Конспект занятия по бучению грамоте . Тема: «Звук и буква Н, Нь». «Рыбы и водоёмы».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Людмила Владимировна

Конспект занятия по бучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква Н, Нь». «Рыбы и водоёмы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_n_n.odt24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №77»

Кузнецова Людмила Владимировна

Формирование звукопроизношения и фонематического слуха

Тема: «Звук и буква Н, Нь». «Рыбы и водоёмы».

Цель: знакомство со звуками и буквой Н, Нь, активизация словарного запаса по лексической теме.

Задачи

Образовательные — уточнить артикуляцию звуков Н и Нь,

закреплять четкое произношение звуков, выделять звук из ряда звуков, из слогов, из слов, закреплять умение находить место звука в слове, знакомить с графическим обозначением этого звука, учить соотносить звук с буквой, учить читать в  столбик, графически изображать слово.

Развивающие — развивать слуховое восприятие, внимание, артикуляционную моторику, мелкую и общую моторику.

Воспитательные — воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, силу воли.

Коррекционные — развивать навык самоконтроля своей речи.

Оборудование: зеркало, предметные картинки на звук Н, Нь , карандаши, графические задания, схемы анализа артикуляции и характеристики звука,  карточки с буквой Н, наглядный материал на что похожа Н, схемы слов, фишки.

Речевой материал: навага, нельма, окунь, минтай, сазан.

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг. момент

-Здравствуйте, ребята. Мы с вами уже знакомы, напоминаю, что меня зовут Людмила Владимировна и сегодня я буду заниматься с вами.

-Сегодня мы с вами поиграем в такую игру.Я называю звук, слог или слово. Садится тот, кто правильно определит, что это (налим, н, ну, но, на, н, окунь, нь, ня, ни, ню, навага, нерка, ны, не, нь, н, ан, он, сазан, минтай, навага.)

-Молодцы!

-Здравствуйте!

Дети называют.

Сообщение темы

-Кто догадался про какие звуки  и про кого мы сегодня будем с вами говорить?

-Правильно. Мы сегодня будем изучать звуки и букву Н,Нь и говорить про рыб.

Звуки Н и Нь

Про рыб

Анализ артикуляции звука

Характеристика звуков по акустическим признакам

-Сейчас поставьте перед собой зеркала, давайте произнесем звук Н и посмотрим в каком положении находятся губы?

-Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука.

-Зубы?

-Где находится язык?

-Воздушной струе что  -то мешает?

-Значит этот звук какой?

-Хорошо, теперь давайте проанализируем артикуляцию звука Нь.

-Губы?

-Зубы?

-Где находится язык?

-Воздушной струе что  -то мешает?

-Значит этот звук какой?

-Молодцы, обратите внимание, что при произнесении звука Нь язык находится внизу.

-Давайте подведем итоги и уточним, что общего и чем отличаются звуки по артикуляции?

-Замечательно!  

-Давайте охарактеризуем звук Н.

Звук Н гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

-Твердый или мягкий?

-Какого цвета будет кружочек?

-Теперь звук Нь

-Гласный или согласный?

-Глухой?

-Твердый или мягкий?

-Каким цветом будем обозначать кружочек?

-Убирайте зеркала на край стола.

-А теперь мы с вами немного отдохнем, выходите все на ковер.

Рыбка плавает в водице, (дети стоят в кругу)

Рыбке весело играть. (волнообразные движения руками)

Рыбка, рыбка, озорница, (бегут по кругу)

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, (движения по тексту)

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

-Молодцы, присаживайтесь на свои места.

Губы слегка в улыбке

Разомкнуты

Язык находится за верхними зубами

Да, зубы

Согласный

Губы слегка в улыбке

Разомкнуты

Язык находится за нижними зубами

Да, зубы

Согласный

Губы, зубы одинаково, а язык нет.

Согласный, потому что воздушная струя  встречает преграду

Звонкий

Твердый

Синего

Согласный, потому что воздушная струя  встречает преграду

Звонкий

Мягкий

Зеленым

Выполняют движения за логопедом

-Сейчас мы с вами будем играть в игру я называю звуки, если вы услышали звук Н или Нь , то громко хлопайте в ладоши, если не услышали значит ничего не делайте.

А, О, Н, М, МЬ, У, Н, И, С, НЬ, П, В, НЬ, Н.

-Сейчас нужно поймать звук среди слогов: НА, ВА, АО, НИ, НЯ, НУ, НЮ, НЫ, КЫ, МЫ, МА, МУ, АН, ОН, ОП.

-Теперь среди слов: КИЛЬКА, НАВАГА, ОКУНЬ, НАЛИМ, КАРАСЬ, МИНТАЙ, НЕЛЬМА, СЕЛЬДЬ.

-Мододцы!

-Сейчас я вам предлагаю определить место звука в слове, разложите перед собой схемы. Я вам называю слово, а вы мне показываете нужную схему, только не забывайте, что мы изучаем звуки  Н и НЬ. Цвет символов будет разный.

НАВАГА, МИНТАЙ, ОКУНЬ

 Молодцы , все справились с заданием.

-Открывайте пеналы, берите листочки на краю стола и начинаем выполнять задание . Нужно определить место звука Н или Нь в словах (3 слова).

-Замечательно!

Выполняют задание

Дети работают на листочках

Физ. Минутка

- Кто мне скажет, что мы сейчас изучали?

- Звуки на письме чем обозначаются?

- Чем отличается звук от буквы?

- Молодцы!

-Посмотрите на букву Н заглавную и н строчную. На что она похожа?

-Хорошо.

- Чем отличается заглавная от строчной?

- Из скольких элементов состоит ?

-Давайте напишем букву Н в воздухе.

-Сейчас выложите из счетных палочек букву Н, а я пройду и посмотрю как у вас получилось.

-Молодцы!!!

-Сейчас я предлагаю отдохнуть, выходите все на ковер.

Рыбка плавает в водице, (дети стоят в кругу)

Рыбке весело играть. (волнообразные движения руками)

Рыбка, рыбка, озорница, (бегут по кругу)

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, (движения по тексту)

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

-Молодцы, присаживайтесь на свои места продолжаем работать дальше.

-А теперь мы с вами почитаем в столбик

-А сейчас вам нужно отобразить графически (с помощью фишек и букв разрезной азбуки) слово НАВАГА. Что такое навага ?

-Правильно, открываем кассу букв и приступаем к работе.

-Молодцы!

Звуки

Буквами

Отвечают

На кровать, полочку, часть гимнастической лестницы, рельсы со шпалой….

Большая и маленькая.

Из трех

Прописывают в воздухе

Выполняют вместе с логопедом

НА, НО, НУ, НЫ, АН, ОН, НИ,НЕ,НЮ,НЯ , АНЯ, ОНИ, ОНА.

Рыба

Выполняют задание

Итог

занятия

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-И с буквой?

-Звук Н согласный или гласный?

-А звук Нь?

-Ещё о ком мы говорили?

- Каких рыб вы запомнили?

-Я вас хочу похвалить, вы очень хорошо поработали. Молодцы!

-До свидания!

Со звуками Н, Нь

И с буквой Н

Согласный

Согласный

О рыбах

Навага, налим, окунь, карась ...

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема:«Звуки В — В’. Буква В.»

Задачи:— закрепить знания о звуках В — В’;— познакомить с новой буквой;— закрепить умение соотносить звук с буквой;— закрепить зрительный образ буквы;— закреп...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....