Конспект НОД в старшей разновозрастной группе по обучению грамоте: «Звук [х], буква Х, х»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Шилова Юлия Юрьевна

Конспект НОД в старшей разновозрастной группе по обучению грамоте: «Звук [х], буква Х, х»

 

Цель: познакомить детей с согласным звуком [х], буквой Х, х.

Задачи: развивающие:

развивать фонематический слух детей, речь, умение находить место звука в словах; развивать память, внимание, мышление.

Образовательные:

формировать представление о согласном звуке [х], учить делать анализ буквы х, продолжать упражнять в чтении слогов, составлении предложений.

Воспитательные: формирование дружеских отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, умения слушать друг друга, воспитывать у детей самоконтроль за речью, положительную мотивацию к процессу обучения.

Материал демонстрационный: картинки демонстрационные (хомяк, халат, холодильник, хлеб, мухи, мухоморы, подсолнух, петух, девочка с грибами, зайка с больной лапой, заяц вытягивает морковь); буквы; карточки для чтения слогов.

Образовательная среда: Демонстрационные предметные картинки на заданные звук [х];  демонстрационные карточки с буквами «Х», «х».

Предварительная работа: рассматривание азбуки.

Методические приёмы: Анализ звука, анализ буквы, физкультминутка. Чтение слогов, игра «Найди звук [х] », физкультминутка, итог.

 

Ход НОД

Организационный момент

Психогимнастика

- Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки. Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА – какой тут первый звук? Назови, что нарисовано рядом с буквами. Скажи, как я : ХХХОМЯК, ХХХАЛАТ, ХХХОЛОДИЛЬНИК, ХХХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?

 

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает. 

– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука  [к]). Вы согласны с ним?

- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук  [х] .  

 

 

Характеристика звука.

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его – за нижними зубами. Произнеси ХХХ и попробуй это почувствовать.

С голосом или без голоса мы произносим звук [х]?

Когда мы произносим звук[х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук [х] – согласный звук.

 Характеристика:  [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

 

Знакомство с буквой «Х».

— С какой буквы начинается слово хлеб? «Х»

— Как вы думаете, какой это звук? [Х] — согласный звук ( произносится глухо, его нельзя произносить громко)

Он может произносится твердо например (халва) и мягко (хитрец), значит мы можем сказать, что звук [Х] может быть твердым и мягким.

Придумайте слова начинающие на букву «Х»

Холодильник, хурма, химия, хижина, хлебоуборочная машина, халва.

 

Анализ буквы Х

Рассмотрим букву «Х»

Х —на ножницы похожа,

но в работе, а не лежа

Х — все ходит, ходит, ходит —

Место что ли не находит.

На что она похожа? Сложи из пальцев букву Х.

 

— Давайте мы её пропишем в воздухе, и посмотрим из чего она состоит, а состоит она из двух одинаковых, длиной палочек, которые между собой пересекаются.

У вас на столах лежит веревочка нам нужно выложить на листе бумаги букву «Х»

— Молодцы, значит мы с вами сказали, что буква Х — согласный звук, бывает твердым и мягким.

 

 Определение места звука в словах.

  1. Рассмотри картинки.

Как девочка закричала, когда нашла такие большие грибы? (Ах!)

АААХ – скажи так же. Какой звук ты услышал первым?

АХХХ - скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?

  1. Что зайка сказал когда поранил лапку? (Ох)

ОООХ – скажи так же. Какой звук ты услышал первым?

ОХХХ - скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?

 

 

Игра "Найди звук".

- Ребята Хрюшка-хвастунишка принес с собой слова, вам нужно определить в каком месте стоит звук [Х], в начале, в конце или в середине: хомяк, халат, муха, петух, мухомор, холодильник, хлеб, подсолнух.

 

Физминутка.

 Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

 

Итог:

- Ребята, с каким мы познакомились звуком ?

- Какой это звук?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей разновозрастной группе по обучению грамоте: «Звук [х], буква Х, х»

Цель: познакомить детей с согласным звуком [х], буквой Х, х.

Задачи: развивающие:

развивать фонематический слух детей, речь, умение находить место звука в словах; развивать память, внимание, мышление.

Образовательные:

формировать представление о согласном звуке [х], учить делать анализ буквы х, продолжать упражнять в чтении слогов, составлении предложений.

Воспитательные: формирование дружеских отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, умения слушать друг друга, воспитывать у детей самоконтроль за речью, положительную мотивацию к процессу обучения.

Материал демонстрационный: картинки демонстрационные (хомяк, халат, холодильник, хлеб, мухи, мухоморы, подсолнух, петух, девочка с грибами, зайка с больной лапой, заяц вытягивает морковь); буквы; карточки для чтения слогов.

Образовательная среда: Демонстрационные предметные картинки на заданные звук [х];  демонстрационные карточки с буквами «Х», «х».

Предварительная работа: рассматривание азбуки.

Методические приёмы: Анализ звука, анализ буквы, физкультминутка. Чтение слогов, игра «Найди звук [х] », физкультминутка, итог.

Ход НОД

Организационный момент

Психогимнастика

- Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки. Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА – какой тут первый звук? Назови, что нарисовано рядом с буквами. Скажи, как я : ХХХОМЯК, ХХХАЛАТ, ХХХОЛОДИЛЬНИК, ХХХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает. 

– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука  [к]). Вы согласны с ним?

- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук  [х] .  

Характеристика звука.

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его – за нижними зубами. Произнеси ХХХ и попробуй это почувствовать.

С голосом или без голоса мы произносим звук [х]?

Когда мы произносим звук[х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук [х] – согласный звук.

 Характеристика:  [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Знакомство с буквой «Х».

— С какой буквы начинается слово хлеб? «Х»

— Как вы думаете, какой это звук? [Х] — согласный звук ( произносится глухо, его нельзя произносить громко)

Он может произносится твердо например (халва) и мягко (хитрец), значит мы можем сказать, что звук [Х] может быть твердым и мягким.

Придумайте слова начинающие на букву «Х»

Холодильник, хурма, химия, хижина, хлебоуборочная машина, халва.

Анализ буквы Х

Рассмотрим букву «Х»

Х —на ножницы похожа,

но в работе, а не лежа

Х — все ходит, ходит, ходит —

Место что ли не находит.

На что она похожа? Сложи из пальцев букву Х.

— Давайте мы её пропишем в воздухе, и посмотрим из чего она состоит, а состоит она из двух одинаковых, длиной палочек, которые между собой пересекаются.

У вас на столах лежит веревочка нам нужно выложить на листе бумаги букву «Х»

— Молодцы, значит мы с вами сказали, что буква Х — согласный звук, бывает твердым и мягким.

 Определение места звука в словах. 

  1. Рассмотри картинки.

Как девочка закричала, когда нашла такие большие грибы? (Ах!)

АААХ – скажи так же. Какой звук ты услышал первым?

АХХХ - скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?

  1. Что зайка сказал когда поранил лапку? (Ох)

ОООХ – скажи так же. Какой звук ты услышал первым?

ОХХХ - скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?

Игра "Найди звук".

- Ребята Хрюшка-хвастунишка принес с собой слова, вам нужно определить в каком месте стоит звук [Х], в начале, в конце или в середине: хомяк, халат, муха, петух, мухомор, холодильник, хлеб, подсолнух.

Физминутка.

 Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Итог:

- Ребята, с каким мы познакомились звуком ?

- Какой это звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие учителя – логопеда + интруктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе. по обучению грамоте "Звуки "ЛЬ"- "Й". Йоги.

Материал НОД способствует закреплению слухо- произносительной  дифференциации звуков «ЛЬ» - «й» через организацию различных видов деятельности, повышает мотивацию к заняти...

Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте "Звук и буква А"

quot;Материал рекомендован для логопеда   при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе, связан с лексической темой  "С...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте "Звук И. Буква И"

Цель: Четкое произнесение звука. Анализ звукового ряда из 3-х гласных. Воспроизведение звуковых рядов из 3-х гласных. Упражнение в употреблении И.п. мн.ч. существительных с окончаниями –и, -а. Р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по обучению грамоте: ««Звук [Ц], буква Ц»».

Конспект открытого показа для родителей по обученю грамоте детей старшего дошкольного возраста: знакомство со звуком "Ц" и буквой Ц....

Образовательная деятельность в подготовительной группе по обучению грамоте"Звук и буква В"

Дать представление детям о новом звуке,познакомить с буквой, продолжать определять позицию звука,начало слова,середина или конец слова....