Главные вкладки

    Фонетическая ритмика, Звуки
    материал по обучению грамоте

    Тюрина Ирина Викторовна

    Знакомство со звуками и буквами через игровые упражнения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл foneticheskaya_ritmika._zvuki.docx20.75 КБ

    Предварительный просмотр:

                                             ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА. ЗВУКИ.

    Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

    1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
    2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
    3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

    Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

    Конспект проведения логопедического занятия 
    для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
    (с элементами фонетической ритмики)
         Задачи:
    ·   Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
    ·   Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
    ·   Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
    ·   Развивать слуховое и зрительное восприятие.
    ·   Развивать внимание и память.
    ·   Развивать связную речь.
    Материал:
    •  Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
    •  Ширма.
    •  Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.
     
     
     
     1 часть.
    Игра: "Угадайте, что я делаю?"
    Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
    Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
     
    2 часть.
    Игра "Найди игрушку".
    Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
    Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
    Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) -  шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
    Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки — девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
    Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
    Один ребенок выбирает девочку — звук, дети все вместе поют песенку-звук.
     
    3 часть.
    Фонетическая ритмика для гласных звуков.
    «А» — и.п.  руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
    «О» — и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
    «У» — и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
    «Э» — и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
    «Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
    Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они — согласные звуки. Посмотрите на их губы — они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это — звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит — там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»). 
    4 часть.
    Динамическая пауза.
    Дружат в нашей группе 
    Девочки и мальчики (руки в замке). 
    Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),  
    1, 2, 3,4, 5,
    Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).  
    I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
    Мы закончили считать. 
    Логопед:
    Твердые согласные ходят в синих костюмчиках — квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
    Мягкие согласные любят зеленые костюмчики — квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т'-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'».
     
    5 часть.
    Фонетическая ритмика для согласных звуков.
    Логопед: ''Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
    «П» — кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
    «Б» — руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз.  Произнося "Ба-Ба-Ба",  встряхивать  пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
    «С» — руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
    «Ш» — и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
     
    6 часть.
    Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
    Сказка
    "Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам — согласным – захотелось. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
    "Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
    "К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
    "Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали согласные звуки.
    С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
    Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
    7 часть.
    Пересказ сказки.

    Конспект проведения логопедического занятия 
    для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
    (с элементами фонетической ритмики)
         Задачи:
    ·   Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
    ·   Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
    ·   Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
    ·   Развивать слуховое и зрительное восприятие.
    ·   Развивать внимание и память.
    ·   Развивать связную речь.
    Материал:
    •  Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
    •  Ширма.
    •  Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.
     
     
     
     1 часть.
    Игра: "Угадайте, что я делаю?"
    Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
    Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
     
    2 часть.
    Игра "Найди игрушку".
    Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
    Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
    Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) -  шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
    Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки — девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
    Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
    Один ребенок выбирает девочку — звук, дети все вместе поют песенку-звук.
     
    3 часть.
    Фонетическая ритмика для гласных звуков.
    «А» — и.п.  руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
    «О» — и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
    «У» — и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
    «Э» — и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
    «Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
    Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они — согласные звуки. Посмотрите на их губы — они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это — звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит — там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»). 
    4 часть.
    Динамическая пауза.
    Дружат в нашей группе 
    Девочки и мальчики (руки в замке). 
    Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),  
    1, 2, 3,4, 5,
    Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).  
    I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
    Мы закончили считать. 
    Логопед:
    Твердые согласные ходят в синих костюмчиках — квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
    Мягкие согласные любят зеленые костюмчики — квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т'-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'».
     
    5 часть.
    Фонетическая ритмика для согласных звуков.
    Логопед: ''Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
    «П» — кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
    «Б» — руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз.  Произнося "Ба-Ба-Ба",  встряхивать  пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
    «С» — руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
    «Ш» — и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
     
    6 часть.
    Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
    Сказка
    "Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам — согласным – захотелось. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
    "Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
    "К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
    "Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали согласные звуки.
    С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
    Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
    7 часть.
    Пересказ сказки.
      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода

    Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...

    Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

    Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

    "Вызывание звуков с помощью фонетической ритмики"

    Фонетическая ритмика широко используется при работе с детьми с нарушением слуха. Но некоторые ее разделы могут быть использованы при работе с детьми с нарушением речи. Одним из таких разделов является...

    Презентация "Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в логопедической практике"

    В презентации логопед рассказывает об опыте применения фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики в работе с детьми и взрослыми с различными речевыми нарушениями....

    Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе по фонетической ритмике на тему:"Звуки,которые нас окружают"

    Фонетическая ритмика- это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, ...