"В царстве гласных звуков"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №57»
Конспект итоговой ООД по речевому развитию в старшей логопедической группе №5
Составила:
Учитель – логопед МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида
с группами для детей с нарушениями речи №57»
Федотова Ксения Эдуардовна
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
2016 г.
Тема: «Путешествие в страну гласных звуков»
Образовательная область: Речевое развитие
Направление: Звуковая культура речи
Цель: закрепление понятия «Гласный звук», «Буква»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-учить дифференцировать понятия «Звук» и «Буква»;
-учить использовать в речи союз «О»;
-уточнить словарь по темам «Лес», «Дикие животные и их детеныши»;
-закрепить умение строить простые распространенные предложения;
- Коррекционно - развивающие:
-развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
-развивать физиологическое и фонационное дыхание;
-развивать силу голоса;
-развивать зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать умение слушать и адекватно реагировать на речь педагога и товарищей;
-воспитывать умение четко и ясно отвечать на вопросы педагога;
-воспитывать усидчивость во время занятия;
-воспитывать навык творческого подхода к выполнению заданий;
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Предварительная работа: отработка четкого произнесения гласных звуков [У] [А] [О] изолированно, в слогах, словах и в предложениях; Выполнение дидактических упражнений, способствующих различению гласных звуков на слух – «Хлопай, не зевай», «Подари подарок», «Подними фигуру»; Выкладывание букв У,О из счетных палочек, лепка буквы О из пластилина; Обведение контурных и точечных изображений букв У,А,О; Выделение букв У,А,О из наложенных изображений.
Индивидуальная работа:
Руслан: закрепить умение четко произносить гласный звук [А];
Карим: закрепить умение четко произносить гласный звук [У];
Вова: закрепить умение четко произносить гласный звук [О];
Булат: отработка аккустико – артикуляционной характеристики звука [У];
Луиза: отработка аккустико – артикуляционной характеристики звука [А];
Арина: отработка аккустико – артикуляционной характеристики звука [О];
Захар: закрепить умение выделять в слове гласный звук [А];
Руфиль: закрепить умение выделять в слове гласный звук [У];
Рузиль: закрепить умение выделять в слове гласный звук [О];
Самир: закрепить умение различать буквы А,О,У;
Никита: закрепить умение моделировать буквы А,У,О из счетных палочек и ниток;
Ильнур: закрепление умения выделять первый и второй звуки в звукосочетаниях гласных;
Матвей: закрепление умение использовать в речи простые распространенные предложения;
Богдан: формировать умение использовать в связной речи союз «О»;
Данил: закрепление понятий «Лес», «Дикие животные», «Детеныши диких животных»;
Словарная работа: Звук; Буква; Лес;
Дикие животные: Белка, лиса, медведица.
Детеныши диких животных: Бельчонок, лисенок, медвежонок.
Материалы и оборудование: проектная доска; сюжетная картина «Зимний лес»; индивидуальные зеркала; большие и маленькие красные круги и красные овалы на каждого ребенка; предметные картинки с изображением бельчонка и белки, лисенка и лисы, медвежонка и медведицы; предметных картинки со звуком [У] в ударной позиции: дуб, лук,кукла, сундук; предметные картинки со звуком [А] в ударной позиции: мак, рак, бант; предметные картинки со звуком [О] в ударной позиции: дом, ведро, кошка; девочки – звуковички У,А,О; красные счетные палочки; красные нитки.
Структура занятия
I. Вводная часть занятия (3 мин.)
1.Организационный момент;
2.Подвижная игра «Мы заходим с вами в лес …»;
II.Основная часть занятия (20 мин.)
1.Сообщение темы занятия;
2.Аккустико – артикуляционный образ гласных звуков [У] [А] [О];
3.Дидактическая игра «Самые внимательные»;
4.Дидактическая игра «Помоги зверятам позвать маму»;
5.Дидактическая игра «Сундучок с подарками»;
6.Динамическая пауза «Лес»;
7.Дидактическая игра «О чем мечтают девочки»;
8.Связь звуков и букв. Моделирование букв У,А, О из счетных палочек и ниток.
III. Итоговая часть занятия (2 мин.)
1.Ответы на вопросы по итогам занятия;
Ход занятия
I.Вводная часть занятия
1.Организационный момент
Дошкольники заходят в группу, на проекторе изображение зимнего леса.
Учитель – логопед: Ребята, мы с вами попали в зимний лес. Давайте с вами красиво встанем, поставим руки на пояс, и немного поиграем, что бы не замерзнуть
2.Подвижная игра «Мы заходим с вами в лес …»
Мы заходим с вами в лес, | Дети маршируют на месте |
Сколько тут вокруг чудес! | Удивляются, разводят руки |
Сколько елочек зеленых – | Скрещивают пальцы, показывают елочку |
Столько выполним наклонов, Раз, два, три. | Выполняют три наклона |
Сколько тут вокруг игрушек – Столько сделаем прыжков, Раз, два, три. | Выполняют три прыжка |
Впереди из – за куста, Смотрит хитрая лиса. | «Грозят» указательным пальцем лисе. |
Мы лису обхитрим, На носочках убежим | Бег на месте на носочках |
Все вокруг мы рассмотрели И тихонечко все сели | Садятся на места. |
II. Основная часть занятия
1.Сообщение темы занятия
Учитель – логопед: К нам за помощью обратились три девочки, которые заблудились в лесу.
Посмотрите эту девочку зовут Уля, эта – Аня, а это – Оля. Мы поможем девочка добраться до их дома?
Дети: Да!
2.Аккустико – артикуляционный образ гласных звуков [У] [А] [О]
Посмотри, внимательно какой звук произносит девочка Уля, ее рот похож на маленький круг.
Дети: Звук [У]!
Учитель – логопед: Правильно! Давайте с вами тоже посмотрим в зеркала и произнесем звук [У].Наш рот похож на маленький круг.
Посмотрите, а рот девочки Ани похож на большой круг, какой звук она произносит?
Дети: Звук [А]!
Учитель – логопед: Правильно! Посмотрите в зеркало и произнесите [А] наш рот похож на большой круг. А какой звук произносит Оля, ее рот похож на овал?
Дети: Звук [О];
Учитель – логопед: Правильно! Давайте тоже посмотрим в зеркала и произнесем звук [О], наш рот похож на овал.
Учитель – логопед: Ребята, а звуки [У], [А], [О] какие?
Дети: Гласные!
Учитель – логопед: а почему они гласные?
Дети: Когда мы произносим звуки [У], [А], [О] во рту нет преград.
Учитель – логопед: Молодцы, ребята!. Верно.
3.Дидактическая игра «Самые внимательные»
На столах у каждого дошкольника лежат по три красные фигуры: большой круг, маленький круг, овал.
Учитель – логопед: Ребята, Уля, Аня и Оля хотят поиграть с вами и проверить какие вы внимательные.
Если вы услышите звук [У] – поднимайте маленький красный круг;
Если вы услышите звук [А] – поднимайте большой красный круг;
Если вы услышите звук [О] – поднимайте большой красный овал;
Учитель – логопед произносит ряд гласных звуков: А,О,У,У,О,А,О,У – дети поднимают соответствующую фигуру.
4.Дидактическая игра «Помоги зверятам позвать маму»
На проектной доске изображения детенышей диких животных – бельчонка, лисенка, медвежонка
Учитель – логопед: Ребята, нам на пути в зимнем лесу встретились детеныши диких животных – бельчонок, лисенок и медвежонок. Они потеряли свою маму.
Кого ищет бельчонок?
Дети: Белку
Учитель – логопед: Верно! Кого ищет лисенок?
Дети: Лису!
Учитель – логопед: Верно! Кого ищет медвежонок?
Дети: Медведицу!
Учитель – логопед: Верно! Давайте послушаем, какие звуки произносят детеныши. Бельчонок произносит: «Ау». Какой звук был первый?
Дети: Звук [А]!
Учитель – логопед: А какой звук был второй?
Дети: Звук [У]!
Учитель – логопед: Молодцы! Бельчонку мы помогли найти его маму белку. Лисенок произносит «Уа». Какой звук первый?
Дети: Звук [У]!
Учитель – логопед: А какой звук был второй?
Дети: Звук [А]!
Учитель – логопед: Молодцы! Лисенку мы помогли найти его маму лису. Медвежонок произносит «Оа». Какой звук первый?
Дети: Звук [О]!
Учитель – логопед: А какой звук был второй?
Дети: Звук [А]!
Учитель – логопед: Молодцы. Медвежонок нашел медведицу. Мы помогли диким животным и их детенышам.
5.Дидактическая игра «Сундучок с подарками»
Учитель – логопед: Ребята, девочки на своем пути нашли вот такой сундук с подарками. Давайте посмотри, какие в сундуке подарки и подарим девочкам каждой свой подарок:
Уле – мы будем дарить подарки со звуком [У]
Ане – мы будем дарить подарки со звуком [А]
Оле – мы будем дарить подарки со звуком [О]
Дошкольники «дарят» подарки девочкам, опираясь на ударный звук в словах
Дом – это подарок для Оли;
Дуб – это подарок для Ули;
Мак – это подарок для Ани
Ведро – это подарок для Оли;
Лук – это подарок для Ули;
Рак – это подарок для Ани.
6.Динамическая пауза «Лес»
Учитель – логопед: Молодцы ребята, вы правильно распределили подарки для девочек. Давайте с вами немного отдохнем.
Дети встают
Мы немножко отдохнем | Дети стоят, руки вдоль туловища |
Встанем, глубоко вздохнем | Руки через стороны вверх – вдох, опустить вниз – выдох. |
Дети по лесу гуляли | Маршируют |
За природой наблюдали | Повороты головой вправо - влево |
Вверх на солнце посмотрели | Поднимают голову вверх |
И их лучики согрели | Поднимают руки вверх, разводят пальцы |
7.Дидактическая игра «О чем мечтают девочки»
На проектной доске предметные картинки: кошка, кукла, бант.
Учитель – логопед: В сундуке были не все подарки, которые хотели получить девочки. Давайте посмотрим о чем мечтают девочки. О чем мечтает Уля?
Дети: Уля мечтает о кукле.
Учитель – логопед: О чем мечтает Аня?
Дети: Аня мечтает о банте.
Учитель – логопед: О чем мечтает Оля?
Дети: Оля мечтает о кошке.
Учитель – логопед: Все верно!
8.Связь звуков и букв. Моделирование букв У,А,О из счетных палочек и ниток.
Учитель – логопед: Ребята, посмотрите, мы с вами помогли добраться до царства гласных звуков. А рядом с царством гласных звуков у нас царство букв. Звуки дружат с буквами. А чем отличаются звуки от букв?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.
Учитель – логопед: Правильно, посмотрите звук [У] дружит с буквой У. На что похожа буква У?
Дети: буква У похожа на рогатку (на ветку дерева, на уши зайца)
Учитель – логопед: звук [А] дружит с буквой А. На что похожа буква А?
Дети: на крышу дома, на треугольник.
Учитель – логопед: звук [О] дружит с буквой О. На что похожа буква О?
Дети: на очки, на колесо.
Учитель – логопед: Верно. У вас на столах лежат красные палочки и красные нитки. Давайте выложим с вами из палочек буквы У,А, а из ниток. Букву О. Чтобы построить букву А сколько нам нужно палочек?
Дети: Три!
Учитель – логопед: А для буквы У сколько нужно палочек?
Дети: Две!
Учитель – логопед: А букву О мы сделаем из красных ниток.
Дети моделируют буквы из палочек и ниток.
III. Итоговая часть занятия
1.Ответы на вопросы по итогам занятия
Учитель – логопед: Ребята, каким звукам мы сегодня помогли добраться до своего царства?
Дети: Звукам [А] [У] [О].
Учитель – логопед: Ребята, а звуки А,У,О какие?
Дети: Гласные звуки!
Учитель – логопед: С чем дружат звуки?
Дети: Звуки дружат с буквами.
Учитель – логопед: Чем отличаются звуки от букв?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
Учитель – логопед: Молодцы отличные помощники!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-869073-1482294699.jpg)
Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1064771-1538502733.jpg)
Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии"День рождения звука"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280486-1603199803.jpg)
Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-589758-1576547983.jpg)
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: " Гласная буква О, гласный звук О"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/24/picture-1415192-1658671878.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»
Конспект занятия по обучению грамотев подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтег...