НОД по курсу "По дороге к азбуке" по теме "Звуки [ЙА]" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Шульгина Елена Викторовна

 НОД по курсу "По дороге к азбуке" по теме "Звуки [ЙА]" для детей старшего дошкольного возраста с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_druzhnye_zvuki_ya_dlya_roditeley.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Детский сад   

 

 

 КОНСПЕКТ

  НОД

по   развитию речи по курсу

«По дороге к азбуке»

для детей старшего дошкольного  возраста

 Тема: «Звуки [ЙА]»

(с презентацией)                                                                                                                      

                                     

   

    Подготовила                                        

 воспитатель

 Шульгина Е. В.

2018 год                                                                                            

Цель: знакомство со звуками [йа] и буквой Я

Задачи:

Обучающие:

- ввести звуки [йа] и букву Я

- учить выделять  звуки [йа]    в начале, конце и середине слова, определять  положение звуков  в слове

- продолжать учить детей составлять слова из заданных букв;

- обогатить  активный и пассивный  словарь

Развивающие:

- развивать  умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;

Воспитательные

- воспитывать интерес к новому, взаимопомощь, умение работать в группе

Материалы и оборудование: презентация, ноутбук, карточки со звуками, тетрадь, цветные карандаши, картинки, мультипроектор

Ход НОД

Организационный момент:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Представление гостей и приветствие.

Основной этап:

Раздается  звонок   телефона

1. Воспитатель: Ой, ребята слушайте, нам пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что нам сообщают? (ответы детей). Тогда проходите, присаживайтесь  на стульчики.  Так, интересно от кого же оно?  Что же это? Давайте прочтем, что здесь написано. Ребята, беда .        Пропал                    Сердитый недотрога                                                                                                  Живет в глуши лесной.                                                                                      Иголок очень много,                                                                                                 А нитки ни одной.

Кто же это?

 Дети: Ёж

Воспитатель: Правильно, молодцы – ёж. А с каких звуков это слово начинается?(ответы детей).  (На доске буква Ё и звуки [йо]. А что вертелось и крутилось и юлило, чтобы развеселить ёжика и лисёнка? (ответы детей). Да, юла. А юла  с каких дружных эвуков начинается? (ответы детей). (На доске буква Ю и звуки [йу]).   Но эдесь пишут, что наш ёжик пропал. Он потерялся в «волшебном звуковом» лесу.  Его заколдовала злая фея. Что же делать?  (ответы детей). Да, надо спасать ёжика. Только как?  (ответы детей). Правильно. Надо отправиться в волшебный лес, наполненный «дружными звуками». Но это будет непросто. Нас ждут трудности и испытания. Надо быть очень внимательными и послушными.  Готовы? (ответы детей).

Воспитатель: Раз, два, три, покружись, В волшебном лесу окажись. Ой, смотрите! Полянка с картинками. Девочки берут по 2 картинки и вешают на доску. Посмотрите, почему именно эти предметы изображены ? Что в них общего? (ответы детей).Да, в  этих словах есть звуки [йа] . Сегодня в этом волшебном звуковом лесу мы встретились со звуками [йа]. (На доске карточка со звуками [йа]). А почему они называются дружными? (ответы детей). Итак, с этим заданием мы справились. Вперёд, друзья. ( дети присаживаются за столы)

2. Воспитатель:  Сегодня мы поговорим о звуках [Й’А]. Ребята посмотрите на экран. Что это? (На экране чистоговорка . Дети её произносят.) 

 Наше следующее задание в тетради. Откройте свои тетради  по закладке. Мы видим  хвастливого мальчика Яшу, который играет на баяне и поёт:  Кто на свете всех умней? Я-я-я!

Кто на свете всех сильней? Я-я-я! Кто поет, как соловей? Я-я-я!

Кто дружнее всех друзей? Я-я-я!  Ребята, хорошо хвастаться? (ответы детей).

Лисёнку  надоело это яканье, и он продолжил песню: «Кто хвастун и дуралей?» «Я-Я-Я», - спел Яша и тут же спохватился. Но было уже поздно. «Теперь мы все о тебе узнали!» - сказали игрушки и пошли дальше. Им совсем не хотелось дружить с таким хвастуном и якалкой.

  • Как якал Яша?
  • Поэтому он и поселился в домике буквы Я. Отгадайте, какие два дружных звука живут на чердаке этого дома?

Сегодня мы поговорим о звуках [Й’А].

 - Картинка, где изображено, как Яша якает, обозначает звуки [Й’А].

- Почему их называют дружными?

- Что делают губы при произнесении этих звуков?

- Покажите на рисунке хозяев дома Яши.

  1. Работа с рисунком (с. 57).
  • В названии каких картинок [Й ’А] слышится в начале, в середине, в конце?
  1. «Отгадай загадку». Презентация

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но - ах! - Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица)

Всегда во рту,  А не проглотишь. (Язык)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки.

(Яблоко)

Могут и разбиться, Могут и свариться. Если хочешь, в птичек Могут превратиться.

В каких словах звуки [Й’А] слышатся в начале, в середине, в конце?

3.  Физмин

Лисёнок очень любит игры на английском языке. Let’s play.

Hands up, hands down…

Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении

4.    Работа в тетради

Воспитатель: Продолжаем поиски ёжика.

- Скажите со звуками [Й’А] в начале слова: _ма (яма), сень (ясень), ели, _дра, _стреб, _года, _йца, _рко, _сно, _щерица, _блоко,_корь.

- Отгадайте имена детей. Для этого добавьте звуки [Й’А] в начале или в конце слова: j±ia (Яша), _рослав (Ярослав), Ра__(Рая), Зо_, Иль_,_на, Ма(й) .

 - Как будут называть этих детей, когда они вырастут: Даша (Дарья), Наташа (Наталья), Соня, Таня, Маша, Ксюша, Настя.

- В каких именах звуки [Й’А] слышатся в конце, а в каком - в середине слова?

- Работа с рисунком (с. 57).

- Назовите каждый предмет, как будто их много. Обведите в кружок только те картинки, в названиях которых во множественном числе слышатся звуки [Й'А].

Дети обводят лист (листья), стул, платье.

а) Превращения слов.

Отгадайте загадку и выложите с помощью звуковых обозначений слово-разгадку.

Чем больше из нее выкапывают,

Тем больше она становится.

(Яма)

- Положите обозначение звука [К] между [М] и [А]. Какое слово получилось? (Ям-ка.)

б)        - Чем отличаются звуки [Й’А] и [А]?

-Составьте имя девочки из  букв  [Н], [А] и |Й’А | (Яна )

в)        «Разгадай ребус».

Какое слово получится, если к цифре 7 добавить [Й’А]? (Семья )

- Это буква Я. Заштрихуйте ее красным цветом.

- Превратите буквы Я в человечка и в бабочку.

 - Составьте слоги на доске из букв.(дети по приглашению выходят к доске)

IV. Воспитатель: Ребята, смотрите . Вот он, наш ёжик. С ним всё хорошо. И он хочет узнать, с какими же звуками мы сегодня встретились.

-  Что  мы узнали о звуках [Й ’А]?

-Чем буква Я отличается отзвуков [Й’А]?

- Чем отличаются звуки [Й’А] и [А]? -Назовите слова со звуками [Й’А].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Безопасные дороги – детям».

Аннотация на программно – методический материал Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет  «Безопасные дороги – детям». ...

Паспорт проекта по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Безопасные дороги детям»

Паспорт проекта по ОБЖдля детей старшего дошкольного возраста«Безопасные дороги детям»  Разработала: Белкина Марина Александровна воспитатель группы №2,первая категория...

Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».

Цель:  Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1.    Продолжать развивать  познавательные...

Проект социально – личностной направленности «Безопасные дороги – детям» для родителей и детей старшего дошкольного возраста

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

ГБДОУ детскиЦелевая прогулка для детей старшего дошкольного возраста (с ОВЗ) «Какие опасности могут ожидать дошкольника на дороге» старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Севастьянихина М.Б

Целевая прогулка для детей старшего дошкольного возраста (с ОВЗ). Какие опасности могут ожидать дошкольника на дороге;. Методическая разработка содержит актуальность данной проблемы. А именно детско...