Кружковая работа " Абвгдейка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
обучение грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11«Колокольчик»
города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с № 11)
Программа кружка
«АБВГДЕЙКА»
Руководитель кружка: Кононова В.И.
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
г. Сафоново
2017-2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве.
Актуальность. Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача воспитателей, учителей и родителей. Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой.
«Программа обучения и воспитания» в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому, на основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду, подготовку к обучению грамоте было решено организовать на кружковых занятиях.
Цель: формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи:
- Знакомить детей с понятием «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- Формировать навык слогослияния;
- Обучать грамотному, осознанному чтению;
- Повысить уровень общего речевого развития, путем расширения и активизации словаря;
- Формировать психологические предпосылки к обучению;
- Развивать графомоторные навыки;
- Формировать мотивацию к чтению;
- Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений специальными символами для обозначения звуков;
- Научить детей слоговому чтению слов, выделение слогов из слова, постановка ударения в словах, определению ударного слога;
- Воспитывать старательность, аккуратность, самостоятельность и уверенность;
В основу программы положены материалы И.О. Бадулиной «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму», а также И.Г. Выгодской и Н.В. Берковской.
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной к школе группе. Количество занятий – 1 раза в неделю. Продолжительность –25- 30 минут. Работа проводится фронтально.
В программе учтены принципы:
- научность;
- систематичность;
- постепенность усложнения;
- перспективность;
- доступность.
Этапы работы:
- Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.
- Обучение слогослиянию
- Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трехсложных слов.
- Обучение осмысленному чтению словосочетаний.
- Обучение осмысленному чтению предложений.
- Обучение осмысленному чтению текстов.
На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы. Начиная с третьего этапа, ведётся работа над осознанностью (понимание прочитанного) чтения: Она включает:
- Формирование понимания на уровне слова.
Работа направлена на расширение, обогащение и активизации словаря, формирование понятийного словаря и соотнесение печатного слова с его лексическим значением;
- Формирование понимания на уровне словосочетаний и фразы.
Работа на этом этапе направлена на понимание грамматических и логико-грамматических отношений в предложно-падежных конструкциях, в том числе включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями;
- Формирование понимания на уровне текста.
На данном этапе работа направлена на понимание фактического содержания текста и понимание скрытого смысла текста;
Особенности реализации: демонстрационные и наглядные пособия, раздаточный материал, дидактические игры по ознакомлению с буквами и звуками, тетради в крупную клетку;
Ожидаемые результаты.
Дети должны знать:
- определение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение текст, гласная, согласная, ударный слог;
- отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений, текстов;
Дети должны уметь:
- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- выделять слова в предложении, определять их место;
- делить слова на слоги, считать слоги в слове;
- иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
- понимать и различать понятия «звук» и «буква»;
- читать простые по звукобуквенному составу слова;
- определять место и последовательность звука в слове;
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
- составлять графическую схему предложения;
- графически обозначать звуки, слоги и слова;
Перспективный план работы кружка «Абвгдейка» для детей 6-7 лет
Месяц | Тема | Цель | |
Сентябрь 3-4 неделя | 1 | «как хорошо уметь читать». | Введение в цикл обучения чтению; подвести детей к пониманию, того, что умение читать-важно и необходимо |
2. | «Предложение» | Объяснить детям, что речь состоит из предложений | |
Октябрь 1-4 неделя | 3. | «Слова» | Объяснить детям, что предложение состоит из слов. |
4. | «Слоги. Ударение» | Объяснить детям, что слова состоят из слогов; познакомить с ударением в словах; | |
5. | «Повторение пройденного» | Закрепить с детьми полученные сведения о предложение, словах и слогах. Показать роль ударения в словах. | |
6. | «Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным» | Познакомить детей с слиянием согласного звука с гласным; объяснить детям, что гласный звук образует слог. | |
Ноябрь 1-4 неделя | 7. 8. 9. 10. | «Закрепление пройденного» «Звук и буква. Гласный звук (а), буква (А «Гласный звук (о), буква (о)» «Гласный звук ( у), буква (У)» | Закрепить пройденный на предыдущих занятиях материал. Объяснить детям разницу звуков вообще и звуков речи, отличие звуков речи и буквы; познакомить с буквой А. Познакомить детей со звуком (О) и с буквой о Познакомить детей со звуком (У) и с буквой у |
Декабрь 1-4 неделя | 11. 12. 13. 14. | «Гласный звук (и), буква И, и Гласный звук (ы), буква Ы» «Гласный звук (э), буква Э» «Согласные звуки (н, нь), буквы Н, н» «Согласные звуки (м, мь), буквы М, м» | Познакомить с гласными буквами И, Ы. Познакомить с буквой Э Познакомить с согласной буквой Н; обучение прочтению слияния с буквой Н (согласный + гласный) Познакомить детей с новыми согласными звуками и буквами; обучение прочтению слогов и слов с изученными буквами. |
Январь 2-4 неделя | 15. 16. | «Согласные звуки (р, рь), буквы (Р), р». «Согласный звук (Й)» «Гласные звуки ( Е, Ё,Ю, Я)» | Познакомить детей с новыми согласными звуками и буквами; обучение прочтению слогов и слов с изученными буквами. Познакомить детей с новой буквой , упражнять в чтении. Познакомить детей с новыми гласными буква и звуками : Е, Ё, Ю,Я. |
Февраль 1-4 неделя | 17. 18. 19. 20. | «Закрепление новых гласных звуков: Я, Е, Ё, Ю.» «Согласные звки (б, бь), буквы (Б), б» «Согласные звки (п, пь), буквы (П), п» «Согласные звуки (в, вь), буквы (В), в» | Закрепить знания детей о новых гласных буквах и звуках, упражнять детей в чтении. Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. |
Март 1-4 неделя | 21. 22. 23. 24. | «Согласные звуки (ф, фь), буквы (Ф), ф» «Согласные звуки (г, гь), буквы (Г), г» «Согласные звуки (к, кь), буквы (К), к» «Согласные звуки (д, дь), буквы (Д), д» | Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. |
Апрель 1-4 неделя | 25. 26. 27- 28. | «Согласные звуки (т, ть), буквы (Т), т» «Согласные звуки (ж), буквы (Ж), Ж» . «Согласные звуки (ш), буквы (Ш), ш» «Согласные звуки (з, зь), буквы (З), з» | Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. |
Май 1-4 неделя | 29- 30. | «Согласные звуки (с, сь), буквы (С), с» «Согласные звуки (х, хь), буквы (Х), х» | Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении. |
Диагностика.
Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований. Проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, по итогам стартовой диагностики, наметить пути их исправления. Использую материалы «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь.» Е.В. Колесниковой.
Обследуется речь по следующим признакам:
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие графических навыков и моторики;
- развитие звуко-буквенного анализа.
Слева каждого задания нарисован шарик, с условным обозначением, его нужно раскрасить после каждого задания в следующие цвета:
---- если задание выполнено правильно;
---- если есть одна-две ошибки;
---- если задание не выполнено.
Оценка результатов (баллы-шарики):
раздел уровень | развитие звуковой культуры речи | развитие фонематического слуха | развитие графических навыков и моторики | развитие звуко-буквенного анализа |
Высокий уровень | 9-12 | 15-18 | 10-13 | 9-12 |
Средний уровень | 6-9 | 12-15 | 7-10 | 6-9 |
Низкий уровень | 4-6 | 10-12 | 5-7 | 3-6 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бадулина О.И. Готовимся к школе, Подготовка к чтению и письму. Тетрадь №2,., 2015.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Акалис, 1995.
- Выгодская И. Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5—7 лет. – ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 69 с.
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. – 64 с.
- Ткаченко Т.А. Речь и моторика. М., 2007.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-349191-1424010599.jpg)
"АБВГДейка" Кружковая работа по обучению грамоте
Работа кружка «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/15/picture-768494-1621091598.jpg)
Программа кружковой работы "АБВГДЕЙКА" раннего обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Программа обучения чтению детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-513315-1414953743.jpg)
План кружковой работы по обучению чтения детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обу...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-420477-1537878657.jpg)
Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.
Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/23/picture-1153551-1563871277.jpg)
Программа кружковой работы «АБВГДейка» для детей старшей группы.
В программе представлены пояснительная записка, в которой раскрыта актуальность, основные направления, цель и задачи программы кружковой работы "АБВГДейка", а также план реализации кружка ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/23/picture-1153551-1563871277.jpg)
Программа кружковой работы «АБВГДейка» для детей подготовительной группы
Программа кружковой работы по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Является продолжением программы "АБВГДейка" для старшей группы. Включает в себя пояснительную записку, основ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-1182351-1572510343.jpg)
Отчет по кружковой работе "АБВГдейка"
Целью кружковой работы, проводимой нами в старшей группе, было преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций детей через музыку и движение....