Звуки Д-ДЬ и буква Д. В гости к мартышке Дусе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_d-d.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.

Тема: «Звуки Д-ДЬ и буква Д. В гости к мартышке Дусе».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

 - познакомиться со звуками Д, ДЬ.

 - учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова,  

   дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;

 - познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Д;

 - совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в

   слове;

 - способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного

   восприятия.

- развивать фонематические представления.

Коррекционно-образовательные:

- продолжать учить детей правильному употреблению в речи

 прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;

 числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;

 -продолжать работу по профилактике дисграфии;

- упражнять в подборе антонимов;

- упражнять в чтении прямых и обратных слогов.

Коррекционно- воспитательные:

- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности,

   ответственности.

- воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.

Оборудование:

Картинка мартышка, предметные картинки, в названии которых есть звук Д и ДЬ, схема для характеристики звуков, схема для дифференциации понятий звук-буква, бланки для игры «Шашечки», белые крышечки, буква Д, буквы для штриховки, цветные карандаши, кораблик, острова с гласными буквами, аудиозапись «Мы веселые мартышки», Д/и «Один - много», фишки для выкладывания схем слова, Д/и «Ананасы» (угадай слово).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сядет на свое место тот, кто назовет животных жарких стран.

- Сегодня в нашу группу пришло письмо, а от кого. Вы узнаете отгадав загадку.

По деревьям скачет ловко,

Хвост ей лучшая страховка.

Обожает есть бананы

И качаться на лианах.

 Кто это? (мартышка). Её зовут Дуся.

-  Какой первый звук слышится в её имени? (Д).

 - Она узнала, что ребята в детском саду могут всё рассказать про этот звук, а он у неё самый любимый.

2. Артикуляционная гимнастика

- Но сначала необходимо подготовить наши язычки для работы.

 Дилы-дилы-дилы-дилы - показались крокодилы.

Широко открывают и закрывают рот.

Раскрывают и закрывают сложенные ладони рук.

Афы - афы - афы - афы - жуют листики жирафы.

Покусывают язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

Сжимают и разжимают кулачки.

Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.

Поочерёдно упираются языком то в верхние, то в нижние зубы.

Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.

Поднимают и опускают кисти рук.

 Ышки - ышки - ышки - ышки прячутся мартышки.

 "Широкий" язык между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и    

   зубами. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.

   Поднимают и опускают руки.

 Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.

Пощёлкивают кончиком языка. Рот при этом отрыт, язык должен быть широким. Нижняя челюсть остается неподвижной.

Сжимают и разжимают кулачки.

3. Выделение звука из начала слова, характеристика звука по схеме.

-  И так, какой первый звук слышится в её имени? (Д).

- Давайте расскажем мартышке всё, что мы знаем про звук Д (характеристика звука по схеме).

- Теперь Дуся будет знать всё о своём любимом звуке.

4. Развитие фонематического восприятия, умения слышать звук Д в словах, развитие ориентировки на листе бумаги.

-Дуся приготовила для вас игру, она называется «Шашечки». Я буду называть слова, если в слове есть звук Д ставим в клетку шашечку, если нет – пропускаем клетку. (дом, буква, дым, окно, диван, стол, дед, лев, дорога).

- Сколько слов со звуком Д я назвала? Как это можно определить? Давайте вспомним, какие слова со звуком Д, я называла.

5. Развитие простых форм фонематического анализа, фонематических представлений. - Давайте подарим Дусе подарки (картинки в названии которых слышится звук Д или ДЬ).

6. Дифференциация понятий звук-буква. Закрепление зрительного образа буквы Д, развитие мелкой моторики.

-  Ребята, а что мы можем Дусе рассказать о звуках и буквах, чем они отличаются? (демонстрация опорной схемы).

- Познакомим Дусю с буквой Д (демонстрация буквы).

- На что похожа эта буква?

- Дуся приглашает нас к себе в гости в Африку, надо плыть через океан на корабле.  Заштрихуем буквы Д и посадим их в кораблик.

7. Чтение прямых и обратных слогов.  

- Отправимся вместе с буквами через океан на кораблике.

Кораблик причаливает к островам.  (на островах буквы О, А, Ы, Э, У). Дети читают слоги (ДА, АД, ДО, ОД и т.д.)

- Вот мы и в Африке.

8. Физминутка «Мы веселые мартышки».

9. Развитие фонематического и слогового анализа.

- Африка — это дом нашей мартышки. Давайте научим Дусю выделять по порядку все звуки в слове ДОМ.

(Выкладывание звуковой и слоговой схемы слова). Вопросы к детям:

-Сколько звуков в слове ДОМ? Назови.

- Сколько гласных, согласных звуков?

- Сколько твёрдых и мягких согласных?

- Сколько слогов в слове ДОМ? По каким звукам мы определяем количество слогов?

10. Развитие фонематического синтеза.

- Дуся приготовила для вас сюрприз. Она очень любит есть фрукты. На ананасах она зашифровала название ещё одного лакомства, вы его узнаете, если мысленно расположите ананасы по порядку от самого большого к маленькому и прочитаете слово (ДЫНЯ).

11. . Образование множественного числа существительных.

- Мартышка решила сосчитать фрукты, но у неё ничего не получилось. Поможем ей?

- Сосчитай предметы до 5, чётко произнося слово.

(банан, кокос, ананас, апельсин, дыня, яблоко, груша, персик).

12. Подведение итогов, развитие фонематических представлений.

- Дусе очень понравилось путешествовать и заниматься вместе с вами, а теперь пора возвращаться в детский сад. На прощание вспомним для мартышки слова с её любимым звуком Д (словесная игра «Цепочка»).

-  Чему вы научились? Что понравилось? Какие были трудности?

Используемая литература.

1. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб., 2011.

2. И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. М., 2007.

3. Е.А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. СПб., 2006.

4. Нищева Н. В Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб., 2007 г.

 

1. Организационный момент.

- Сядет на свое место тот, кто назовет животных жарких стран.

- Сегодня в нашу группу пришло письмо, а от кого. Вы узнаете отгадав загадку.

По деревьям скачет ловко,

Хвост ей лучшая страховка.

Обожает есть бананы

И качаться на лианах.

 Кто это? (мартышка). Её зовут Дуся.

-  Какой первый звук слышится в её имени? (Д).

 - Она узнала, что ребята в детском саду могут всё рассказать про этот звук, а он у неё самый любимый.

2. Артикуляционная гимнастика

- Но сначала необходимо подготовить наши язычки для работы.

 Дилы-дилы-дилы-дилы - показались крокодилы.

Широко открывают и закрывают рот.

Раскрывают и закрывают сложенные ладони рук.

Афы - афы - афы - афы - жуют листики жирафы.

Покусывают язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

Сжимают и разжимают кулачки.

Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.

Поочерёдно упираются языком то в верхние, то в нижние зубы.

Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.

Поднимают и опускают кисти рук.

 Ышки - ышки - ышки - ышки прячутся мартышки.

 "Широкий" язык между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и    

   зубами. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.

   Поднимают и опускают руки.

 Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.

Пощёлкивают кончиком языка. Рот при этом отрыт, язык должен быть широким. Нижняя челюсть остается неподвижной.

Сжимают и разжимают кулачки.

3. Выделение звука из начала слова, характеристика звука по схеме.

-  И так, какой первый звук слышится в её имени? (Д).

- Давайте расскажем мартышке всё, что мы знаем про звук Д (характеристика звука по схеме).

- Теперь Дуся будет знать всё о своём любимом звуке.

4. Развитие фонематического восприятия, умения слышать звук Д в словах, развитие ориентировки на листе бумаги.

-Дуся приготовила для вас игру, она называется «Шашечки». Я буду называть слова, если в слове есть звук Д ставим в клетку шашечку, если нет – пропускаем клетку. (дом, буква, дым, окно, диван, стол, дед, лев, дорога).

- Сколько слов со звуком Д я назвала? Как это можно определить? Давайте вспомним, какие слова со звуком Д, я называла.

5. Развитие простых форм фонематического анализа, фонематических представлений. - Давайте подарим Дусе подарки (картинки в названии которых слышится звук Д или ДЬ).

6. Дифференциация понятий звук-буква. Закрепление зрительного образа буквы Д, развитие мелкой моторики.

-  Ребята, а что мы можем Дусе рассказать о звуках и буквах, чем они отличаются? (демонстрация опорной схемы).

- Познакомим Дусю с буквой Д (демонстрация буквы).

- На что похожа эта буква?

- Дуся приглашает нас к себе в гости в Африку, надо плыть через океан на корабле.  Заштрихуем буквы Д и посадим их в кораблик.

7. Чтение прямых и обратных слогов.  

- Отправимся вместе с буквами через океан на кораблике.

Кораблик причаливает к островам.  (на островах буквы О, А, Ы, Э, У). Дети читают слоги (ДА, АД, ДО, ОД и т.д.)

- Вот мы и в Африке.

8. Физминутка «Мы веселые мартышки».

9. Развитие фонематического и слогового анализа.

- Африка — это дом нашей мартышки. Давайте научим Дусю выделять по порядку все звуки в слове ДОМ.

(Выкладывание звуковой и слоговой схемы слова). Вопросы к детям:

-Сколько звуков в слове ДОМ? Назови.

- Сколько гласных, согласных звуков?

- Сколько твёрдых и мягких согласных?

- Сколько слогов в слове ДОМ? По каким звукам мы определяем количество слогов?

10. Развитие фонематического синтеза.

- Дуся приготовила для вас сюрприз. Она очень любит есть фрукты. На ананасах она зашифровала название ещё одного лакомства, вы его узнаете, если мысленно расположите ананасы по порядку от самого большого к маленькому и прочитаете слово (ДЫНЯ).

11. . Образование множественного числа существительных.

- Мартышка решила сосчитать фрукты, но у неё ничего не получилось. Поможем ей?

- Сосчитай предметы до 5, чётко произнося слово.

(банан, кокос, ананас, апельсин, дыня, яблоко, груша, персик).

12. Подведение итогов, развитие фонематических представлений.

- Дусе очень понравилось путешествовать и заниматься вместе с вами, а теперь пора возвращаться в детский сад. На прощание вспомним для мартышки слова с её любимым звуком Д (словесная игра «Цепочка»).

-  Чему вы научились? Что понравилось? Какие были трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для подготовительной группы "Звук и буква "И" в гостях у птиц"

Цель: уточнение знаний детей о птицах; расширение  словаря по данной теме; развитие познавательных и речевых способностей,  воспитание интереса к живой природе, подготовка детей к обучению в...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе "В гостях у Мартышки"

Непосредственно-образовательная деятельность, представленная в конспекте, основана на игровой ситуации. Для детей старшей группы подобраны различные задания развивающего характера на закрепление уже и...

"В гостях у бабушки Дуси"

Комплексное занятие по развитию речи и рисованию....

«В гостях у бабушки Дуси»

Цель: Продолжать знакомить детей с домашней птицей; с курицей, петухом, цыпленком.  Уточнить представления о том, чем они питаются. Активизировать в речи слова: клюв - клювик, курица - куро...

НОД детей второй младшей группы. «В гостях у бабы Дуси. Домашние животные»

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе ДОУ. Закрепление понятия "Домашние животные"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: Звук /Т/ /Ть/ и буква Т. «В гостях у медвежонка Топа"

ЦелиРазвитие высших психических функций: память, внимание, усидчивость;Развитие связной речи;Развитие фонематического слуха и внимания;Формирование грамматических категорий;Обучение грамоте;Восп...