ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ». Звук "ф". Буква Ф.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
"2100"- "По дороге к азбуке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
Приложение 1
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей со звуком и буквой Ф.
2.Продолжать учить определять позицию звука в слове.
3.Упражнять в составлении и «чтении» слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений.
4.Упражнять в образовании слов путём добавления звука, слога;тренировать в решении
ребусов.
Развивающие:
1.Развивать мышление, зрительное внимание, общую моторику и координацию речи с
движением.
2.Развивать звуковую культуру речи
Воспитательные:
1.Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Оборудование: игрушка-сова, конверт с загадками-условными обозначениями звуков
-К-,-Х-,-К/-,-Х/-, картинка с условным обозначением звука-Ф-, картинки с условными обозначениями ранее изученных звуков, задания с картинками на определение места звука в слове, карандаши цветные, ноутбук, iPad.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.
Дети заходят в группу, становятся в круг. (звучит музыка «Утро» Грига)
Игра-приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
--Сегодня у нас вновь в гостях Мудрая Сова и она принесла загадки от своих друзей.
(открываем конверт с загадками-обозначение звуков «к», «к», «х», «х»)
Что это?(звуки), назовите их. Чем отличаются звуки «к» и «х»?(«к»-произносится отрывисто,а «х»-немного тянется).Что о них можно сказать общего?(согласный, твёрдый). А что общего у звуков «к», «х»?(согласные, мягкие). Назовите слова с этими звуками.
А сейчас сова предлагает вам поиграть: внимательно следите глазами за её перемещением(гимнастика для глаз), а теперь зажмурьте глаза; открывайте.
А где же сова? Она вернулась к своим друзьям на улицу Согласных звуков. Давайте и мы с ними встретимся.(рассаживаются на стулья).
2.Введение в тему занятия. Приложение 2
(вместе с детьми составляем рассказ по картине)
--Наши друзья решили отдохнуть и подкрепиться, расположившись в кафе. Они заказали себе фрукты и вафли и стали ждать, когда им это всё принесут. В это время игрушки увидели на улице кота. Он уныло брёл по дороге и всё время фыркал: «Ф-Ф-Ф». Друзья пригласили печального кота, а звали его-Фока, к себе за столик и поинтересовались, почему он такой грустный. Он рассказал, что и сам не знает, что с ним происходит, только сегодня он постоянно хочет спать и постоянно чихает. «А мне показалось, что ты фыркаешь»,--заметил Ёжик. «Это я так чихаю»,--объяснил кот Фока и опять зафыркал.
«Да ты же заболел!--догадалась Мудрая Сова.—И тебе необходимо полечиться». Друзья попросили у официанта тёплый шарф и укутали им шею Фоки, потом напоили его горячим чаем с молоком и заставили проглотить лекарство. Благодаря заботе игрушек, кот Фока вскоре почувствовал себя лучше и повеселел.
-- Как фыркал кот Фока? У какого звука мы сегодня в гостях? Картинка, на которой изображён Фока, обозначает звук?.. «Ф». Приложение 3.
3.Характеристика звука.
Как движутся губы при произнесении этого звука? (нижняя губа прикасается к верхним губам--произносят несколько раз звук.
Найдите на рисунке звук «Ф» и расскажите, какой он.(согласный, твёрдый).
Как вы это определили? Что заказали себе игрушки в кафе? Какой звук есть в этих словах? Что ещё есть в кафе со звуком «ф»?(фонтан, фонарь)
Давайте и мы отправимся к фонтану.
4.Физминутка «Фонтан» (под музыку)
Может здесь, а может, там есть один такой фонтан. Надо долго прошагать, чтоб фонтан тот отыскать. | Шагают друг за другом по кругу. |
Дальше надо руки вымыть и лицо своё умыть, | «Умываются» |
Зубы тщательно почистить, уши дочиста отмыть. | «Чистят зубы, моют уши» |
Не забыть себя обрызгать той волшебною водой. | «Брызгаются водой» |
И тогда, кто был мальчишкой, станет вдруг большой-большой. | Встают на носки, поднимая руки вверх. |
5.Составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений.
А теперь я предлагаю поиграть со звуками.(звуковые карточки)
Выложите слог—ФА, Приложение 4,5,6.,поменяйте звуки местами, что получилось?(аналогичная работа со слогами—ФУ, ФО, ФЭ, ФЫ. )
А теперь вспомните, как звали кота и выложите его имя. Приложение 7,8,9.
6.Образование слов путём добавления звука, слога.
Чем отличаются слоги ФА и ФО? Скажите со слогом ФА или ФО в начале слова:
--ры(фары),--то(фото),--кел(факел),--кус(фокус),--нтик(фантик).
Добавьте звук «Ф» в начале или или конце слога, чтобы получилось слово:
Шка—(шкаф),--лаг(флаг),шар—(шарф),--рукт(фрукт).
(звук сообщения)
Ребята, нам пришло сообщение от наших друзей-игрушек.
7.Загадка. Ребусы.
Они просят назвать имена этих поросят. Из какой они сказки? Какой звук слышится в конце каждого имени? Приложение 10.
Отгадайте ребусы. (зашифрованы слова –шарф-,-фасоль-).Приложение 11, 12.
8.Выделение звука в слове.
А вот ещё одно задание от игрушек: определите, в какой части названий картинок слышится звук—Ф--, и отметьте на схеме условным обозначением. Приложение13. Каким цветом? Почему? (выполняют самостоятельно, по окончании работы –вслух проверяем).
Приложение 14,15,16.
9.Итог.
(В кругу). С каким звуком сегодня познакомились? Что вы о нём узнали? Вам понравилась наша сегодняшняя игра? ? А что вам понравилось больше всего?(ответы, даю свою оценку работе каждого ребёнка). А теперь попрощаемся с нашими друзьями. Приложение 17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В"
В презентации дан материал по обучению грамоте "Звуки В, ВЬ. Буква В", который можно использовать на часть занятия....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"
Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....
Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...
НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)
НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)...
Коррекционная НОД для детей 6-7 лет по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема : «Звук [ЙОТ]. Буква «Й».
Уважаемые коллги!Предлагаю Вашему вниманию конспект коррекционной НОД для детей 6-7 лет, посещающих подготовительную к школе группу для детей с ТНР. Форма организации: фронтальная....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....