Игрушка Незнайка
  • Карточки с цифрами 2,3,4,5 на каждого ребенка
  • Зеленые полоски, обозначающие слова при составлении схемы предложения
  • Мяч

   

Воспитатель показывает игрушку Незнайка.

  Педагог. К нам сегодня пришел Незнайка, говорит, что он плохо запомнил все, о чем говорилось на первом занятии. Давайте ему напомним!

Наша речь состоит из ... (слов, предложений). Если слова подружатся и встанут рядом, то получится …(предложение). В предложении может быть разное количество (2,3,4,5,6,7 и т.д.) …(слов).

А все слова состоят из …(слогов, звуков, букв). (Элемент опережающего обучения.). Как мы будем обозначать слова при составлении схемы предложений? (Зелеными полосками.) Как лучше подсчитывать количество слов в предложении? (Можно «бросать» каждое слово, как мяч.)

А вот Незнайка говорит, что можно подсчитать, сколько слов в предложении, шагами: сколько шагов, столько и слов. Давайте, проверим, так это или нет.

Взрослый называет предложение «Незнайка пришел учиться». Кто-либо из детей отсчитывает количество слов «под шаг по кабинету», другие могут «шагать», сидя на своих местах, то есть сколько раз ребенок топнет ножками, столько слов и в предложении.  

Педагог. Я прочитаю вам стихотворение «Что такое слова?»:

Всему названию дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И все, что видеть может глаз-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Обозначай словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо.

                                                                                                А. Шибаев

 Педагог.   Вам понравилось стихотворение? Придумаем про это предложение?

Дети:  Детям понравилось стихотворение.

Педагог: Сколько здесь слов? Назовите первое слово, второе, третье. Значит, в этом предложении три слова. А есть ли здесь законченная мысль?

Дети: Да, нам все понятно, все слова дружат друг с другом.

Педагог: Предлагаю поиграть. Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если набор слов.

       Цель упражнения: коррекция логического мышления, слухового внимания. Занятие   проводится на ковре, сидя, в позе Лотоса.

   Педагог: Я говорю: «Пчела жужжать. Что я сказал(а)?

Дети: Просто два разных слова.

Педагог:   «Пчела жужжит».

Дети: Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль.  (варианты «Самолет, лететь. Самолет летит. Строители, строить. Строители строят. Дети, учить. Дети учатся)  

         Динамическая разминка

Разминка проговаривается  2 раза с последующим изменением имен детей, которые присутствуют на занятии.

 

Миша, Ира и Иван                                 Имитация танцевальных движений.

Весело плясали,                                    

      Покружились, поклонились,                 Покружиться с прямой спинкой,

                                                                  Наклониться вперед.

На местах остановились.                       (Повторить еще ра 

Педагог. Ребята, приглашаю вас на ковёр.Сядим     на коленях с прямой спиной .

Я говорю целое предложение, а вы сокращаете его на одно слово. Моя бабушка всегда печет вкусные пироги.

Бабушка всегда печет вкусные пироги.

Бабушка печет вкусные пироги.

Бабушка печет пироги.

 Бабушка печет.

 Педагог: Дети,  длинные слова, а есть очень короткие слова. Например: «в школу» - это два слова. «На крыше» - два слова. «Я иду» - тоже два слова. И каждое короткое слово надо выделять отдельно от других слов и обозначать его зеленой полоской при составлении схемы предложений.

Мы очень любим золотую осень.

                                                     Мы любим золотую осень.

                                                     Мы любим осень.

Педагог. Подними ту карточку, сколько слов в предложении. « Мы поем песню. Саша ест сахар. Наступила зима. Мы читали книжку. Мама мыла окно» и т.д.

 Дети  слушают сказанное предложение и поднимают карточки с цифрами 2,3,4,5  

        Педагог.  Так, молодцы, а теперь немного  дадим отдохнуть глазкам

(Зрительная гимнастика)

Протяните вперед руку. Посмотрите на большой палец – медленно отведите руку вправо, влево, приблизьте палец к носу, удалите от себя.  

Поморгайте глазками  

      Педагог: Отдохнули, а теперь поиграем в игру «Закончи предложение»

   Дети прибежали…

(Варианты ответов: … потому что попали под сильный дождь; …из школы; …очень веселые и радостные

 Валя решила …;Ребенок заплакал …; Кот обиженно зашипел … .

 Педагог. Слушаем загадки, а с отгадкой придумываем  предложение, считаем, сколько слов, выкладываем схему слов.

              На солнце греется пузатый

              Крепыш в рубашке полосатой.

                                                   (Арбуз)

              Приходил – стучал по крыше,

              Уходил – никто не слышал.

                                                    (Дождь)

              Растет не на суше,

              Голова из плюша    (Камыш)

Дети придумывают предложения, педагог выбирает те, в составе которых не больше 5 слов. Далее составляется схема предложения, где каждому слову соответствует одна зеленая полоска.

 Педагог:  РА,ра, ра продолжается игра!

 Дети встают в круг. Первый участник бросает мяч соседу и говорит любое первое слово будущего предложения. Далее каждый ребенок по очереди прибавляет по смыслу по одному слову в это общее предложение. Например, первый ребенок говорит: «Яблоко»; второй ребенок – «растет»… «на» … «высоком»… «дереве».

     

Подводятся итоги занятия

                                                                       

Использованная литература:

Бондарева Л.Ю «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день» Ярославль: Академия развития, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида."

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. ГОУ детский сад №1212 ЮВАО   Тема. Слова действия. Глаголы совершенного или несовершенного вида. Цель. Учить употреблять в ...

Конспект занятия "Слова действия. Предложение"

Дети старшей группы группы знакомятся с понятием "предложение", учатся составлять предложения по схемам...

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"

Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...

Конспект занятия "Слово - это мостик понимания между людьми"

К конспекту этого занятия меня подвело стихотворение В Шефнера.Есть слова словно раны,Слова, словно труд.С ними в плен не сдаютсяИ в плен не берут.Словом можно убить, Словом можно спасти.Сло...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: «Состав слова. Анализ предложения. Виды предложений."

Цели:дать детям общее представление о составе слова и словообразовании;научить детей проводить анализ предложения(сколько слов в предложении, определить последовательность слов в предложении)научить о...