Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по грамоте «Путешествие в страну" Родная Речь"»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кузнецова Гала Борисовна

Необходимость подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе трудно переоценить. И одним из важнейших аспектов является подготовка к грамоте. В процессе обучения началам грамоты, первым шагам в области фонематики, дети не только узнают звуки, соответствующие им буквы, узнают многое о слове и предложении, но и начинают читать. Это является большой помощью не только самому ребенку в 1 классе, но и учителю. Заключительное занятие по грамоте показывает уровень профессионализма воспитателя-педагога, уровень подготовки детей, их знания и возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_rech.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

               Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                       комбинированного вида детский сад № 19 Кировского района

                            НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                             в подготовительной к школе группе

                                       «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «РОДНАЯ РЕЧЬ»

                                                                                                       Подготовила и провела воспитатель

                                                                                                       высшей квалификационной категории

                                                                                                        Кузнецова Галина Борисовна

                                                     

                                                                Санкт-Петербург

                                                                          2019

Цели:

- Развивать грамотную речь, слуховое внимание, логическое мышление, память.

Задачи:

- Учить четко различать гласные и согласные звуки , выделять их в начале, середине, конце слова, развивать фонематический слух.

- Продолжать учить выполнять звуко-буквенный анализ слов.

- Продолжать учить словообразованию.

- Продолжать учить составлять предложения по сюжетным картинкам, выполняя соответствующие схемы предложений.

- Продолжать учить подбирать слова –антонимы.

- Продолжать учить составлять и разгадывать кроссворды.

Оборудование:

Индивидуальные конверты с материалами для составления схем предложений, индивидуальные конверты с набором букв для составления слов,  индивидуальные пособия для звуко-буквенного анализа, предметные картинки, сюжетная картина, игра «Ералаш», большой  кроссворд, Королева Книга, мяч.

 

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, поздоровайтесь друг с другом, улыбнитесь друг другу.

Сегодня утром мне на телефон пришла смс с загадкой и приписка, если мы отгадаем загадку, то

узнаем, кто прислал смс и зачем. Прочитаем?

«Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней!»

Дети:

- книга

Воспитатель:

- да, и ваш правильный ответ является ключом к следующему посланию от ее Величества Книги:

«Уважаемые ребята, я наслышана, что у вас уже прошел выпускной бал, и вы скоро пойдете в школу. Я  надеюсь, что вы многому научились в детском садике. И поэтому предлагаю вам совершить путешествие в мою страну «Родная Речь» и блеснуть своими знаниями, умениями, показать, не зря ли вы ходили в садик. А в конце путешествия вы должны будете найти главное слово, то, чему учат в стране «Родная Речь»». Ваша любимая книга, Королева этой страны.

Воспитатель:

- ну что, ребята, покажем Королеве свои знания? Попробуем отгадать главное слово в этой стране? Чтобы она не сомневалась в наших будущих успехах в школе.

- да.

Воспитатель:

- Итак, у меня раскрылся план действий, который предложила нам Книга. Ознакомимся?

- да.

Воспитатель:

- раз вы согласны, предлагаю посетить города в волшебной  стране «Родная Речь». Итак, открываем Книгу и видим, что сначала нам предстоит посетить город Звуков и Букв, поиграть там, затем совершить экскурсии в город Слов и город Предложений.  Начнем? А сопровождать нас будет, как обычно, королева этой страны, Ее Величество Книга. Вот только что она сказала мне, что рада видеть вас снова у себя в гостях.

И первым городом на нашем пути будет город Звуков и Букв. Давайте решим с вами, что сначала за парту в этом городе сядет тот, кто первым назовет первый и последний звуки своего имени.

Договорились?

Ответы детей. Дети садятся за парты.

Воспитатель:

- Давайте, ребята, вспомним с вами, чем же отличаются звуки от букв?

Дети:

- Буквы – это значки, которые мы пишем, видим, а звуки нельзя увидеть, их можно только услышать и сказать.

Воспитатель:

- у каждого из вас на столе конверт с буквами, из которых нужно составить слово, поставить ударение, назвать количество слогов в слове, их индивидуального набора сделать схему звуко-буквенного анализа, дать характеристику некоторым согласным звукам по выбору воспитателя.

Слова: часы, гусь, кот, дом, врач, зебра, бочка, весна, лето, стол.

Дети приступают к выполнению задания.

-готовы? Молодцы!

Воспитатель:

- А теперь поиграем с мячом. Я называю слова и кидаю мяч, а вы должны поменять в слове первый согласный звук, чтобы получилось новое слово, и вернуть мне мяч.

Бочка – почка,   лапка – шапка,  пилка – вилка,  карта – парта,  гора – нора,  кора – пора,  

Вес -  лес,  поза -  роза,  лоза – коза,  гол – пол,  бок – ток,  рот -  кот,  сорт -  торт,  сом – дом,

Лень – день.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, наша игра очень понравилась Ее Величеству Книге и она предлагает нам покинуть гостеприимный город Звуков и Букв и отправиться в город Слов. Мы закрываем главу Книги, где находится город Звуков, и перелистывая следующую страницу, оказываемся в городе Слов.

Дети переходят к магнитной доске с надписью «Город Слов»  и различными словами на ней, прикрепленными магнитами.

Воспитатель:

 - Скажите пожалуйста, а что умеет слово?

Ответы детей:

- Объяснить, обрадовать, измениться, огорчить, рассыпаться на звуки, обласкать, обидеть, удивить, научить, образовать другие слова, составить предложения.

Воспитатель:

- И где же живут слова?

Дети:

- В словарях, в книгах, в журналах, в газетах, в компьютере, в памяти людей.

Воспитатель:

- Какие бывают слова?

Дети отвечают и приводят примеры слов: длинные, короткие, ласковые, сердитые, печальные, тихие, громкие, обидные, радостные; русские, иностранные; красивые и некрасивые.

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами опять поиграем . Перед вами на магнитной доске 20 слов. Но на самом деле их 40, в два раза больше. Посмотрите на них внимательно. Почему их 40?

Смех, хлев, уточка, скот, столб, экран, щель, олень, укол, клещ, зубр, крот, коса, снаряд, мрак, кремень, полк, волк, крот, муха.

Ответы детей.

Воспитатель:

- Листаем Книгу дальше.Следующее задание по картинкам: образование прилагательных. Заяц – заячий, гроза – грозовой,загадка – загадочный, гусь – гусиный, абрикос – абрикосовый, слива – сливовый, коза – козий и т.п.(дождь, цветок, солнце, молоко, облако, морковь, медведь и т.п.)

Дети отвечают.

Воспитатель:

- И вот опять, ребята, следующая страница Книги зовет нас поиграть в игру «Скажи наоборот», только слово нужно говорить быстро.

Слова с противоположным значением называются антонимами.

Холод – жара, сахар – соль, зима – лето, злой – добрый, веселый – грустный, красивый – уродливый, горький – сладкий, толстый – тонкий и т.п. ( звонкий, большой, высокий, молодой, слепой, глухой, умный,  мокрый, смеющийся, лысый, бегущий и т.д.)

Ответы детей.

Воспитатель:

- а теперь смешная физкультминутка «Будь внимателен».

Я говорю гласный звук – руки вверх

Я говорю согласный звук – руки вниз

Я говорю слово – обнимаем себя

Я издаю непонятный звук – хлопаем (бр, ку, хм, тх и т.п.)

Дети выполняют движения.

Воспитатель:

- Ну и теперь последняя глава нашей Книги на сегодня -  наша экскурсия в город Предложений. Давайте переместимся с вами за парты. В этом городе, как говорит нам Ее Величество Книга, живут разные предложения, из которых состоят различные книжки – подданные нашей королевы Книги. Как вы думаете, из чего состоят предложения?

- из слов

- а какие бывают предложения?

- короткие и длинные, вопросительные, повествовательные, восклицательные, грустные и веселые, объясняющие и рассказывающие, большие и маленькие.

Воспитатель:

- да, правильно.

Скажите мне, как схематично выглядят предложения?

Дети:

- Первое слово с большой буквы, затем следующие слова, и в конце ставится знак препинания

 ( точка, вопросительный знак или восклицательный знак).

Воспитатель:

- Перед вами картина. Давайте придумаем предложения к ней, опишем картину, и выложим у себя на партах схемы этих предложений. Необходимые материалы находятся у вас на столах в конвертах.

Дети выполняют задание, объясняя свои действия.

Пишущий ребенок пишет предложение на доске с помощью воспитателя, другой рисует схему к этому предложению.

Воспитатель:

- Молодцы! Книге понравилось, как вы справились с этим заданием, и она предлагает вам немножко размяться и поиграть в игру «Ералаш» или «Веселая путаница».

Я читаю вам веселый стишок, а вы должны его правильно закончить.

- в рифму дай, дружок, ответ, словом «да» иль словом «нет», но смотри, не торопись, на крючок не попадись.

На Луне есть города?                    нет

Есть у женщин борода?                нет

Зубы в дырках от конфет?            да

Двойка – это не беда?                   нет

В небе мчатся поезда?                  нет

Пишет музыку поэт?                     нет

Борщ – полезная еда?                  да

Волк живет на дне пруда?           нет

Первоклашкам 10 лет?                 нет

Пишет повар вам портрет?          нет

После завтрака – обед?                да

Есть колеса у ракет?                      нет

Нужен вечером нам свет?           да

Едут лыжи без следа?                   нет

Кинешь камнем кошке вслед?    нет

Выдашь ты врагу секрет?              нет

Сильным должен быть атлет?      да

Свеклу класть нам в винегрет?     да

Нужно мясо для котлет?                да

Вы веселые всегда?                        да

Дети выполняют задание.

Вторая смешная разминка Я – НЕ Я.

Воспитатель:

- кто любит шоколад?  -       я

- кто любит мармелад? -      я

- кто любит груши?         -       я

- кто не моет уши?          - не я

- кто любит мороженое?  -   я

- кто любит пирожное?     -   я

- кто любит ириски?           -   я

- кто лакает из миски?      -    не я

- кто любит варенье?    -    я

- кто любит печенье?    -    я

- кто любит мед?            -    я

- кто все время врет?     -   не я

- кто любит помидоры?   - я

- кто жарит мухоморы?   - не я

- кто любит сгущенку?     - я

- кто намочил пеленку?  -  не я

- кто любит кино?            -  я

- кто разбил окно?          -  не я

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, внимательные, вас не запутаешь.

И вот, наконец, мы подошли к последнему испытанию ЕЕ Величества Книги. Она предлагает узнать главное слово, живущее в стране «Родная Речь», отгадав кроссворд. Ответим на вопросы кроссворда « Скоро в школу»?  Впишем ответы в соответствующие клетки и у нас получится нужное слово.

ПОГОДА

ПАРТА

ЗНАНИЯ

     МЕЛ

  ДОСКА

ТЕТРАДЬ

КЛАСС

  1. Для прогулки нужна солнечная, хорошая …
  2. Куда садятся дети на уроках в школе?
  3. Что получают дети в школе, кроме отметок?
  4. Чем пишут на доске?
  5. На чем пишут мелом?
  6. Где пишут ручкой или карандашом?
  7. Как называется помещение для занятий в школе?

И какое же главное, ключевое слово получилось?

Дети:

-  ГРАМОТА

Воспитатель:

- Нужно ею овладеть, чтобы быть грамотным человеком. А для чего?

Ответы детей.

Воспитатель:

- На этом наше путешествие в страну «Родная Речь» закончилось и Ее Величество Книга мне сказала, что хочет узнать, понравилось ли вам, ребята, как вы играли сегодня? Что понравилось больше, что меньше и почему? Какие задания показались вам легкими, что именно было выполнить сложнее?

Ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие по России"

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по РоссииЦель:В интересной и занимательной форме уточнить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они жив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Морское путешествие"

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Морское путешествие". Дошкольникам  предлагается отправиться в морское путешествие на корабле у котор...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие в страну мальчиков и девочек"

Раскрытие интеллектуального потенциала детей, закрепление доброжелательного отношения к противоположному полу, совершенствование навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности “Путешествие Колобка”

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Занятие направлено на закрепление пройденного материала....