Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте"
консультация по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Назарова Татьяна Николаевна

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой), освоения ими основ грамоты. Чтение и письмо - это действия со звуками слова, которые материлизуются буквами. Существует такая закономерность: чем лучше дети осознают звучащую речь, ее построение, тем легче они овладевают осознанным беглым чтением и грамотным письмом. Поэтому задолго до обучения собственно грамоте (до знакомства с буквами) дошкольникам надо дать представление о звуковой действительности языка. Звуковой метод был предложен еще К.Д. Ушинским в 1864 году. Он сменил существовавший до этого буквослагательный метод.Ушинский называл новый метод обучения грамоте историческим. К.Д. Ушинский формулирует путь, прямо противоположный тому, который лежал в основе буквослагательного метода, - идти не от буквы к звуку, а наоборот, от звука к букве. Разработчиками новой методики обучения начальному чтению, основу которой создал К.Д. Ушинский, были Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.И. Воскресенская. Предложенный Д.Б. Элькониным метод фонемного анализа (картинки и схемы слов-названий) лежит в основе всех Букварей. 

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой "языковой одаренности" ребенка, особой его восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему оптимальным возрастом для сознательного восприятия детьми звуковой действительности языка является пятый год жизни. Именно в этот период детей увлекают звуковые и словесные игры; именно на этот возраст приходится пик словесного творчества, когда дети создают слова-нелепицы (неологизмы). В связи с этим подготовку к обучению грамоте мы рекомендуем начинать в средней группе, причем с опорой на наглядность.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon obuchenie_gramote_2.pdf2.13 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинара "Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности"

В презентации представлены этапы формирования у детей дошкольного возраста звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Данную презентацию можно использовать в ходе ...

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и и...

Аналитический отчет Направление: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.

Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе.    В Федеральном государственном образовательном стандарт...

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучению грамоты.

В исследованиях учёных ( Левиной Р.Е., Спировой Л.Ф., Никашиной Н.А. и др.) нарушения письма рассматриваются  как результат недостаточной сформированности ранних ступеней речевого развития к пере...

«Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников как предпосылки обучения грамоте»

laquo;Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников  как предпосылки обучения грамоте»...