Звук и [м – м’] и буква Мм.
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Звук и [м – м’] и буква Мм.

Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; знакомить с буквой Мм; учить подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).

Оборудование: картинки со звуками [м – м’],  палочки, картинки с изображением цветов, фломастеры, звуковые бусы.

Ход занятия:

  1. Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.
  1. – Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»

- Какой первый звук в песенке коровы? (Звук [м ]). Какой первый звук в песенке кошки? (Звук  [м’].)

Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м – м’]». маша прошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».

 - Какие два звука имела в виду Маша? (Звук [м].) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова).

Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м – м’]. на клумбе росли цветы: ирисы, маки, пионы.

- Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки). Почему?

Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».

- Почему так сказала Маша? (в словах манная, молоко – первый звук[м ]).

После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота.

- Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук [м]).

Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо.  Догадливая девочка поняла, что  мама будет готовить макароны по-флотски.

- Какие звуки слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки [м – м’]).

К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»

«Я играю в слова со звуками [м – м’]», - ответила Маша.

«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, - сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, - ехал я полем и видел вот кого со звуком [м ] в названии:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. Кто это?»

(Мышки).

- Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

«Я привез тебе игрушку. Угадаешь – будет твоя:

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут».

(Мяч).

- Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?

2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м – м’] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове – мягко.

Артикуляция звуков. При произнесении звуков [м – м’] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произношении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными. Как видно из примеров согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Характеристика звуков. Звуки [м – м’] – согласные, могут быть твердыми и мягкими.

  1. 1.Звуковой анализ слов мышь и мяч (с закрашиванием фломастерами первых бусин в схемах (звуковых бусинах) в синий цвет).

Игровая ситуация «Фокус».

Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов,  на которых согласные звуки [м – м’] закрашены синим фломастером.

- Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором – мягко, словно солнышко растопило всю его твердость.

Воспитатель берет желтый фломастер  закрашивает им синюю бусину во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синяя бусина превращается на глазах детей в зеленую. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленным цветом, а твердые оставлять синим. Красным цветом как раньше, обозначается гласный звук.

  1. 1. Воспитатель предлагает из пар слов выбрать и назвать те слова, которые начинаются со звука [м’].

Примерные пары слов: масло – мясо, мак – мяч, море – мель, мышка – мишка, машина – метро и т.п.

  1. Воспитатель показывает картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [м], дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха – летала, жужжала, надоедала.

Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь (росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка (бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл) и др.

  1. 1. Знакомство с буквой.

Педагог интересуется у детей:

- Как вы думаете, звук  [м] имеет свой знак – букву? А звук [м’] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м – м’].

Показ демонстрационной буквы и размещение ее на ленте букв. Квадрат для букв, обозначающих согласные звуки, выделяются синим и зеленым цветом (рамка окошечка на панно делится пополам: одна половина закрашивается в синий, другая  в зеленый цвет.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

Как изображена буква, из скольких линий, каких. Выложить из палочек (лента, шнурок), нарисовать.

  1. Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет». Цель: упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.

Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т.п.) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и [м – м’] и буква Мм.

Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; знакомить с буквой Мм; учить подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).

Оборудование: картинки со звуками [м – м’],  палочки, картинки с изображением цветов, фломастеры, звуковые бусы.

Ход занятия:

  1. Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.
  1. – Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»

- Какой первый звук в песенке коровы? (Звук [м ]). Какой первый звук в песенке кошки? (Звук  [м’].)

Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м – м’]». маша прошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».

 - Какие два звука имела в виду Маша? (Звук [м].) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова).

Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м – м’]. на клумбе росли цветы: ирисы, маки, пионы.

- Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки). Почему?

Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».

- Почему так сказала Маша? (в словах манная, молоко – первый звук[м ]).

После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота.

- Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук [м]).

Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо.  Догадливая девочка поняла, что  мама будет готовить макароны по-флотски.

- Какие звуки слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки [м – м’]).

К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»

«Я играю в слова со звуками [м – м’]», - ответила Маша.

«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, - сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, - ехал я полем и видел вот кого со звуком [м ] в названии:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. Кто это?»

(Мышки).

- Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

«Я привез тебе игрушку. Угадаешь – будет твоя:

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут».

(Мяч).

- Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?

2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м – м’] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове – мягко.

Артикуляция звуков. При произнесении звуков [м – м’] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произношении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными. Как видно из примеров согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Характеристика звуков. Звуки [м – м’] – согласные, могут быть твердыми и мягкими.

  1. 1.Звуковой анализ слов мышь и мяч (с закрашиванием фломастерами первых бусин в схемах (звуковых бусинах) в синий цвет).

Игровая ситуация «Фокус».

Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов,  на которых согласные звуки [м – м’] закрашены синим фломастером.

- Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором – мягко, словно солнышко растопило всю его твердость.

Воспитатель берет желтый фломастер  закрашивает им синюю бусину во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синяя бусина превращается на глазах детей в зеленую. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленным цветом, а твердые оставлять синим. Красным цветом как раньше, обозначается гласный звук.

  1. 1. Воспитатель предлагает из пар слов выбрать и назвать те слова, которые начинаются со звука [м’].

Примерные пары слов: масло – мясо, мак – мяч, море – мель, мышка – мишка, машина – метро и т.п.

  1. Воспитатель показывает картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [м], дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха – летала, жужжала, надоедала.

Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь (росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка (бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл) и др.

  1. 1. Знакомство с буквой.

Педагог интересуется у детей:

- Как вы думаете, звук  [м] имеет свой знак – букву? А звук [м’] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м – м’].

Показ демонстрационной буквы и размещение ее на ленте букв. Квадрат для букв, обозначающих согласные звуки, выделяются синим и зеленым цветом (рамка окошечка на панно делится пополам: одна половина закрашивается в синий, другая  в зеленый цвет.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

Как изображена буква, из скольких линий, каких. Выложить из палочек (лента, шнурок), нарисовать.

  1. Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет». Цель: упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.

Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т.п.) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кемеровский Государственный Университет

Институт образования

Дошкольное образование

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

(6-7 лет)

«Звуки [м – м’] и буква Мм.»

Выполнила:

Студентка группы 152

Тимофеева М.Ю.

Кемерово 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Звуки С, З, Ш, Ж . Буквы С, З, Ш, Ж"

Коррекционно-обучающие цели: Упражнять в сравнении, различении и правильном произнесении звуков [с], [ш], [з], [ж] в слогах, словах, фразах, рассказе. Коррекционно-развивающие цели: развивать фонема...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Развитие речи. Звуки [з и з,] и буква З

Уточнить артикуляцию звуков [з] и [з,], упражнять детей в определении места звуков [з] и [з,] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [с,] и [с]. Объяснить значение слов – паронимов. (...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Звуки [г] и [г’] и буква Г» для детей подготовительной группы

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»для детей подготовительной группы...

Конспект НОД «Знакомство с согласными звуками [М] и [М\'] и буквой « М»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе...