Загадки филина Фимы. Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Коробкова Лариса Михайловна

Загадки филина  Фимы

Конспект ОД  по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе

Цель: Познакомить детей со звуком [ф],[ф'] и буквой Ф

Задачи:

Образовательная:  Учить детей правильному произношению звуков[ф], [ф'],

 выделять из слов на слух и дифференцировать согласные [ф], [ф'],

Познакомить с  графическим образом буквы Ф.

Формировать умения различать твердые и мягкие согласные звуки,  находить место звука в слове.

Упражнять в определении количества слогов в слове.

Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и подбирать схему к ним.     

Развивающая: Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки  [ф],[ф'] в ряду звуков, слогов и слов.

Развивать речь, внимание, логическое мышление.   

Воспитательная: Воспитывать  умение слушать друг друга, чувство товарищества и дисциплинированности.

Предварительная работа:

Заучивание стихов о звуках, краткое сообщение о филине.

Материал: ИКТ, презентация,  цветные проволочки, перфокарты «Сосчитай слоги»  

- Ребята, у нас сегодня гости. Вы рады их видеть? Давайте улыбнёмся друг другу и гостям. Наши гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Дети встают в круг, взявшись за руки

- ребята, пожмите руку рядом стоящего товарища, пусть товарищ улыбнется, почувствует твоё рукопожатие. Пусть улыбка каждого из вас поднимет настроение всем.

(дети проходят и садятся за столы)   

Каждый день всегда везде,

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Ребята, я хочу сказать вам, что сегодня к нам еще один гость прибыл, а что за гость, вы должны отгадать загадку

Гонит слабых птиц взашей,

Ловит зайцев и мышей,

Зорок, мудр и многосилен

Житель леса – хищный…(Филин)

 Слайд №3 (картинка филина и включаю запись с криком птицы)

-А что за птица филин? Нам расскажет Даша, пожалуйста.

(Даша  рассказывает о  филине)

Самая крупная сова нашей страны – филин.  Живет он в глухих уголках леса. Слайд № 4 Гнездо филин устраивает в ямке на земле  Слайд №5 или в дуплах деревьев .  Слайд № 6 Питается филин мышами, Слайд № 7 птицами, зайцами и рыбой. слайд № 8  На охоту вылетает ночью. Он  бесшумно и неожиданно  подлетает и бросается на добычу. У филина хорошее зрение, чуткий слух и быстрая реакция. Слайд № 9 Филин находится под угрозой полного исчезновения, поэтому он внесен в Красную книгу.

( спасибо, Даша) 

-Дети, филин приготовил для вас ещё одну загадку. Он зашифровал своё имя с помощью картинок.

Слайд №10

Нам нужно с вами посмотреть на картинку, назвать, что изображено на ней и, ориентируясь на первые звуки в словах, узнать имя  филина. Так как его зовут? (Фима)

Фима прилетел в нашу группу не просто так,  а он нам принёс новые звуки и букву. Но ему очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы?

Слайд № 11  ( звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

                  

                   Мы не можем звук увидеть,

                   И не можем в руки взять.

                   Звук мы можем только слышать,

                    А ещё сказать.

-На какие две группы делятся все звуки?

( Звуки делятся на гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?( согласные звуки при произношении во рту встречают преграды, а гласные звуки можно петь)

                          Гласные тянутся в песенке звонкой,

                         Могут заплакать и зарыдать.

                          В тёмном лесу звать и аукать,

                          Но не желают свистеть и ворчать.

                        

                        А согласные согласны

                        Шелестеть, шептать, скрипеть,

                        Даже фыркать и шипеть,

                        Но не хочется им петь.

Ребята, какие вы молодцы, много знаете о звуках и буквах.( Фонетическая зарядка)

1.А вы знаете, как фыркает кот? ( ф,ф,ф…)

2. Как зовут героиню стихотворения К.И.Чуковского, которая поссорилась с посудой и другими домашними вещами? ( Федора)

3. Когда Федора мыла посуду и приводила в порядок дом, чтобы не испачкать своё платье, что она надела? ( Фартук)

- Ребята, вы догадались, о каком звуке  сегодня на занятии пойдёт речь?( О звуке [Ф].

Придумайте слова со звуком [ф] и определите место звука в слове. Где он слышится: в начале слова, в середине или в конце слова ?

Дети, я знаю, что  Фима  любит скороговорки. И нам он тоже принёс одну скороговорку. Послушайте.

                    У Фани - фуфайка,

                    У Феди –туфли.

 Давайте мы её произнесём сначала тихо и медленно , а потом громче и с ускорением.

-Ребята, у кого фуфайка? ( У Фани)

 -Какой первый звук в имени Фаня? ( звук[ф])

- Какой это звук? ( звук [Ф]- согласный, твёрдый)

- А у кого туфли? ( У Феди)

- Какой первый звук вы слышите в имени Федя? ( звук [ф,]- согласный, мягкий)

- Чем они отличаются?

Вывод: звук[Ф]   может обозначать как твёрдый звук [ф], так и мягкий звук[ф,]

Слайд №12

 Физкультминутка

В чистом поле дуб стоит,

( руки вверху, пальцы раздвинуты)

Филин на дубу сидит.

(руки на поясе, качать головой направо и налево)

У него такой вот нос, (показ)

Филин пухом весь оброс.

(руки на поясе, поднятии и опустить плечи)

-Ребята, а я с вами тоже хочу поиграть в одну игру , называется она  «Узнай звук»

Если услышите в слове звук [ф]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук[ф,],  то хлопать не нужно. Слушайте внимательно.

Фигурист, фотограф, фокусник ,Филя, Фома, кофта, футболист, филателист, фантик, фен, Фима.

Слайд № 13

 Знакомство с буквой Ф.

Всем известно без подсказки

Буква Ф – как ключ из сказки

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

- На, что похожа буква Ф? ( на ключик)

 Щелкаем слайд 6 раз

Ребята, на столах у вас лежат разноцветные проволочки,  возьмите их и сделайте из них букву Ф

 Ребята, наш гость  Фима любит играть в одну интересную игру и хочет поиграть с вами 

«Сколько слогов в   имени?»

Сколько слогов,  Даша, в твоем имени? (Карина, Матвей, Лиза, Василина)

А как  мы  можем посчитать слоги? (Хлопками, ладонь к подбородку)

Слайд № 14

Фима приготовил для каждого карточку, посмотрите на неё. Слева нарисованы картинки,  а справа  написаны цифры 1,2,3. Цифра обозначает количество слогов в слове. Послушайте задание. Сосчитайте, сколько слогов в  каждом слове. Соедините каждую картинку с соответствующей цифрой

Ребята, что  мы сейчас делали со словами? (делили на слоги)

А что ещё можно составить из слов? (из слов можно составить предложение) Молодцы!

Слайд №  15 

И последнее  задание нашего гостя « Подбери предложение по схеме»

Слайд№16

Рассмотрите внимательно картинки. Придумайте предложение к каждой картинке. Послушайте задание: найдите ту картинку, которая подходит к данной схеме

 Молодцы!

 Итог

С каким звуками  мы сегодня работали, и какой  новой буквой  познакомились?

Какое задание вам больше всего понравилось?

 А какое задание  были для вас трудным?

Филину Фиме очень у нас понравилось на занятии, и он хочет к вам еще раз прилететь.  

Слайд № 17 Ребята, а что же нам написал  Фима? ( Спасибо за работу. Вы молодцы. До новых встреч!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки филина  Фимы

Конспект ОД  по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе

Цель: Познакомить детей со звуком [ф],[ф'] и буквой Ф

Задачи:

Образовательная:  Учить детей правильному произношению звуков[ф], [ф'],

 выделять из слов на слух и дифференцировать согласные [ф], [ф'],

Познакомить с  графическим образом буквы Ф.

Формировать умения различать твердые и мягкие согласные звуки,  находить место звука в слове.

Упражнять в определении количества слогов в слове.

Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и подбирать схему к ним.     

Развивающая: Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки  [ф],[ф'] в ряду звуков, слогов и слов.

Развивать речь, внимание, логическое мышление.    

Воспитательная: Воспитывать  умение слушать друг друга, чувство товарищества и дисциплинированности.

Предварительная работа:

Заучивание стихов о звуках, краткое сообщение о филине.

Материал: ИКТ, презентация,  цветные проволочки, перфокарты «Сосчитай слоги»  

- Ребята, у нас сегодня гости. Вы рады их видеть? Давайте улыбнёмся друг другу и гостям. Наши гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Дети встают в круг, взявшись за руки

- ребята, пожмите руку рядом стоящего товарища, пусть товарищ улыбнется, почувствует твоё рукопожатие. Пусть улыбка каждого из вас поднимет настроение всем.

(дети проходят и садятся за столы)    

Каждый день всегда везде,

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Ребята, я хочу сказать вам, что сегодня к нам еще один гость прибыл, а что за гость, вы должны отгадать загадку

Гонит слабых птиц взашей,

Ловит зайцев и мышей,

Зорок, мудр и многосилен

Житель леса – хищный…(Филин)

 Слайд №3 (картинка филина и включаю запись с криком птицы)

-А что за птица филин? Нам расскажет Даша, пожалуйста.

(Даша  рассказывает о  филине)

Самая крупная сова нашей страны – филин.  Живет он в глухих уголках леса. Слайд № 4 Гнездо филин устраивает в ямке на земле  Слайд №5 или в дуплах деревьев .  Слайд № 6 Питается филин мышами, Слайд № 7 птицами, зайцами и рыбой. слайд № 8  На охоту вылетает ночью. Он  бесшумно и неожиданно  подлетает и бросается на добычу. У филина хорошее зрение, чуткий слух и быстрая реакция. Слайд № 9 Филин находится под угрозой полного исчезновения, поэтому он внесен в Красную книгу.

( спасибо, Даша)  

-Дети, филин приготовил для вас ещё одну загадку. Он зашифровал своё имя с помощью картинок.

Слайд №10  

Нам нужно с вами посмотреть на картинку, назвать, что изображено на ней и, ориентируясь на первые звуки в словах, узнать имя  филина. Так как его зовут? (Фима)

Фима прилетел в нашу группу не просто так,  а он нам принёс новые звуки и букву. Но ему очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы?

Слайд № 11  ( звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

                   

                   Мы не можем звук увидеть,

                   И не можем в руки взять.

                   Звук мы можем только слышать,

                    А ещё сказать.

-На какие две группы делятся все звуки?

( Звуки делятся на гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?( согласные звуки при произношении во рту встречают преграды, а гласные звуки можно петь)

                          Гласные тянутся в песенке звонкой,

                         Могут заплакать и зарыдать.

                          В тёмном лесу звать и аукать,

                          Но не желают свистеть и ворчать.

                         

                        А согласные согласны

                        Шелестеть, шептать, скрипеть,

                        Даже фыркать и шипеть,

                        Но не хочется им петь.

Ребята, какие вы молодцы, много знаете о звуках и буквах.( Фонетическая зарядка)

1.А вы знаете, как фыркает кот? ( ф,ф,ф…)

2. Как зовут героиню стихотворения К.И.Чуковского, которая поссорилась с посудой и другими домашними вещами? ( Федора)

3. Когда Федора мыла посуду и приводила в порядок дом, чтобы не испачкать своё платье, что она надела? ( Фартук)

- Ребята, вы догадались, о каком звуке  сегодня на занятии пойдёт речь?( О звуке [Ф].

Придумайте слова со звуком [ф] и определите место звука в слове. Где он слышится: в начале слова, в середине или в конце слова ?

Дети, я знаю, что  Фима  любит скороговорки. И нам он тоже принёс одну скороговорку. Послушайте.

                    У Фани - фуфайка,

                    У Феди –туфли.

 Давайте мы её произнесём сначала тихо и медленно , а потом громче и с ускорением.

-Ребята, у кого фуфайка? ( У Фани)

 -Какой первый звук в имени Фаня? ( звук[ф])

- Какой это звук? ( звук [Ф]- согласный, твёрдый)

- А у кого туфли? ( У Феди)

- Какой первый звук вы слышите в имени Федя? ( звук [ф,]- согласный, мягкий)

- Чем они отличаются?

Вывод: звук[Ф]   может обозначать как твёрдый звук [ф], так и мягкий звук[ф,]

Слайд №12

 Физкультминутка

В чистом поле дуб стоит,

( руки вверху, пальцы раздвинуты)

Филин на дубу сидит.

(руки на поясе, качать головой направо и налево)

У него такой вот нос, (показ)

Филин пухом весь оброс.

(руки на поясе, поднятии и опустить плечи)

-Ребята, а я с вами тоже хочу поиграть в одну игру , называется она  «Узнай звук»

Если услышите в слове звук [ф]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук[ф,],  то хлопать не нужно. Слушайте внимательно.

Фигурист, фотограф, фокусник ,Филя, Фома, кофта, футболист, филателист, фантик, фен, Фима.

Слайд № 13

 Знакомство с буквой Ф.

Всем известно без подсказки

Буква Ф – как ключ из сказки

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

- На, что похожа буква Ф? ( на ключик)

 Щелкаем слайд 6 раз

Ребята, на столах у вас лежат разноцветные проволочки,  возьмите их и сделайте из них букву Ф

 Ребята, наш гость  Фима любит играть в одну интересную игру и хочет поиграть с вами  

«Сколько слогов в   имени?»

Сколько слогов,  Даша, в твоем имени? (Карина, Матвей, Лиза, Василина) 

А как  мы  можем посчитать слоги? (Хлопками, ладонь к подбородку)

Слайд № 14

Фима приготовил для каждого карточку, посмотрите на неё. Слева нарисованы картинки,  а справа  написаны цифры 1,2,3. Цифра обозначает количество слогов в слове. Послушайте задание. Сосчитайте, сколько слогов в  каждом слове. Соедините каждую картинку с соответствующей цифрой

Ребята, что  мы сейчас делали со словами? (делили на слоги)

А что ещё можно составить из слов? (из слов можно составить предложение) Молодцы!

Слайд №  15  

И последнее  задание нашего гостя « Подбери предложение по схеме»

Слайд№16

Рассмотрите внимательно картинки. Придумайте предложение к каждой картинке. Послушайте задание: найдите ту картинку, которая подходит к данной схеме

 Молодцы!

 Итог

С каким звуками  мы сегодня работали, и какой  новой буквой  познакомились?

Какое задание вам больше всего понравилось?

 А какое задание  были для вас трудным?

Филину Фиме очень у нас понравилось на занятии, и он хочет к вам еще раз прилететь.  

Слайд № 17 Ребята, а что же нам написал  Фима? ( Спасибо за работу. Вы молодцы. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте (Подготовительная группа)

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте»      Подготовительная группа. Программное содержание:систематизировать знания детей о букве Л и звуке (л,ль), закрепить з...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Подготовительная группа

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук "Л". Буква "Л"". Подготовительная группа...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа

Авторское итоговое занятие с детьми подготовительной группы и самоанализ данного вида деятельности....

занятие по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа

Конспект занятия по речевому развитию дошкольников....

Перспективное планирование по Подготовке к обучению грамоте подготовительная группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2022-2023 уч.г.

Перспективное планирование по Подготовке к обучению грамотеподготовительная группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2022-2023 уч.г....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ   ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА....