Проект "ЖИВАЯ АЗБУКА"
проект по обучению грамоте (старшая группа)

Коровина Ольга Владимировна

В «домашних школах для детей» родители занимаются не столько развитием речи, сколько обучением, считая, что «ранний старт» повысит конкурентоспособность ребёнка в дальнейшей жизни. «Вирус» под названием «раннее развитие детей» поразил многих современных родителей активным стремлением преждевременного обучения дошкольника (до 3-4 лет) грамоте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54» Тайгинского городского округа

Проект

Живая азбука

   Выполнила работу:

                                                                  воспитатель старшей группы

                                                                  МБДОУ «Детский сад №54»ТГО

                                                                  Коровина О.В.

Тайга, 2018г.

Содержание

  1. Паспорт проекта……………………………………………………………3
  2. Введение…………………………………………………………………...10
  3. Актуальность темы……………………………………………………….12
  4. Цель и задачи современного развития и обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте…………………………………………..14
  5. Особенности организации речевого развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………17
  6. Этапы реализации и содержание основных мероприятий……………. 22
  7. Анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование речевого развития детей дошкольного возраста ……………………….27

8. Список литературы ……………………………………………………… 37

Приложение

  1. Паспорт проекта

Наименование проекта

«Живая азбука»

Тип проекта

Продолжительность

Возраст детей

Творческий, игровой

Долгосрочный (2017 -2019 уч.гг.)

Старшая группа (5-6 лет)

Основания для разработки проекта

  • «Конвенция о правах ребёнка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.)
  • Закон РФ «Об образовании» от 01.09.2013г. №273 – ФЗ.
  • «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г. №1155).
  • Основная общеобразовательная программа «Радуга». Проект. Авторы: С.Я. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. - М: «Просвещение» - 2014. - 228

Заказчик проекта

Родители, педагоги

Основные разработчики проекта

Автор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель

Разработчик: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель

Инициатор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель

Цель проекта

Формирование мотивационно – потребностной сферы воспитанников к процессу овладения устной речью русского языка и «абстрактного мира» грамоты по средствам активного общения, увлекательной познавательно - игровой деятельности и творческого создания книги «Живая азбука» руками детей.

Задачи проекта

Задачи обучения грамоте воспитанников:

  • формировать представления о сенсорных эталонах;
  • развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо);
  • развивать слуховое и фонематическое восприятие;
  • формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
  • формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении;
  • формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесённости);
  • формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2-3 слов;  
  • формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х-5-ти звуковых слов;
  • формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове;
  • формировать умение определять последовательность звуков в слове;
  • формировать умение определять количество звуков и слогов в слове;
  • формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: (отхлопать количество слогов);
  • формировать умения фонематического синтеза;
  • формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук;
  • формировать представления о гласных и согласных звуках;
  • формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков;
  • формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове;
  • формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина;
  • формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква;
  • развивать различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, воображение, речь.
  • закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений;
  • формировать умение принимать учебную задачу, разрешать её самостоятельно, развивать навык самоконтроля и самооценки.

Основные направления проекта

  • структурное – формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов;
  • функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога);
  • когнитивное или познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи

Исполнители проекта

Дети, родители, воспитатели, логопед

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

  • становление коммуникативной компетентности ребёнка (владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания точными словами, построенными предложениями; использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний и решает бытовые, учебные, игровые, коммуникативные проблемы);
  • сформированные первые предпосылки грамотности ребёнка по завершению дошкольного периода детства (выделяет звуки в словах, определяет состав слогов и слов).

Целевая группа проекта

Дети, родители, воспитатели, логопед и другие специалисты

Ресурсное обеспечение

Кадровое, материально – техническое, методическое

2. Введение

В 60-70-е годы в средствах массовой информации освещался опыт семьи Никитиных. Применение родителями нестандартных методов обучения грамоте своих детей на ранних этапах взросления. Дети умели в три года читать, в пять – считать до миллиона и прочее. Статья о раннем обучении детей  вызвала резонанс мнений в кругу общественности и учёных.

Учёные И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребёнка в раннем возрасте просто недопустимо. 

Первые три года жизни ребёнка (от 1,5 до 3,5 лет) — самые удачные для развития физического, психического и нравственного здоровья. В этот период у детей особо развито чувствительное восприятие. Малыши хорошо запоминают то, что видят и слышат, то есть основное развитие ребёнка проходит в определённых сферах: крупная моторика, развитие речи, предметная игровая деятельность. Дети познают мир в результате игры имитации, по средствам устного народного творчества, в непосредственном общении с взрослыми и сверстниками, так  постепенно у ребёнка развивается речь.

Из этого следует, что нагружать познавательные процессы малыша в этот период чтением и письмом, значит отбирать его потенциальную энергию, рассчитанную на проявление эмоций и чувств. В результате чего, могут возникнуть психосоматические дисфункции: энурез, агрессия, гиперактивность. Также, к концу дошкольного детства к (7 – 8 годам), может проявиться негативное отношения к школе и обучению вообще.

Психолог Л.С. Выготский отмечал: «Каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребёнка и плохо отразится на его умственном развитии».

Исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.) позволили установить оптимальные сроки для начала обучения детей грамоте.

Дошкольный возраст детей (5 - 6 лет) является сенситивным периодом, так называемый, периодом «языковой одарённости». В этот период у ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слова.  Проявляется способность понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Ребёнок овладевает основными компонентами русского языка: «звуком», «буквой», «слогом», «словом», «предложением», «текстом». Так, продолжается дальнейшее развитие речи ребёнка, в контексте общего социально-личностного развития.

Работа с неосязаемой звуковой материей слова для ребёнка дошкольного возраста сложна, поэтому звуковой анализ (добуквенный период обучения грамоте) имеет большое значение, требующий много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего  формирования навыков чтения и письма в школе.

  1. Актуальность темы

 В «домашних школах для детей» родители занимаются не столько развитием речи, сколько обучением, считая, что «ранний старт» повысит конкурентоспособность ребёнка в дальнейшей жизни. «Вирус» под названием «раннее развитие детей» поразил многих современных родителей активным стремлением преждевременного обучения дошкольника (до 3-4 лет) грамоте.

  Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, предложений, также смысл текста.

Причины и ошибки родителей в обучении ребенка грамоте

  • одержимость страхом – не успешность обучения ребёнка в школе;
  • желание получить ребёнка вундеркинда - демонстрация его сверхъестественных способностей перед знакомыми;
  • растерянность перед богатым выбором дидактического материала, методик речевого обучения (родители применяют всё и сразу);
  • некомпетентность родителей в вопросах последовательности этапов речевого развития и возрастных особенностей детей;
  • психологическое и физическое давление на ребёнка - не учитываются желание и интерес;

Впоследствии, педагоги затрачивают много сил и времени (не один месяц) на исправление ошибок, допущенных родителями при обучении ребёнка грамоте.

Проблема: некомпетентность родителей, в сложности этапов процесса обучения грамоте, отражается в социальном заказе на преждевременное обучение детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: целенаправленное использование комплекса методов развития и обучения, соблюдение условий организации предметно-пространственной среды, сотрудничество с семьёй, повышение педагогической компетенции участников педагогического процесса и внедрение кружка «АБВГДейка» (создание книги «Живая азбука») способствуют эффективному овладению основных навыков устной и письменной речи, необходимых для дальнейшего обучения в школе и социализации ребёнка в обществе. Родители имеют возможность наглядно познакомиться с продуктами творческой деятельности детей, оценить реальные достижения и возможности в дальнейшем речевом развитии ребёнка, совместными усилиями с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации оказать своевременную помощь в речевом становлении ребёнка.

  1. Цель и задачи современного развития и обучения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) грамоте

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной организации, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие» и определяются:

задачи - овладение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой и детской литературой; формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Согласно, ФГОС ДО, к концу дошкольного детства, каждый ребёнок должен уметь содержательно, грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их точными словами и построенными предложениями.

В соответствии со стандартом, основная общеобразовательная программа «Радуга» (авторы С.Я. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова) определяет: содействие педагогов в своевременном и полноценном психическом развитии каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности и становлению сознания.

Акцент перемещается на формирование у ребёнка осознанного отношения к языку, дальнейшему развитию связной устной и письменной речи в начальной школе.

Основными направлениями задач речевого развития являются: 

  • структурное – формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов;
  • функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога);
  • когнитивное или познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи;

 Главные нормативные документы позволили подробно рассмотреть образовательную область «Речевое развитие» и стали основанием для выделения частной цели и задач.

Цель: формирование мотивационно – потребностной сферы воспитанников к процессу овладения устной речью русского языка и «абстрактного мира» грамоты по средствам активного общения, увлекательной познавательно - игровой деятельности и творческого создания книги «Живая азбука» руками детей.

Задачи обучения грамоте воспитанников:

  • формировать представления о сенсорных эталонах
  • развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо);
  • развивать слуховое и фонематическое восприятие;
  • формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
  • формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении;
  • формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесённости);
  • формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2 -3 слов;  
  • формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х — 5-ти звуковых слов;
  • формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове;
  • формировать умение определять последовательность звуков в слове;
  • формировать умение определять количество звуков и слогов в слове;
  • формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода (отхлопать количество слогов);
  • формировать умения фонематического синтеза;
  • формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук;
  • формировать представления о гласных и согласных звуках;
  • формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков;
  • формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове;  
  • формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина;
  • формировать умение различать и правильно использовать термины: предложение, слово, слог, звук, буква;
  • развивать различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, воображение, речь.
  • закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений;
  • формировать умение принимать учебную задачу, разрешать её самостоятельно, развивать навык самоконтроля и самооценки.

Следовательно, формирование устной речи дошкольников – главная задача, вбирающая в себя все остальные задачи достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоению звукового и словарного состава, грамматического строя речи и первых предпосылок письменной речи.

  1. Особенности организации речевого развития детей дошкольного возраста

Общие задачи речевого развития реализуются, в течение всего времени пребывания детей в детском саду и в непосредственной образовательной деятельности.  Образовательная область речевое развитие тесно интегрирует со всеми областями развития.  Такое взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) воспитанников. Помогает в решении проблем социально – личностного, художественно – эстетического, познавательного (интеллектуального) и физического развития.

Так как, проблемы в речевом развитии детей имеются, а ФГОС ДО предусматривает коррекционную работу, в дошкольной организации осуществляется деятельность логопеда в специальных инклюзивных группах.

Формы работы: групповая; подгрупповая; индивидуальная.

Работа строится целенаправленно и комплексно в соответствии с принципами развития речи.

Принципы речевого развития:

  • взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития;
  • коммуникативно – деятельностный подход к развитию речи;
  • развитие языкового чутья;
  • формирование элементарного осознания явлений языка;
  • взаимосвязь работы над различными сторонами речи;
  • обогащение мотивации речевой деятельности;
  • обеспечение активной языковой практики

Основные направления работы по развитию речи воспитанников выделены чётко в соответствии с задачами речевого развития и реализуются по средствам следующего содержания.

Средства реализации ОО «Речевое развитие»:

  • общение взрослых и детей;
  • культурная языковая среда;
  • обучение родной речи на занятиях художественной литературы;
  • обучение грамоте в процессе кружковой работы «АБВГДейка»;
  • изобразительное искусство, театр, музыка;
  • занятия по другим разделам программы

Методы реализации ОО «Речевое развитие»

  • Наглядные - (включают два компонента):

первый – непосредственное наблюдение и опосредованное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии и прочее);

второй – изобразительная наглядность (предметы, игрушки, картины, слайды, фотоизображения и прочее).

  • Словесные – чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихов, пересказ небольших рассказов, беседы и рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Практические – дидактические игры и упражнения, сюжетно – ролевые игры, эмпатийные ситуации, детское словотворчество,  творческое создание книги «Живая азбука»

Основной метод обучения грамоте: аналитико – синтетический (звуковой).

Приёмы реализации ОО «Речевое развитие» - (делятся на три вида):

  • словесные (речевой образец, повторение, объяснение, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос); 
  • наглядные (показ картинок, мнемотаблиц, игрушек, движений и  действия (в игре-драматизации, при чтении стихов, в художественно-творческой деятельности); показ положения органов артикуляции при произнесении звуков;
  • игровые (могут быть словесными и наглядными).

Методы и приёмы работы способствуют приобретению необходимых знаний, умений, навыков в речевом становлении ребёнка на этапе дошкольного детства.

Подлинно творческое развитие детей  успешно осуществляется в условиях обогащённой предметно – пространственной среды, обеспечивая единство социальных, природных сфер, разнообразную деятельность в обогащении речевого опыта воспитанников.

Условия организации речевого развития детей

Предметно – пространственная развивающая среда дошкольной организации обеспечивает: реализацию основной общеобразовательной программы «Радуга», других парциальных программ; организацию и осуществление  инклюзивного образования; учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образование; организацию специального оборудования в каждой возрастной группе для двигательной активности и возможности уединения, является содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 Речевая развивающая среда, как часть общей, в дошкольной организации направлена: на эффективное воспитательное воздействие детей; формирование познавательного отношения детей к окружающему миру, явлениям родного языка и речи; обеспечение возможности совместного общения и деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста). Создание речевой среды – важнейшее направление повышения качества работы. Важная роль отводится организации собственной речи педагога, воздействующей на разные стороны речевого развития воспитанников.

Также, учитываются уровень овладения речи детей, их интересы и способности.  

Организация речевого развития детей в современных условиях предусматривает поиск и применение эффективных технологий адекватным возрастным возможностям воспитанников, обеспечивает гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

Технологии реализации ОО «Речевое развитие»

  • Технология дифференцированного обучения - изучение и понимание ребёнка. В процессе наблюдений изучаются особенности воспитанников, фиксируются в картах индивидуального развития.
  • Здоровьесберегающие – подвижные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, направлены в том числе, на развитие речи (требуется запоминание текста и выполнения движений по тексту).
  • ИКТ - технологии – позволяют сделать занятия необычными, яркими, насыщенными, вызывая положительный эмоциональный отклик детей, помогают усвоить материал на высоком уровне.
  • Игровые технологии – игра создаёт атмосферу свободного и радостного творчества. Играя, обучаем – развиваем – воспитываем.   
  • «Азбука общения».  Авторы: Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова). Технология направлена на формирование эмоционально – мотивационных установок ребёнка к окружающим, адекватного поведения в обществе, наилучшему развитию личности.
  • Технология «Развитие диалогического общения». Автор: А.Г. Арушанова. Технология нацелена  на формирование коммуникативной компетенции ребёнка с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
  • «Технология активизирующего обучения речи как средству общения». Автор: О.А. Белобрыкина. Технология ориентирована  на активность и качество речевого общения ребёнка в процессе игры.
  • «Мнемотехника». Авторы: В.К. Воробьёва. Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов. Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём ассоциаций. Применяется при обучении детей пересказу текстов, самостоятельных высказываний, заучивании стихов.
  • «Логоритмика» – музыкально-речевые игры, упражнения на основе единого замысла объединяют речь и движение. Применяются с целью коррекции речи, стимулируют двигательную активность детей;
  • «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Артикуляционная  гимнастика развивает и укрепляет мышцы рта, языка (база для чистого звукопроизношения).

Пальчиковая гимнастика – движения пальцев и кистей рук оказывают влияние на развитие речевой и высшей нервной деятельности ребёнка.

  • «Синквейн» - стихотворение из пяти строк без рифмы. Изученный эмоционально окрашен и успешно осваивается ребёнком. Отрабатываются знания о частях речи, предложениях; активизируется словарный запас; совершенствуются навыки применения синонимов и антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное мнение.
  • «Технология проблемного обучения». Автор: Д. Дьюи – создание проблемных ситуаций, педагог помогает ребёнку стать активным коммуникатором, сопровождает его речь на равных правах.
  • «Технология интегрированного обучения» - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, решая несколько задач развития.
  • «Технология проектной деятельности». Автор: Килпатрик.  Целенаправленно  спланированная деятельность всех участников образовательного процесса для решения поисковых, исследовательских, практических задач в различных направлениях образования. Основная цель проектного метода в ДОО - развитие свободной творческой личности. Главным ориентиром является познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

  1. Этапы реализации и содержание основных мероприятий

 Социальный заказ на преждевременное обучение ребёнка грамоте поступил от родителей в мае 2016 учебного года, на родительском собрании по итогам мониторинга и побудил участников педагогического процесса к реализации совместной проектной деятельности: «Живая азбука» в старшей группе. Ключевой идеей обучения - стал принцип детского психолога Д.Б. Эльконина, заключающийся в знакомстве и деятельности ребёнка с буквами, которому предшествовал добуквенный, чисто звуковой период обучения.

Срок реализации проекта «Живая азбука»: 2017 – 2019 учебный год.

Подготовительный этап деятельности (средняя группа детей дошкольного возраста). Срок проведения (июнь - август 2016 года).

Цель – психолого – педагогическое просвещение педагогов и родителей по проблеме данной темы и самообразованию.

Для педагогов

  • Изучение нормативных документов, научной психолого – педагогической, методической литературы.
  • Анкетирование «Современные технологии обучения и воспитания». Приложение 1.
  • Консультация: «Подготовка детей к обучению грамоте».
  • Дискуссия: «Планирование и организация процесса обучения».
  • Наставничество логопеда.

Для родителей

  • Консультация: «Раннее обучение чтению – потребность, необходимость или дань моде?».
  • Газета, информационный стенд, папки-передвижки, буклеты.
  • Беседы, советы, рекомендации.
  • Анкетирование «Формы взаимодействия с ДОО». Приложение 2.  

Организационный и практический - параллельные этапы деятельности в средней и старшей группе. Срок проведения: (сентябрь 2016 – май 2018 года)

Цель – привлечение специалистов, педагогов и родителей к планированию, организации и осуществлению проекта, созданию комфортных условий для совместной деятельности.

Для педагогов и родителей

  • Календарно – тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Приложение 3.
  • Календарно-тематический план кружковой работы в старшей группе «АБВГДейка». Приложение 4.
  • Сбор и накопление дидактического материала: создание пособий, дидактических и настольно-печатных игр, картотеки речевых игр,  картотеки практических заданий и графических упражнений, видеотеки.
  • Подборка, поэтических, фольклорных,  художественно – литературных и классических музыкальных произведений.
  • Подборка картин художников – иллюстраторов: Ю. Васнецова и Е.Рачев (тема сказок), Е. И. Чарушин (тема животные), А.Ф. Пахомов и Л.Н. Толстой (тема дети), В. В. Лебедев и В.М. Конашевич (иллюстрации к произведениям советских писателей К. Чуковского, С.Я. Маршака, к сказкам зарубежных писателей братьев Гримм, Г.Х. Андерсена и прочее).
  •  Создание «Родительской почты».
  • Круглый стол с родителями «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
  • Родительское собрание в средней группе (форма - игровой практикум): «Путешествие в страну Развитие речи».
  • Семинар – практикум с педагогами: «Азбука общения»,  «Артикуляционная гимнастика дома».
  • Мастер-классы с родителями: «Играем в коммуникативные вербальные и невербальные речевые игры в детском саду и дома».
  • День открытых дверей. НОД: «Путешествие по станциям знаний», «Космическое путешествие».
  • Методическое объединение с педагогами детских садов города: «Формирование социально – коммуникативной компетенции у дошкольников с помощью технологии сотрудничества.

Для детей

  • Диагностическое обследование речевого развития детей на разных возрастных этапах развития (в начале и конец учебного года). Приложение 5.
  • Совместные с детьми и родителями познавательно – речевые игры, викторины
  • Совместные с родителями театрализованные представления и  праздники.
  •  Совместные - творческие гостиные и родительский клуб «Речецветик» под руководством логопеда.
  • Внедрение совместной Кружковой работы «АБВГДейка» (создание книги «Живая азбука») предполагает алгоритм следующих действий.

Занятие первое

Организационный момент - игры с предметами, предметными картинками, подвижные речевые игры: «Узнай по звуку», «Назови лишний слог», «Каскад слов»; «Остановись на звук», «Хлопни на гласный (согласный) звук» и прочее.

Ход деятельности – повторение и закрепление, знакомство с учебным материалом по средствам игр, загадок, дидактических картинок, творчества. Дети в роли  волшебников одушевляют символ звука (букву). Так, они учатся соотносить звук с буквой. Затем используются приёмы и средства творческой деятельности. Воспитанники рисуют фломастерами, карандашами, лепят пластилином, выкладывают нарезанными нитками, клеят готовые шаблоны букв. После чего, дети оформляют букву дополнительными деталями, и она становится «живой» (приобретает черты лица, рук, ног, одевается в одежду). Воспитанники в творческой деятельности используют различные материалы: бусины, стразы, пайетки, синтетические шарики, синельную проволоку, атласные ленточки, готовые пластиковые глазки, ротики, носики. В процессе творческой работы, звук многократно повторяется. Дошкольники придумывают самостоятельно и при помощи воспитателя, небольшие творческие рассказы, буква становится персонажем: грибником, лётчиком, пиратом, лыжником. В процессе создания книги «Живая азбука» у детей развивается воображение, рождается творческий замысел сюжета рассказа и рисунка, продолжается работа над развитием лексической стороны, грамматического строя, связной речи (диалогических и монологических форм).

Рефлексия - в ходе и по окончанию деятельности. Дети оценивают друг друга в творческом сочинении рассказа, корректно исправляют неточности в речи, в построении предложений (воспитатель к этому их направляет). Дети самостоятельно учатся анализировать и оценивать продукты художественной творческой деятельности и творческого сочинения рассказов.

Физкультминутка, упражнения, релаксация – расслабление мышечного тонуса тела, рук и ног. «Ленивая кошечка», «Стоп, хоп, раз»,  «Кулачки» и прочее.  –  расслабление мышечного тонуса.

Занятие второе

Организационный момент - дидактические коммуникативные (вербальные и невербальные) игры, предполагающие общение со сверстниками и педагогом при помощи речи и показа действий и движений:  «Кривое зеркало», «Немое кино», «Изобрази пословицу» и прочее.

Ход деятельности: повторение и закрепление изученного материала по средствам игр, загадок, ассоциаций, применение логоритмики Железновых (под музыкальное сопровождение дети поют, проговаривают звуки и показывают движения). Затем, дети выкладывают букву счётными палочками; выполняют практическое графическое и дидактическое задание на внимание, определения звука в начале, середине, конце слова по схеме. Проводится физкультминутка, далее продолжается выполнение графических упражнений. Затем проводится рефлексия, предполагается совместное с родителями домашнее задание, например,  коллаж: «Звуки в картинках», «Раскрась картинку цветом в соответствии со звуком». Деятельность завершается подвижной речевой игрой.

В процессе объяснения цели дидактической игры и графического задания дети овладевают умением внимательно слушать, сосредотачиваться зрительно, развивается усидчивость, психические процессы ребёнка. У детей развивается фонематический слух, умение слушать и слышать (узнавать звуки),  дифференцировать и определять (анализировать и синтезировать) звуки в слогах и словах. Развивается  крупная и мелкая моторика рук, первые графические навыки письменной речи, ориентировка на альбомном листе, а также ориентировка в «клетке» и «линейке». В итоге,  продукты  творческой деятельности детей, будут собраны воедино, сброшюрованы, иметь титульный ламинированный лист и подложку. В книге предполагается указание автора-составителя, художника-иллюстратора (ребёнок), главного редактора (воспитатель), рецензенты (родители), а также издательство, год издания, город,  количество страниц. Книга будет подарена ребёнку на память при выпуске из детского сада в школу.

  1. Анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование речевого развития детей дошкольного возраста

Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад №54»ТГО. Приняли участие 10 педагогов, 25 детей и 13 родителей.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние целенаправленного повышения профессиональной компетенции педагогов и родителей, комплексного применения различных методов и приёмов на эффективность речевого развития детей.

Анкетирование педагогов (июнь 2016 года)

Изучение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию детей предусматривало:

  • выявления знаний  активных технологий в развитии речи детей;
  • изучение состояния взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития детей;
  • изучение уровня речевого развития детей

Наглядно результаты анкетирования педагогов представлены на рисунке1.

Рисунок 1. Результаты изучения уровня знаний и представлений педагогов

о современных технологиях (констатирующий этап)

Результаты анкетирования педагогов позволили выяснить, что в педагогическом процессе применяются многие перечисленные технологии и являются значимыми для воспитателей в развитии детской речи. Одна технология: «Азбука общения» педагогам не знакома, но педагоги единодушно желают освоить технологию. Пять технологий – знают поверхностно, поэтому стараются не применять в работе с детьми: «Технология проблемного обучения», «Мнемотехника», «Технология обучения составлению метафор», «Синквейн», «Технология разного уровня обучения». Восемь технологий и форм работы – знают хорошо и периодически применяют: «Триз», «Проектная деятельность», «Портфолио дошкольника», «ИКТ-технологии», «Технология активизации обучения речи как средства общения», «Технология обучения детей составлению загадок», «Технология обучению детей составлению сравнений», «Логоритмика».  Шесть технологий знают отлично и применяют на практике с детьми постоянно: «Технология интегрированного обучения», «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика», «Игровая технология», «Здоровьесберегающее обучение», «Технология диалогического общения», «Технология обучения детей составлению творческих рассказов по картинке».

Вывод: основная часть технологий знакома педагогам и применяется в процессе обучения и воспитания детей.

Анкетирование родителей (июнь 2016 года)

Цель – выявление состояния взаимодействия родителей с педагогами.

Результаты анкетирования родителей представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты изучения состояния взаимодействия педагогов с родителями (констатирующий этап)

Результаты анкетирования позволили выяснить, что в педагогическом процессе применяются формы взаимодействия с родителями, но многие родители с ними знакомы поверхностно, слышали, сами участия не принимали: речевой альбом «Копилка слов», «Родительские конференции», «Семейный клуб», «Проектная деятельность».

Семь мероприятий проводились поквартально, родители знакомы с ними, но активного  участия не принимали (иногда): «Консультации – практикумы», «Семинары – практикумы», «Родительские собрания», «Анкетирования», «День открытых дверей», «Театрализованные праздники, досуги, развлечения», «Викторины». Шестью форм работы проводятся педагогами ежемесячно, родители с ними знакомы хорошо, интересуются информацией: «Информационный стенд», «Буклеты, памятки», «Папки-передвижки, «Газета», «Игротека», «Видеотека». Четыре формы взаимодействия - знают отлично, знакомятся ежедневно: «Беседы», «Консультации и рекомендации», «Родительская почта и телефон доверия», «Домашнее задание».

Вывод: большинство форм работы, направленных на взаимодействие и сотрудничество участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации применяется, родители ими владеют, но не всегда принимают активное участие.

Проводились ежегодные диагностические исследования речевого развития детей в начале и конце учебного года.

Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста (2-3 года). Срок проведения: (конец апреля - начало мая 2016 года). Состав: 25 детей

Методика речевого исследования проводилась в течение 4 дней, индивидуально с каждым ребёнком, количество детей за день 6-7, уровень развития речи оценивался в баллах и процентном соотношении (В – высокий, С – средний, Н – низкий), состояла из 4 частей, каждая имела цель исследования, содержание диагностических заданий, критерии оценки, форму итогового протокола. Приложение 5. Таблица 1.

Результаты диагностического исследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Высокий уровень имеют – 5 детей (18 -21 балл; 20%). Средний уровень  – 8 детей (11-17 баллов; 32%).

Низкий уровень – 12 детей (5-10 баллов; 48%). Преобладает низкий уровень речевого развития воспитанников.

Результаты диагностического исследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста на рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты диагностического речевого развития детей младшего дошкольного возраста (констатирующий этап)

Вывод: требуется работа с детьми над осмыслением слова (правильного обозначения предметов); оформления грамматического строя речи (правильного построения предложений), исправления грамматических ошибок; совершенствования звукопроизношения; обогащения словаря.

Педагоги реализуют всевозможные технологии речевого развития с детьми на практике, но этого не достаточно без тесного сотрудничества с семьёй. Решение всех участников педагогического процесса: реализация различных мероприятий летом и краткосрочных проектов в средней группе («Вместе весело играть!», «Макет, как эффективное средство речевого развития детей»).

 Диагностика речевого развития детей среднего (4-5 лет) дошкольного возраста. Срок проведения: (конец сентября – начало октября 2016 года). Состав: 25 детей.

Методика диагностического исследования применялась та же, что и в младшей группе.

Результаты диагностического исследования в начале учебного года. Высокий  уровень имеют - 7 детей (18-21 балл;  28%). Средний  уровень - 11 детей (11 – 17 баллов; 44%). Низкий уровень - 7 детей (5-10 баллов; 28%).

Результаты диагностического исследования речевого развития детей средней группы на начало учебного года на рисунке 4.

Рисунок 4.Результат диагностического исследования речевого развития детей среднего дошкольного возраста на начало года (практический этап)

Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста представлен на рисунке 5.

                                         Младшая группа

Средняя группа

Рисунок 5.  Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей среднего и младшего возраста (практический этап)

Следовательно, высокий уровень (В) вырос – на 8% и средний (С) – на 12%. Низкий уровень (Н) – убавился - на 20%.  Преобладающим остаётся по-прежнему низкий уровень, произошло положительное изменение, рост среднего уровня речевого развития детей 4-5 лет, в начале года, благодаря активному участию родителей в различных мероприятиях летом.

Диагностика речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Срок проведения: (конец апреля – начало мая 2017 года). Состав: 25 детей

Методика диагностики включает в себя оценку уровня развития связной речи, развития словаря, грамматически правильной речи, особенностей подготовки детей к обучению  грамоте. Приложение 5.

Результаты диагностического исследования речевого развития детей средней группы на конец учебного года. Высокий уровень имеют – 13 детей (28 – 46 баллов; 52%). Средний уровень – 7 детей (19 – 27 баллов; 28%). Низкий уровень – 5 детей (18 и менее баллов; 20 %).

Результаты диагностического исследования речевого развития детей средней группы на конец учебного года на рисунке 6.

Рисунок 6. Результат диагностического исследования речевого развития детей среднего дошкольного возраста на конец года

Сравнительные результаты диагностического исследования речевого развития детей среднего дошкольного возраста (за 2016 – 2017 учебный год), показаны на рисунке 7.

                                    Начало года

Конец года

Рисунок 7.  Сравнительный  результат диагностического исследования речевого развития детей средней группы (за 2016 – 2017 учебный год)

Следовательно, наблюдается положительная динамика речевого развития детей. Высокий уровень повысился на 24%., наблюдается снижение среднего уровня (на 16%) и низкого – (на 8%).  Преобладающим становится (В) – высокий уровень речевого развития детей среднего дошкольного возраста на конец учебного года, благодаря внедрению краткосрочных проектов и технологии «Азбука общения», а также других мероприятий взаимодействия ДОО и семьи.

Диагностика речевого развития детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста. Срок проведения: (конец сентября – начало октября 2017 года). Состав: 25 детей.

Методика диагностического исследования применялась та же, что и в средней группе. Высокий уровень – 17 детей (28-46 баллов; 68%). Средний – 3 ребёнка (19-27 баллов; 12%). Низкий – 5 детей (18 и менее баллов; 20%).

Результаты диагностического исследования речевого развития детей старшей группы на начало учебного года на рисунке 8.

Рисунок 8.Результат диагностического исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста на начало года

Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста на рисунке 9.

                       Средняя группа        

                        Старшая группа

Рисунок 9. Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста

Следовательно, наблюдается положительная динамика речевого развития детей. Высокий уровень повысился на 16%. Средний уровень убавился ещё на 16%. Низкий (Н) уровень– 20% остаётся на прежнем месте. Наблюдается положительная динамика в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста, преобладает высокий уровень.

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Срок проведения: (начало апреля 2018 года – конец учебного года). Состав: 25 детей

Методика развития речи включает в себя оценку реализации коммуникативной функции речи и уровня развития разных сторон речи ребёнка. Приложение 5.

Результаты диагностического речевого развития детей старшего дошкольного возраста.  Высокий уровень (В) – 18 детей (52-69 баллов; 72%). Средний - (С) – 2 ребёнка (29-50 баллов; 8%).  Низкий - (Н) – 5 детей (23 и менее баллов; 20%). 

Результаты диагностического исследования речевого развития детей старшей группы на конец учебного года на рисунке 10.

Рисунок 10. Результат диагностического исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста на конец года

Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста (за 2017 – 2018 учебный год). Высокий (В) - повысился на 4%. Средний (С) - понизился на 4%. Низкий уровень по-прежнему находится на отметке «20%. Наблюдается преобладание (В) – уровня речевого развития детей старшей группы на конец учебного года.

Сравнительный результат диагностического исследования речевого развития детей старшего возраста на рисунке 11.

Начало года

                                                   

                                                       Конец года

Рисунок 11.  Сравнительный  результат диагностического исследования речевого развития детей старшей группы (за 2017 – 2018 учебный год)

Вывод: внедрение кружка и создание книги в комплексе с другими методами и приёмами работы способствуют решению речевых и общих задач. Так как, положительно влияют на эмоциональную сферу, способствуют сохранению психического, физического здоровья ребёнка, мотивируют и активизируют его к творческой, мыслительной, речевой деятельности, значит, являются эффективными средствами воздействия на общее развитие, социализацию ребёнка. Констатирую, необходимо продолжить работу над развитием грамматической правильной речью и  словообразованием, по звукопроизношению, анализу и синтезу звуков в словах и слогах с логопедом и в кружке «АБВГДейка».

Ожидаемый конечный результат проекта: 

  • становление коммуникативной компетентности ребёнка (владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания точными словами, построенными предложениями; использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний и решает бытовые, учебные, игровые, коммуникативные проблемы);
  • сформированные первые предпосылки грамотности ребёнка по завершению дошкольного периода детства (выделяет звуки в словах, определяет состав слогов и слов и пр.).

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
  2. Игровые технологии. Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
  3. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.
  4. Бурачевская О.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. - №2. – С. 75-79.
  5. Бурачевская О.В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. - №2. – С.95-97.
  6. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.:  Детство – Пресс, 2011.
  7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
  8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
  9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-23.
  10. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. - №9. – С.28-34.
  11.  Гриценко З. Своеобразие читательского становления// Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.15-20.
  12.  Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Система занятий, конспекты, дидактический материал. Издательство «Учитель». – Волгоград, 2009.
  1. Масару Ибукао. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. – М.: Альпина нон – фикш, 2017. – 224с.
  2.  Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – М.: Самокат, 2015. – 224с.
  3.  Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2014.
  4.  Павлова Л. Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде? // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. – С. 91-93.
  5.  Поливарова З.В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Флинта, 2013.
  6.  Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство – Пресс, 2011.
  7.  Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Каро, 2012.
  8.  Пятница Т.В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста. – Мозырь: Белый ветер, 2015.
  9.  Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. –СПб.: Детство – Пресс, 2012.
  10.  Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  11.  Ушакова О.С. Придумай слово. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  12.  Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  13.  Шахбаззаде Э.А. Проблема исследования раннего развития детей // Молодой учёный. – 2017. - №14. – С.26 – 28.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54»ТГО Проект Живая азбука Автор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель детей старшей дошкольной группы

Слайд 2

«Каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребёнка и плохо отразится на его умственном развитии». Л.С.Выготский Возрасные особенности речевого развития детей дошкольного возраста: 1,5-3,5 года – развитие чувственного восприятия (речь развивается по средствам игры и непосредственного общения с взрослыми, сверстниками в предметной деятельности); 5-6 лет – развитие «языковой одарённости» (понимание и употребление новых слов, их форм, сочетаний по аналогии с ранее усвоенными словами, формами, сочетаниями; овладение основными компонентами русского языка: «звуком», «буквой», «слогом», «словом», «предложением», текстом». Оптимальный срок обучения грамоте детей дошкольного возраста: 5-6 лет Учёные исследователи речевого развития дошкольников – психологи: Л. Выготский , Д. Эльконин , Т. Егоров; лингвисты: А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов; классики дошкольной педагогики: Е. Водовозова , С. Русова , Я. Тихеева; современные педагоги и методисты: А. Богуш , Л. Журова , Н. Варенцова , Л. Невская, Н. Скрипченко , К. Стрюк .

Слайд 3

Актуальность В «домашних школах для детей» родители занимаются не столько развитием речи, сколько обучением, считая, что «ранний старт» повысит конкурентоспособность ребёнка в дальнейшей жизни. «Вирус» под названием «раннее развитие детей» поразил многих современных родителей активным стремлением преждевременного обучения дошкольника (до3-4лет) грамоте. Причины и ошибки родителей в обучении ребенка грамоте: 1. одержимость страхом – не успешность обучения в школе; 2. желание получить вундеркинда – демонстрация сверхъестественных способностей ребёнка перед знакомыми; 3. растерянность перед богатым выбором дидактического материала, методик речевого обучения (родители применяют всё и сразу); 4. некомпетентность родителей в вопросах последовательности этапов речевого развития и возрастных особенностей детей; 5. психологическое, физическое давление - не учитываются желание, интерес ребёнка

Слайд 4

Проблема Некомпетентность родителей в сложности этапов процесса обучения грамоте отражается в социальном заказе на преждевременное обучение детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза: целенаправленное использование комплекса методов развития и обучения, соблюдение условий организации предметно-пространственной среды, сотрудничество с семьёй, повышение педагогической компетенции участников педагогического процесса и внедрение кружка « АБВГДейка » (создание книги «Живая азбука») способствуют эффективному овладению основных навыков устной и письменной речи, необходимые для дальнейшего обучения в школе и социализации ребёнка в обществе. Родители имеют возможность наглядно познакомиться с продуктами творческой деятельности детей, оценить реальные достижения и возможности в дальнейшем речевом развитии ребёнка, совместными усилиями с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации оказать своевременную помощь в речевом становлении ребёнка.

Слайд 5

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается нормативными документами Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: задачи - овладение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой и детской литературой; формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Основной общеобразовательной программой «Радуга» (С.Я. Якобсон, Т.И. Гризик , Т.Н. Доронова ), определяющая: содействие педагогов в своевременном и полноценном психическом развитии каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности и становлению сознания

Слайд 6

Основные направления задач и цель речевого развития детей структурное – формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов; функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога); когнитивное или познавательное - формирование способностей к осознанию явлений языка и речи Цель: формирование мотивационно – потребностной сферы воспитанников к процессу овладения устной речью русского языка и «абстрактного мира» грамоты по средствам активного общения, увлекательной познавательно - игровой деятельности и творческого создания книги «Живая азбука» руками детей.

Слайд 7

формировать представления о сенсорных эталонах; развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо); развивать слуховое и фонематическое восприятие; формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам; формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении; формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесённости); формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2 -3 слов; формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х — 5-ти звуковых слов; формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове; формировать умение определять последовательность звуков в слове; формировать умение определять количество звуков и слогов в слове; Задачи:

Слайд 8

формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода (отхлопать количество слогов); формировать умения фонематического синтеза; формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук; формировать представления о гласных и согласных звуках; формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков; формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове; формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина; формировать умение различать и правильно использовать термины: предложение, слово, слог, звук, буква; развивать различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, воображение, речь. закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений; формировать умение принимать учебную задачу, разрешать её самостоятельно, развивать навык самоконтроля и самооценки. Задачи:

Слайд 9

Принципы: взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития; коммуникативно – деятельностный подход к развитию речи; развитие языкового чутья; формирование элементарного осознания явлений языка; взаимосвязь работы над различными сторонами речи; обогащение мотивации речевой деятельности; обеспечение активной языковой практики Средства: общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях художественной литературы; обучение грамоте в процессе кружковой работы « АБВГДейка »; изобразительное искусство, театр, музыка; занятия по другим разделам программы Принципы и средства ОО « Речевое развитие»

Слайд 10

Методы и приёмы реализации ОО «Речевое развитие» Методы Наглядные - (включают два компонента): первый – непосредственное наблюдение и опосредованное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии и прочее); второй – изобразительная наглядность (предметы, игрушки, картины, слайды, фотоизображения и прочее). Словесные – чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихов, пересказ небольших рассказов, беседы и рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические – дидактические игры и упражнения, сюжетно – ролевые игры, эмпатийные ситуации, детское словотворчество, творческое создание книги «Живая азбука». Приёмы Словесные (речевой образец, повторение, объяснение, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос). Наглядные (показ картинок, мнемотаблиц , игрушек, движений и действия (в игре-драматизации, при чтении стихов, в художественно-творческой деятельности); показ положения органов артикуляции при произнесении звуков. Игровые (могут быть словесными и наглядными).

Слайд 11

Условия организации речевого развития детей Предметно – пространственная развивающая среда дошкольной организации обеспечивает: реализацию основной общеобразовательной программы «Радуга», других парциальных программ; организацию и осуществление инклюзивного образования; учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образование; организацию специального оборудования в каждой возрастной группе для двигательной активности и возможности уединения, является содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Речевая развивающая среда, как часть общей, в дошкольной организации направлена: на эффективное воспитательное воздействие детей; формирование познавательного отношения детей к окружающему миру, явлениям родного языка и речи; обеспечение возможности совместного общения и деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста). Создание речевой среды – важнейшее направление повышения качества работы. Важная роль отводится организации собственной речи педагога, воздействующей на разные стороны речевого развития воспитанников. У читывается уровень овладения речи детей, их интересы и способности.

Слайд 12

Технологии реализации ОО «Речевое развитие» Здоровьесберегающие – подвижные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, направлены в том числе, на развитие речи (требуется запоминание текста и выполнения движений по тексту). ИКТ – позволяют сделать занятия необычными, яркими, насыщенными, вызывая положительный эмоциональный отклик детей, помогают усвоить материал на высоком уровне. Игровые – игра создаёт атмосферу свободного и радостного творчества. Играя, обучаем – развиваем – воспитываем. «Азбука общения». Авторы: Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская , А.П. Воронова, Т.А. Нилова). Технология направлена на формирование эмоционально – мотивационных установок ребёнка к окружающим, адекватного поведения в обществе, наилучшему развитию личности. «Развитие диалогического общения». Автор: А.Г. Арушанова . Технология нацелена на формирование коммуникативной компетенции ребёнка с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств. «Активизирующего обучения речи как средству общения». Автор: О.А. Белобрыкина . Технология ориентирована на активность и качество речевого общения ребёнка в процессе игры. «Мнемотехника». А вторы: В.К. Воробьёва. Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов . Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём ассоциаций. Применяется при обучении детей пересказу текстов, самостоятельных высказываний, заучивании стихов.

Слайд 13

Технологии реализации ОО «Речевое развитие» « Логоритмика » – музыкально-речевые игры, упражнения на основе единого замысла объединяют речь и движение. Применяются с целью коррекции речи, стимулируют двигательную активность детей; «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Артикуляционная гимнастика развивает и укрепляет мышцы рта.Пальчиковая гимнастика – движения пальцев и кистей рук оказывают влияние на развитие речевой и высшей нервной деятельности ребёнка. « Синквейн » - стихотворение из пяти строк без рифмы. Отрабатываются знания о частях речи, предложениях; активизируется словарный запас; совершенствуются навыки применения синонимов и антонимов. «Проблемное обучение». Автор: Д. Дьюи – создание проблемных ситуаций, педагог помогает ребёнку стать активным коммуникатором, сопровождает его речь на равных правах. «Интегрированное обучение» - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, решая несколько задач развития. «Проектная деятельность». Автор: Килпатрик . Целенаправленно спланированная деятельность всех участников образовательного процесса для решения поисковых, исследовательских, практических задач в различных направлениях образования. Основная цель проектного метода в ДОО - развитие свободной творческой личности. Главным ориентиром является познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Слайд 14

Сроки реализации проекта: 2017 – 2019 учебные года Этапы реализации деятельности Подготовительный (средняя группа детей дошкольного возраста, июнь-август 2016г). Цель: психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей по проблеме данной темы и сомообразование . Организационный и практический параллельные этапы (средняя и старшая группа детей дошкольного возраста, сентябрь-май 2018г). Цель: привлечение специалистов, педагогов и родителей к планированию, организации и осуществлению проекта, созданию комфортных условий для совместной деятельности

Слайд 15

Мероприятия с участниками педагогического процесса

Слайд 16

Кружковая деятельность « АБВГДейка » (создание книги «Живая азбука»)

Слайд 17

Диагностическое исследование педагогов Анкетирование: 10 педагогов , июнь 2016 года. Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние целенаправленного повышения профессиональной компетенции педагогов и родителей, комплексного применения различных методов и приёмов на эффективность речевого развития детей.

Слайд 18

Диагностическое исследование родителей Анкетирование: 13 родителей, июнь 2016 года. Цель: выявление состояния взаимодействия родителей с педагогами.

Слайд 19

Сравнительные результаты диагностического и сследования речевого развитии детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) . Срок проведения: (конец сентября – начало октября 2017 года; начало апреля 2018 года). Состав: 25 детей Начало года: Конец года: Высокий (В) - повысился на 4%. Средний (С) - понизился на 4%. Низкий уровень по-прежнему находится на отметке « 20%. Наблюдается преобладание (В) – уровня речевого развития детей старшей группы на конец учебного года.

Слайд 20

Ожидаемый конечный результат проекта Становление коммуникативной компетентности ребёнка (владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания точными словами, построенными предложениями; использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний и решает бытовые, учебные, игровые, коммуникативные проблемы). Сформированные первые предпосылки грамотности ребёнка по завершению дошкольного периода детства (выделяет звуки в словах, определяет состав слогов и слов и прочее).

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"

Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Презентация "Азбука за азбукой"

Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...

Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Информационно-дидактическое пособие включает  в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же  сведения о памятниках природы родного края....

Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.

Отчет по проекту  «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики»  2019г. гр. «Солнышко»   ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...