Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по речевому развитию Подготовка к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Журба Анастасия Дмитриевна

Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_podgotovitelnaya_gruppa.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №126 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы  по речевому развитию

Подготовка к обучению грамоте

Воспитатель Журба А.Д.

Санкт-Петербург

2018

Задачи:

Образовательные:

  • упражнять детей в составлении предложений из 2-х и 3-х слов
  • учить произносить слова, меняя интонацию, силу и высоту голоса
  • упражнять детей в делении слова на слоги, определяя количество слогов
  • закрепить у детей понятие «звук», гласный звук, буква
  • совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять место звука [А] в слове
  • познакомить с буквой «А», упражнять в графическом изображении буквы

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание
  • развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
  • поощрять активность и самостоятельность

Используемые технологии: личностно-ориентированная, диалогового общения, здоровьесберегающая

Оборудование: кукла, машинки, кубики, посуда, муляжи фруктов и овощей, счетные палочки, схемы, карандаши

Ход НОД

Организационный момент: играет музыка из мультфильма «Маша и Медведь»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (кукла Маша). Она будет вместе с нами готовиться к школе. Примите новую подружку? (ответы детей)

Маша еще не знает о правилах поведения в школе, давайте сегодня мы покажем Маше, как правильно сидеть за столом, поднимать руку для ответа на уроке, держать руки на столе.

Вот смотри, Маша, наши ребята знают много слов, умеют правильно их произносить. Сейчас они тебе расскажут об этом.

Маша принесла с собой мяч. Женя, повтори это слово громко и четко. Теперь это слово надо сказать тихо, но так ясно и отчетливо, чтобы все слышали.

Видите, как по-разному можно произнести слово «мяч»: громко и тихо.

Еще Маша принесла с собой…. (машину). Даша, произнеси это слово громко и четко, а теперь тихо и отчетливо. Молодец!

Воспитатель читает стихи А.Барто «Игра в слова»

Скажи погромче слово «гром»-

грохочет слово словно гром,

Скажи потише «шесть мышат»-

и сразу мыши зашуршат.

Скажи «кукушка на суку»-

тебе послышится «Ку-ку!»

А скажешь слово «листопад»

и листья падают, летят,

И словно наяву ты видишь осень:

 желтый сад и мокрую траву…

Воспитатель: так что же такое «слово»? (ответы детей). (Слово – это все, что мы произносим). Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение. Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом. Каждое слово обозначает предмет, а еще одним словом мы можем обозначить группу предметов.

Воспитатель: ребята, давайте подойдем к столу, обратите внимание, здесь разложены предметы. Ваша задача выбрать предметы, которые можно объединить в одну группу и обозначить эту группу одним словом (дети выполняют задание)

Воспитатель: садитесь, пожалуйста, ребята за свои столы. С помощью слова можно не только обозначить предмет, но и рассказать о нем. Давайте попробуем рассказать о Маше (Маша «подходит» к каждому ребенку и они называют слова - прилагательные, какая она? красивая, умная, веселая и т.д.)

Воспитатель: Маша умеет делать все то же самое, что и вы. Какие действия может выполнять Маша? (ответы детей)

Воспитатель: Вот видишь, Маша, сколько слов дети знают, и все про тебя. Но можно ли то, что вы сейчас говорили назвать рассказом? (ответы детей) Конечно, ребята, вы называли только слова.

А давайте попробуем рассказать о Маше несколькими словами, например  Маша хочет учиться в школе. Что мы знаем про Машу? (ответы детей) Теперь вы расскажите…

Если мы и дальше будем рассказывать о Маше, то мы узнаем о ней еще больше. Когда мы хотим рассказать о чем-то, мы говорим предложениями, а не отдельными словами. В предложении несколько слов.

Вы готовы посчитать, сколько слов в моем предложении?

Перед вами на столе счетные палочки, положите перед собой столько счетных палочек, сколько слов в предложении.

Маша любит играть. Кукла Маша танцует. Маша читает книжки. nКукла Маша пошла гулять. Маша хочет учиться.

 

Воспитатель: Слова можно разделить на части — слоги. Давайте попробуем произнести слово «Маша» частями: МА-ША. Сколько частей в слове «Маша»? (две) Назовите первую часть, вторую. Сколько гласных звуков в слове «Маша»? (две) Аналогично проводится работа со словом «ребенок». Проведя наблюдение, дети приходят к выводу, что, сколько в слове гласных звуков — столько и слогов.

Разучивается четверостишие:

Сколько в слове гласных - столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

Слова можно прохлопать. Например: шко-ла, о-сень, дождь, лис-то-пад и т.д. (дети выполняют задание)

Физкультурная минутка

Капля раз, капля два               (ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва          (тоже самое)

А потом, потом, потом           (руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом          (бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем        (остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем             (изображается над головой вид «зонтика»)

                   

Воспитатель: Мы с вами знаем, сколько в слове гласных звуков — столько и слогов. А какие гласные звуки вы знаете? (ответы детей)

Отгадайте, с каким звуком мы с вами будем работать сегодня? Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов: азбука, арбуз, аист, автобус? (звук [А])

Диана, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А

Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести, Илья? А – А – А.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру: я буду говорить слова громко, а вы - эхо будете повторять их тихо. Всем понятно? Начнем! Аист, Аня, Ася, Апельсин, Арбуз…

Какие слова вы можете придумать со звуком [А] вначале? (ответы детей)

Игра «Поймай звук»

Воспитатель: Так, дети, а теперь вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши (воспитатель называет слова со звуком [А] в начале, середине или конце)

Знакомство с буквой А

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (на ракету, крышу дома...)

Воспитатель: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

(указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»)

Воспитатель: А теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе. А теперь выложим из палочек.

Игра «Весёлый поезд»

Воспитатель: А сейчас я вам буду показывать картинки со словами, которые состоят из трех слогов. На столе у вас лежат схемы слов, они похожи на поезд с вагончиками. Вам надо  определить место звука [А] в слове и поместить букву А из палочек в соответствующий вагончик (первый, средний или последний) (воспитатель называет слова со звуком [А] в начале, середине или конце, дети выкладывают букву из палочек в соответствующем вагончике)

А теперь я предлагаю вам разукрасить букву на листе бумаги. В какой цвет мы будем ее разукрашивать? (красный, потому что гласные буквы обозначаются красным цветом)

Звенит колокольчик

Воспитатель: мы заканчиваем нашу игру в школу. Давайте напомним Маше, про что мы сегодня говорили? (про слова, предложения, звук [А], букву А)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Морское путешествие».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему "Морское путешествие". ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте

Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамотеТема:  «ЗНАНИЕ» (БУКВА 3) Цель:  - Формировать у детей полож...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» «Помощники Золушки»

Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы по развитию речи "Помощники Золушки" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные техно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» «Помощники Весны»

Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы по развитию речи "Помощники Весны" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные техноло...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» «Вредные советы старухи Шапокляк».

Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы по развитию речи "Вредные советы старухи Шапокляк" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме "Стежок за стежком из старины глубокой..."

Образовательная деятельность с детьми подготовительного возраста осуществляется по программе “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой, Москва, Моз...