Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
консультация по развитию речи на тему

Федулова Светлана Александровна

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Инжавинский детский сад «Берёзка».

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

                           Воспитатель:

                                                                   Федулова Светлана Александровна.

р.п. Инжавино

2017 г

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Дети 6-летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования не ставит задачи обучения дошкольников грамоте. Речь идет о предпосылках грамотности – о формировании звуковой аналитико-синтетической активности. О воспитании интереса к письменной речи, к чтению. Это не случайно. В стране много авторов, предлагающих свои советы, как учить дошкольников грамоте. Дошколят учат читать в кружках, группах при школах, студиях в условиях учебной деятельности, проводятся занятия. Закрепляется материал, отрабатывается техника чтения. Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели.

Поэтому необходимо до знакомства с буквами и обучения чтению и письму ознакомить детей со звуковой действительностью языка.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками расчленения слова на составляющие его звуки и сочетания звуковых элементов в единое целое.

Цель – научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звука.


В своей работе по подготовке к обучению детей грамоте использую методическое пособие Г.Ф. Марцинкевич « Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Применяю следующие направления:
1. Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
2.Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи.
3.Ознакомление со словесным составом предложения.
4.Ознакомление со звуковым строением слов - формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков и составление слов с определенными звуками.


 Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих полноценный физиологический слух и сохранный интеллект, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Многие воспитанники не овладевают в нормативные сроки звуковой стороной языка.

Знакомство с гласным звуком начинаю с выделения звука из речи. Рассматриваем артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный. Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. 


При закреплении понятия «гласные звуки» использую:
-упражнение в пропевании звуков.
-выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов; 
-игра «Разберем картинки». Выдаю ребенку картинки (аист, утка, арбуз, апельсин, удочка, улитка, автобус), символы гласных звуков А и У и ребенку надо разложить картинки;
- упражнение «Прочитай». Показываю символы (3 символа), ребенок называет звуки. Затем называет первый (последний) звук;
- «Разберем картинки» (звук А), «Найди ошибки у Незнайки». Даю ребенку картинки (игрушки, индюк, иголка, лук), прошу убрать лишнюю картинку и объяснить почему.
- «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).
- подбор слов на гласные звуки.


При знакомстве с согласным звуком дается его полная характеристика. Дети произносят звук сами, вместе выясняем, что воздух встречает препятствие, преграду – в виде губ, зубов, значит звук согласный. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги. Одновременно начинаю работу над ударением, которое закрепляет слово в единое целое.


При работе над согласными звуками использую:
-выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина слова);

-работа со схемами. Прошу ребенка придумать слово к схеме, отобрать картинки, нарисовать предметы, названия которых соответствуют схеме;
-игра «Разложи по полочкам». Выдаю ребенку картинки, содержащие оппозиционные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости, и прошу ребенка «разложить картинки по полочкам»;
- игра «Составь слово». Даю ребенку набор букв и прошу его сложить слово;
-выкладывание букв из деталей («Буквенный конструктор»), палочек, ниточек, мозаики. При знакомстве с буквами, в своей работе букву называем, но работаем со звуками.

Иначе ребенку будет непонятно, как сливать слоги. Знакомлю детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем». Помогаю запомнить букву через ассоциации ребенка, опираясь на свойственное ему наглядно-образное мышление. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картина похожа на букву и начинается на данный звук (с-сушка, т-труба, о-обруч). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы. Рассматриваются элементы, их качество. Можно предложить стихотворение для запоминания образа буквы:
Кольцо у мамы на руке,
Обруч гимнастки тоже.
Баранки, бублики - ну все
На букву О похоже.


При закреплении понятий «слог», «слово», «предложение»:


-работа со слоговыми таблицами. Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами;
-прием определения количества слогов (слов) по количеству хлопков, числу ударов мяча об пол;
-работа со схемами. Упражнение «Придумай предложение» к схеме (схемы предложений без предлогов и с предлогами).


Обучение дошкольников грамоте включает так же подготовку руки ребенка к письму, развитие графических навыков, формирование фонематического восприятия и устной разговорной речи.

Большую работу провожу с родителями.

Работа с родителями включает в себя:
- Помощь в изготовлении пособий. 
- Консультации для родителей.
- «Дни открытых дверей».

Т.о., чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155.

2. Белякова Г. П. Речевая игра «Живые слова» // Дошкольное воспитание.

3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми.

4. Придумай слово: Речевые игры для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О. С. Ушаковой; авт.: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина, А. Г. Арушанова, Н. В. Гавриш, Е. А. Смирнова, А. А. Смага, Л. Г. Шадрина, Г. И. Николайчук.).