Занятие по обучению детей грамоте «В стране звуков [ж]-[з], [ж]-[ш]. Шипящих согласных звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Задачи: - продолжать учить сопоставлять звуки; - дать понятие о шипящих звуках; - продолжать учить называть слова с данными звуками в разных позициях; - формировать быструю реакцию на слово, учить отвечать быстро и точно. Оборудование: - звуки: [ж],[ ш], [з], [щ], [ч]; - слоги: ЖУ – ШУ, ЖИ – ЗЫ; - карточки для чтения; - карточки с ребусами; - кассы букв; - тетради в клетку; - рабочие тетради; - простые карандаши; - картинки для рассматривания; - музыкальная запись к драматизации сказки «Теремок»; - игрушки – ежик, лисенок, сова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_detey_gramote.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению детей грамоте «В стране звуков [ж]-[з], [ж]-[ш]. Шипящих согласных звуков»

Задачи: - продолжать учить сопоставлять звуки;

- дать понятие о шипящих звуках;

- продолжать учить называть слова с данными звуками

в разных позициях;

- формировать быструю реакцию на слово, учить отвечать

быстро и точно.

Оборудование: - звуки: [ж],[ ш], [з], [щ], [ч];

- слоги: ЖУ – ШУ, ЖИ – ЗЫ;

- карточки для чтения;

- карточки с ребусами;

- кассы букв;

- тетради в клетку;

- рабочие тетради;

- простые карандаши;

- картинки для рассматривания;

- музыкальная запись к драматизации сказки «Теремок»;

- игрушки – ежик, лисенок, сова.

Ход

- Ребята, с какой буквой и каким звуком вы познакомились на прошлом занятии([Ж]).

- Правильно, мы говорили о звуке [Ж].

- Предлагаю из слов со звуком [ж] построить пирамиду.

Игра «Пирамида слов» (дети называют слово и кладут ладошки друг на друга).

- Вот сколько слов дружат со звуком [ж]. Не будь этого звука – не было бы столько слов.

- Вспомните, пожалуйста, как наши игрушки спасли жуков (они спрятали их в домике, а лисенок угостил птиц пирожками).

- Что же случилось дальше с нашими игрушками хотите узнать?

Тогда, предлагаю сесть на ковер и слушаем.

Дети инсценируют.

«Как там наши жучки? – поинтересовалась мудрая Сова, после того, как ее крылатые родственники улетели. Оглянулась, а жуков и след простыл. Расползлись тихонько кто куда.

«Могли бы и поблагодарить за помощь - обиделся Лисенок - из-за них мы едва не поссорились с птицами, а я еще и остался без пирожка!» Но как выяснилось вскоре, Лисенок был не прав, обвиняя жуков в неблагодарности: через некоторое время игрушки опять услышали приближающееся жужжание. То что они увидели, повергло их в

величайшее изумление. Со всех сторон к ним слетались насекомые и несли в своих лапках всевозможные подарки. А впереди этого крылатого полчища летели спасенные игрушками жуки. Насекомые окружили трех защитников жуков и сложили перед ними свои дары.

«Ну что? - спросил Лисенка Ежик – Теперь ты не жалеешь о потерянном ужине?»

- Спасибо, ребята, вы очень хорошо рассказали сказку, расположите игрушек на их место и мы с вами займем места за столами.

- С каким звуком летит пчела, жужжит жук, шипит шина?

- Сегодня, мы поговорим о звуках [ш], [ж], [з]. (выставить звуки)

- Посмотрите на картинку и давайте перечислим подарки насекомых,

в названии которых слышится звук:

[ш]- шиповник, шоколад, каштан, мишка, вишня, ракушка;

[ж]- крыжовник, ножницы, ожерелье, снежинка, ежевика, уж;

[з] – гвоздика, роза, звезда.

- Из всех подарков наших друзей больше всего заинтересовала игрушечная Змейка.

Причем это оказалась не змейка, а уж. Этот уж умел по-разному Шипеть, в зависимости от того, как на него нажать: если долго и сильно – то «Ж-Ж-Ж», если чуть слабее – то «Ш-Ш-Ш», если слабее – то «Щ-Щ-Щ», а если быстро – то «Ч-Ч-Ч». Очень интересный подарок. - Перечислите еще раз все шипящие звуки (показать). Молодцы! - Что общего у звуков [ш] и [ж](согласные, твердые, шипящие)

- Чем они отличаются? (звонкий, глухой).

Откройте кассы букв и мы переходим к следующему заданию.

Я называю вам слог а вы в кассах выкладываете слог, изменяете звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш]. Понятно?

(ша, жи, ше, жу, аша, оже). Давайте прочитаем что получилось.

Молодцы! Отложите кассы, наведя порядок.

А сейчас, я называю слова, а вы меняете также звук [ш] на [ж] и [ж] на [ш].

Приготовились, будьте внимательны.

(шар, шить, шаль, шила, жесть, жарить, жалость, жирок, жутко,

Луша, сажа, тужить, кружить, сужу, машет).

Вы замечательно справились с заданием.

- Готовы к выполнению следующего задания?

Послушайте внимательно. Вам нужно добавить слог ЖУ или ШУ в конец слова.

(напи, поло, ска, пома, дока, гля… спе, сторо, уку, свя, дру).

И это задание вы выполнили очень хорошо.

- А сейчас физминутка. Все готовы? Кто хочет провести?

«Как живешь»

- как живешь?

- вот так! (с настроением показать большой палец)

- а плывешь?

- вот так! (любым стилем)

- а бежишь?

- вот так! (согнув руки в локтях, бег на месте)

- вдаль глядишь?

- вот так! (руки «биноклем» к глазам)

- ждешь обед?

- вот так! (поза ожидания: подпереть щечки руками)

- машешь вслед?

- вот так!

- ночью спишь?

- вот так! (ручки под щечку)

- а шалишь?

- (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками –

тут никак не скажешь«вот так!»)

- Очень весело отдохнули, а сейчас продолжаем наше занятие.

- А сейчас, открываем тетради, в них прописаны слоги, вам нужно вместо точек вставить нужный звук: вместо [з] – [ж], и вместо [ж] –[з]. Всем понятно? Приступайте. Давайте прочитаем, что получилось.

Закройте тетради и отложите их на край стола.

- Чем отличаются слоги ЗА и ЖА?

Скажите пожалуйста, что это за таблица? (по этой таблице один из слогов нужно поставить вначале или в конце слова). Правильно.

Итак, давайте прочитаем, что же у нас получится. Читаем по очереди по рядам.

- Скажите, а чем отличаются слоги ЖИ и ЗЫ?

Возьмите на столе карточки и простые карандаши. Прочитайте слог и

добавьте к нему нужный из этих слогов,какое слово у вас получится.

Молодцы, быстро и точно выполнили задание.

- Ребята, открываем наши рабочие тетради и следующее задание:

вам нужно соединить картинку с подходящей схемой. Будьте

внимательны.

- А теперь вам нужно соединить картинки в цепочку, определяя

первый и последний слоги в названии картинок. Начинаем с вазы.

(Ва-За, Закол-Ка, Ка-Ша, Ша-Ры, Рыжики). Замечательно справились

и с этим заданием.

- Задание для самых сообразительных. Вот здесь лежат карточки с

ребусами. Кто хочет проявить смекалку и разгадать ребус?

(выходят 7 – 8 детей и разгадывают ребусы).

Очень хорошо вы разгадали ребусы. Я рада что вы такие умные и

сообразительные.

- Я приглашаю вас выйти на ковер и поиграть. (Драматизация сказки

«Теремок»).

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок не высок, не высок,

Вот по полю буква «З» бежит

У дверей остановилась и стучит

«Кто-кто, в теремочке живет,

Кто- кто в невысоком живет?»

Буквы дружные живут, здесь живут

И все в гости вас зовут, вас зовут.

(то же с буквами «Ж»«Ш».)

-Итак, о каких звуках мы сегодня говорили? Какие звуки называем шипящими. Вы сегодня очень хорошо занимались, я рада, что вы у меня

такие умные, сообразительные, умеете отвечать быстро и точно.

Давайте поаплодируем друг другу за вашу дружную и отличную работу. На этом занятие наше окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте для детей 4-5 лет на тему: «Знакомство с согласными звуками [ Ф] [Ф \'].

Занятие по обучению грамоте для детей 4-5 лет на тему: «Знакомство с согласными  звуками  [ Ф] [Ф '].Задачи:  -Знакомство с согласным звуком [ф] [ф’],-Выделение согласны...

Конспект занятия по обучению грамоте №12 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [л*, л], буквы Л, л»

Конспект занятия по обучению грамоте №12в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [л*, л], буквы Л, л»Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИнтегра...

Конспект занятия по обучению грамоте №21 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [т*, т], буквы Т, т»

Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИнтеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое ...

Конспект занятия по обучению грамоте №12 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Согласные звуки [ж*, ж], буквы Ж, ж»

Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИнтеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое ...