Обучение детей чтению
рабочая программа по обучению грамоте (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Абросимова Ольга Евгеньевна

Обучение чтению предполагает научить детей на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obucheniya_chteniyu_abrosimova_o.e.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

обучения чтению детей дошкольного возраста

в ГБДОУ № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Чтение–сложный психофизиологический процесс.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Данная программа разработана на основе авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты «От звука к букве» под редакцией Е.В.Колесниковой

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, развитие фонематического слуха, формирование предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом, обучение детей первоначальному чтению. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

  • Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
  • Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
  • Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
  • Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
  • Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Принципы обучения чтению

  • принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») ;
  • принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  • принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  • онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме, с использованием речевых игр овладеть звуковым анализом слов, усвоить  такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

 При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Программа предназначена для детей 3 – 7 лет.

Содержание программы:

            1 этап: 3-4 года «Развитие звуковой культуры речи»

Этот этап является добуквенным, звуковым периодом обучения.Направлен на овладение навыками речевого общения, развитию мелкой моторики.

            2 этап: 4-5 лет «Развитие фонематического слуха»

Этот этап закрепляет запас имеющихся представлений о звуковой стороне слова, способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи.

            3 этап: 5-7 лет «Развитие звуко-буквенного анализа и способностей к чтению»

Данный этап способствует формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе.Поможет овладеть мыслительными операциями( анализ и  синтез, сравнение, обобщение, классификация). Способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Для успешной реализации программы необходимо:

          - четкое планирование учебного процесса для каждого этапа обучения

          - наличие наглядно-методического материала в виде рабочих тетрадей с игровыми                заданиями

          - наличие демонстрационного материала

          - создание условий для самостоятельной деятельности детей(различные настольно-печатные игры, книги для раскрашивания с буквами, обводки, штриховки, активно использовать обучающие компьютерные игры) .

Учебный план

Возраст

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

 3-4 года

4* 0,08 (5 минут)= 0,3 часа

0,68-0,7

4-5 лет

4* 0,2(10 минут)=0.8 часа

2,28

5-7 лет

4*0,5(30 минут)=2 часа

52

Программа на учебный год

Возраст

Содержание

Методы и приемы

  3-4 года

  • Способствовать развитию слухового восприятия
  • Развивать грамматический строй речи
  • Способствовать развитию речевого дыхания
  • Формировать умение говорить выразительно
  • Способствовать формированию правильной артикуляции
  • Развивать словарный запас

Иллюстрационный материал

Звукоподражательные игры

Игры на звуковую силу голоса

Дыхательная гимнастика

Обводки

Объемные символы звуков

Буквенные кубики

Пальчиковые гимнастики

Театрализованные игры

Игры с музыкальными инструментами

Разучивание потешек, стихов, скороговорок

  • Способствовать умению правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи.
  • Учить различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие, тихие.
  • Учить делить слова на слоги.
  • Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно.
  • Способствовать умению определять и называть первый звук в слове.
  • Способствовать умению произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
  • Формировать умение рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы.
  • Умение выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

Тетради с практическими заданиями

Обводки

Штриховки

Буквенные кубики

Настольно – печатные игры

СРигры

Словесные игры

Иллюстрационный материал

Звукоподражательные игры

Игры на звуковую силу голоса

Разучивание стихов, потешек, скороговорок

5-7 лет

  • Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки.
  • Закреплять умение итонационно выделять заданные звуки в словах.
  • Закреплять умение делить слова на слоги.
  • Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков.
  • Учить различать звуки : гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
  • Учить определять место заданного звука в слове(в начале, середине, конце).
  • Продолжать знакомить с графическим изображением слова-  прямоугольник.
  • Познакомить с условным обозначением звуков:гласные-красный квадрат, твердые согласные-синий квадрат, мягкие согласные-зеленый квадрат.
  • Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя графические изображения звуков.
  • Учить писать слова с помощью графических изображений.
  • Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
  • Учить соотносить звук и букву.
  • Учить писать слова, предложения печатными буквами.
  • Учить проводить звуковой (фонетический)анализ слова.
  • Способствовать развитию фонетического восприятия.
  • Познакомить с ударением, ударным слогом, ударным гласным.
  • Познакомить с термином «предложение».
  • Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
  • Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
  • Учить записывать предложения условными обозначениями.
  • Способствовать развитию графических навыков.
  • Формировать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

.

Тетради с практическими заданиями.

Прописи.

Обводки.

Штриховки.

Трафареты.

Кубики.

Штампы.

Кассы.

Таблицы.

Настольно-печатные игры.

СРигры.

Словесные игры.

КВНы.

Викторины.

Иллюстративный материал.

Задания с ИКТ.

Моделирование

Чтение художественной литературы

Разучивание стихов. Скороговорок, чистоговорок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А.Зайцева».

                              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  ...

Консультация к педсовету "игровое и занимательное обучение детей чтению с использованием интенсивной технологии Н.А.Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»    Консультация к педсовету по развитию речи и обучению грамоте...

Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению

В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед ...

Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".

Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы, обучение детей чтению. "Слово".

Помочь детям осознать, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков. Познакомить со звуковой схемой слов, способствовать формированию умению самостоятельно определять количество звуков в звукоподражат...

Раннее обучение детей чтению 2 год обучения

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Раннее обучение детей чтению»Муниципальног...

Конспект открытого интегрированноого занятия по теме: «По следам пирата Флинта», для детей подготовительной группы по обучению детей чтению по технологии «Словолодочки»

Открытое интегрированное занятия по теме: «По следам пирата Флинта», для детей подготовительной группыпо обучению детей чтению по технологии  «Словолодочки» Цель...