ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ». Звук "ф". Буква Ф.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

"2100"-  "По  дороге  к  азбуке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                    ЗАНЯТИЕ  ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

                                            «ПО  ДОРОГЕ  К  АЗБУКЕ»

                                             Приложение 1

Задачи:

    Образовательные:

        1.Познакомить детей со звуком и буквой  Ф.

        2.Продолжать учить определять позицию звука в слове.

        3.Упражнять в составлении  и «чтении» слогов и слов с помощью условных звуковых    

           обозначений.

        4.Упражнять в образовании слов путём добавления звука, слога;тренировать в решении  

           ребусов.

      Развивающие:

         1.Развивать мышление, зрительное внимание, общую моторику и координацию речи с      

            движением.

         2.Развивать звуковую культуру речи

       Воспитательные:

         1.Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Оборудование:  игрушка-сова, конверт с загадками-условными обозначениями звуков

-К-,-Х-,-К/-,-Х/-, картинка с условным обозначением звука-Ф-, картинки  с условными обозначениями ранее изученных звуков, задания с картинками на определение места звука в слове, карандаши цветные, ноутбук, iPad.

                                                      ХОД   ЗАНЯТИЯ:

 1.Организационный  момент.

Дети заходят  в группу, становятся  в круг. (звучит музыка «Утро» Грига)

Игра-приветствие:

        Станем рядышком, по кругу,
        Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
        Нам здороваться ни лень:
        Всем "Привет!" и "Добрый день!";
        Если каждый улыбнётся – 
        Утро доброе начнётся.
             – ДОБРОЕ УТРО!!!

--Сегодня у нас вновь в гостях Мудрая Сова и она  принесла загадки от своих друзей.

   (открываем конверт с загадками-обозначение звуков «к»,  «к», «х», «х»)

Что это?(звуки), назовите их. Чем отличаются звуки «к» и «х»?(«к»-произносится отрывисто,а  «х»-немного тянется).Что о них можно сказать общего?(согласный, твёрдый). А что общего у звуков «к», «х»?(согласные, мягкие). Назовите слова с этими звуками.

     А сейчас сова предлагает вам поиграть: внимательно следите глазами за её перемещением(гимнастика для глаз), а теперь зажмурьте глаза; открывайте.

     А где же сова? Она вернулась  к своим друзьям на улицу Согласных звуков. Давайте и мы с ними встретимся.(рассаживаются на стулья).

 2.Введение в тему занятия. Приложение 2

    (вместе с детьми составляем рассказ по картине)

  --Наши друзья решили отдохнуть и подкрепиться, расположившись в кафе. Они заказали себе фрукты и вафли и стали ждать, когда им это всё принесут. В это время игрушки увидели на улице кота. Он уныло брёл по дороге и всё время фыркал: «Ф-Ф-Ф». Друзья пригласили печального кота, а звали его-Фока, к себе за столик и поинтересовались, почему он такой грустный. Он рассказал, что и сам не знает, что с ним происходит, только сегодня он постоянно хочет спать и постоянно чихает. «А мне показалось, что ты фыркаешь»,--заметил Ёжик. «Это я так чихаю»,--объяснил кот Фока  и опять зафыркал.

«Да ты же заболел!--догадалась Мудрая Сова.—И тебе  необходимо полечиться». Друзья попросили у официанта тёплый шарф и укутали им шею Фоки, потом напоили его горячим чаем с молоком и заставили проглотить лекарство. Благодаря заботе игрушек, кот Фока вскоре почувствовал себя лучше и повеселел.

 -- Как фыркал кот Фока? У какого звука мы сегодня в гостях? Картинка, на которой изображён Фока, обозначает звук?..  «Ф». Приложение 3. 

  3.Характеристика звука.

Как движутся губы при произнесении этого звука? (нижняя губа прикасается к верхним губам--произносят  несколько раз звук.

   Найдите на рисунке звук «Ф» и расскажите, какой он.(согласный, твёрдый).

   Как  вы это определили?  Что заказали себе игрушки в кафе?   Какой звук есть в этих словах?  Что ещё есть в кафе со звуком «ф»?(фонтан, фонарь)

       Давайте  и мы отправимся к фонтану.

    4.Физминутка «Фонтан» (под музыку)

Может здесь, а может, там  есть один такой фонтан.

Надо долго прошагать, чтоб фонтан тот отыскать.

Шагают друг за другом по кругу.

Дальше надо руки вымыть и лицо своё умыть,

«Умываются»

Зубы тщательно почистить, уши дочиста отмыть.

«Чистят зубы, моют уши»

Не забыть себя обрызгать той волшебною водой.

«Брызгаются водой»

И тогда, кто был мальчишкой, станет вдруг большой-большой.

Встают на носки, поднимая руки вверх.

    5.Составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений.

   А теперь я предлагаю поиграть со звуками.(звуковые карточки)

Выложите слог—ФА, Приложение 4,5,6.,поменяйте звуки местами, что получилось?(аналогичная работа со слогами—ФУ, ФО, ФЭ, ФЫ. )

   А теперь вспомните, как звали кота и выложите его имя. Приложение 7,8,9.

   6.Образование слов путём добавления звука, слога.

Чем отличаются слоги ФА и ФО? Скажите со слогом ФА или ФО в начале слова:

  --ры(фары),--то(фото),--кел(факел),--кус(фокус),--нтик(фантик).

  Добавьте звук «Ф» в начале  или  или конце слога, чтобы получилось слово:

 Шка—(шкаф),--лаг(флаг),шар—(шарф),--рукт(фрукт).

                                                        (звук сообщения)

   Ребята, нам пришло сообщение от наших друзей-игрушек.

   7.Загадка. Ребусы.

Они просят назвать имена этих поросят. Из какой они сказки? Какой звук слышится в конце каждого имени? Приложение 10.

  Отгадайте ребусы. (зашифрованы слова –шарф-,-фасоль-).Приложение 11, 12.

   8.Выделение звука в слове.

  А вот ещё одно задание  от игрушек: определите, в какой части названий картинок слышится звук—Ф--, и отметьте на схеме условным обозначением. Приложение13. Каким цветом? Почему? (выполняют самостоятельно, по окончании работы –вслух   проверяем).

Приложение 14,15,16.

  9.Итог.

 (В кругу). С каким звуком сегодня познакомились? Что вы  о нём узнали? Вам понравилась наша сегодняшняя игра? ? А что вам понравилось больше всего?(ответы, даю свою оценку работе каждого ребёнка). А теперь попрощаемся с нашими друзьями. Приложение 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В"

В презентации дан материал по обучению грамоте "Звуки В, ВЬ. Буква В", который можно использовать на часть занятия....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"

Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...

НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)

НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)...

Коррекционная НОД для детей 6-7 лет по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема : «Звук [ЙОТ]. Буква «Й».

Уважаемые коллги!Предлагаю Вашему вниманию конспект коррекционной НОД для детей 6-7 лет, посещающих подготовительную к школе группу для детей с ТНР. Форма организации: фронтальная....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....