НОД Автоматизация [Р] в прямых слогах.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

НОД разработана с применением элементов сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_r_v_pryamyh_slogah.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [Р] в прямых слогах.

Цель:

-Автоматизировать произношение звука [Р] в прямых слогах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Формировать навык словообразования с последующим добавлением звука [Р].

- Формировать словарь существительных относящихся к спортивным профессиям.

Коррекционно-развивающие:

-Автоматизировать звук [Р] в прямых слогах.

-Закреплять навык правильного произношения звука  (Р) в прямых слогах.

-Развивать общую, мелкую  и артикуляционную моторику.

- Упражнять в правильном образовании существительных винительного падежа.

- Закреплять умение детей определять место звука в слове.

-Развивать фонематический слух и восприятие, внимание, мышление.

- Закреплять умение координировать речь с движением.

- Формировать плавный, длительный выдох .

Коррекционно-воспитательные:

-Формировать у детей навыки самоконтроля за речью.

-Воспитывать самостоятельность, наблюдательность.

-Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Оборудование.

ИКТ (презентация к занятию), игрушка «Язычок», картинки названия которых заканчиваются звуком [Р], флажки, камни «Марблс», карусель.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

(Настроить детей на совместную работу. Формирование позитивного взаимодействия.)

Дети, послушайте, какая волшебная музыка звучит. Это просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмемся за руки и сделаем «солнышко». Наши руки будут его лучами. В солнце очень много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают все вокруг. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь всем. Чем чаще вы будете улыбаться, тем радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами.

2. Вход в сказку

- Дети, вы любите сказки? А хотели бы побывать в ней! Сейчас мы совершим путешествие в сказку. Посмотрите, у меня есть волшебная карусель. Давайте мы возьмемся за  ленты, пройдем по кругу и скажем волшебные слова:

«Мы покружимся, мы повертимся,

И со сказкой  встретимся.»

(Дети встают вокруг карусели, кружатся и проговаривают слова вместе с педагогом) 

Основная часть

3.Артикуляционная гимнастика.

(Укрепление мышц артикуляционного аппарата. Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука.)

Вот мы и попали в сказку. (Садитесь на стульчики)

И нас встречает Веселый Язычок. Веселый Язычок очень дружит со спортом и каждое утро делает зарядку. Сегодня к язычку в гости пришёл звук [Р] и мы с вами вместе с язычком сделаем зарядку.

Каждое утро язычок просыпается и открывает окно упр. «Окошко».

Выходит на крылечко и смотрин по сторонам упр. «Часики».

Выполняет наклоны упр. «Чистим зубки».

Разогрелся Язычок и побежал вокруг домика быстро, как лошадка упр. «Лошадка»

Стал маршировать и громко застучал башмачками по дорожке упр. «Барабанщик»

Остановился язычок, сделайте два коротких вдоха носом и длительный выдох через рот (щёки не надувать).

Сделайте один глубокий вдох носом и длительный выдох через рот (щёки не надувать).

4.Пальчиковая гимнастика.

(Развитие мелкой моторики руки. Развитие речи и работоспособности коры головного мозга, развитие психических процессов: внимание, памяти, мышление, снятие тревожности, формирование выразительности речи.)

Язычок настоящий спортсмен! А вы со спортсменами знакомы? Давайте хорошо разогреем ладошки и произнесем звук: р-р-р-р.

(Дети за логопедом энергично потирают ладошки и произносят звук [Р].

А сейчас вспомним профессии спортсменов.

Пальчиковая игра «Спортсмены».

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься. (дети сжимают и разжимают кисти рук)

Играет в теннис теннисист.(Сгибаем пальцы в кулак, начиная с большого пальца).

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет - футболист.

В хоккей играет - хоккеист.

В волейбол - волейболист.

В баскетбол - баскетболист.

(Дети выполняют движения вместе с логопедом, проговаривая при этом только названия спортивных профессий. Весь текст произносит логопед.)

5.Дидактическая игра «Закончи слово»

(Закреплять умение детей определять место звука в слове. Развитие слуховой памяти, фонематического слуха и восприятия. Упражнять в правильном образовании существительных винительного падежа.)

Язычок увлекается парашютным спортом- он парашютист и сейчас у него тренировка. Посмотрите, как ловко он управляет парашютом (показ слайда). Летит, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху видно? Я начну слово, а вы закончите его звуком [Р]. - Что увидел Язычёк?

Забо…  ,Мухомо…  , Бо…   ,     Топо…  , Помидо….

Какое слово получилось? Какой последний звук в слове?

Логопед начинает слово и показывает картинку, а ребенок договаривает слово звуком [Р]. И.р.(Где находится звук , в начале, середине или в конце слова)

6.Дидактическая игра «Повтори слоги».

(Автоматизировать звук [Р] в прямых слогах.  Активизация  зрительного внимания.)

Летят мимо вертолеты (слайд с изображением вертолета). Решил Язычок вежливо поздороваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровается: (РА). (Дети хором повторяют за логопедом).И.Р. Со вторым здоровается: (РЫ). (Показывает на слайд и произносит слог). Дети за логопедом повторяют: ра, ры, рэ, ру, ро. Посмотрел Язычок внимательно и среди вертолетов заметил два одинаковых. А вы можете их найти?

(Дети ищут два одинаковых вертолёта).

 Попрощался язычок с вертолетами. Произнесём ещё раз все вместе слоги. Дети еще раз произносят слоги.

7.Логопедическая игра «Эхо»

(Формирование плавного и длительного выдоха . Формирование просодической стороны речи.)

Пролетает Язычок на своем парашюте над горами. Над каждой горой весело кричит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет. Крикнул Язычок: «Ра!». А эхо повторяет : «Ра-ра-ра». Дети за логопедом повторяют цепочки слогов: ра-ра-ра, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ро-ро-ро, ру-ру-ру.

8.Дидактическая игра «Будь внимателен».

(Развитие слухового внимания)

Язычку пора приземляться. Давайте поможем ему выбрать место для посадки. Помашите флажком, когда услышите звук [Р] : ла, ва ,ра ,ду ,гу ,ру ,ры, лы, жи и т.д.

 Вот и приземлился наш язычок.

9.Физкультминутка.

( Обеспечить активный отдых организму в процессе НОД. Предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.)

Спорт ребятам очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт-здоровье, спорт - игра!

Скажем мы - физкульт-ура!

Встаньте в круг и выполним упражнения.

Раз - поднялись, потянулись.

Два - согнулись, разогнулись!

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Ну, а шесть - потанцевать.

10.Дидактическая игра «Выложите из камушков «Марблс» букву - Р».

(Закрепление графического изображения буквы. Активизация тактильных ощущений.)

Приземлился Язычок , сложил свой парашют и убрал его в рюкзак.

И.р. Повторите. (рюкзак)

И тут он увидел красивые разбросанные камни. Потрогайте, какие они? (гладкие). Вспомните, какой звук вы повторяли сегодня чаще всего (Р). Вспомнил язычок, какой звук он произносил чаще всего? (Р) и решил выложить из камней букву (Р). Подойдите к столу и выложите букву (Р).

 11.Логопедическая игра «Пожелание»

(Целенаправленная активизация речи детей. Автоматизация [Р] в слогах.)

Все тренировки на сегодняшний день закончились, и язычок хочет вам пожелать. «Ра-ра-ра-дружи со спортом детвора.» И.Р. повтори.

                    Ры-ры-ры-совет я дам для детворы.

                    Ра-ра-ра-зарядку делайте с утра.

                    Ру-ру-ру- прыгайте, как кенгуру.

                    Ры-ры-ры-здоровы будьте и добры.»

Выбранный ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку. 

12.Итог занятия. «Выход из сказки»

(Закрепление нового опыта, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде)

Посмотрите, на память о нашей встрече Веселый Язычок приготовил вам медали. Какая буква изображена на них? (Р).

Конечно, всем нужно дружить со спортом ,чтобы быть сильными и крепкими. А еще нужно помнить о звуках, которые мы учимся правильно произносить. А теперь, чтобы вернуться из сказки в детский сад возьмемся снова за ленты нашей волшебной карусели, и скажем волшебные слова:

«Карусель, кружись, кружись

Детский садик появись.»

Вот мы и снова оказались в нашем детском саду. Вам понравилось путешествовать? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе   Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.   Цель: Автоматизировать звук «Ж» в прямых слогах и словах с пр...

Автоматизация звука Л (прямые слоги)

Презентация состоит  из заданий, способствующих  отработке звука Л: в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях. Не секрет, что одной из проблем специалиста становится разнообразие ...

Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом....

Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами, предложениях. Новогоднее приключение.

Автоматизация звука [Р] в  прямых слогах, словах с прямыми слогами, предложениях. Новогоднее приключение....

Речевой и наглядный материал для автоматизации звука [Л] в прямых слогах и в словах с прямыми слогами

Данный речевой и наглядный материал для автоматизации звуков будет не только интересен, но и полезен логопедам, воспитателям, и, конечно, родителям детей с нарушениями речи. Речевой материал тщательно...

Автоматизация звука Ш в изолированной позиции, в прямых слогах, в словах с прямыми слогами. ФНР: Дислалия

конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы...