Ударение
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие 7
Тема: Ударение.
Задачи: Познакомить детей с ударением, учить находить ударный слог в слове, работать над развитием мыслительных операций синтеза, анализа.
Ход занятия: Воспитатель просит ударить детей карандашом по столу. Затем постучать, повторить определенный ритм за воспитатилем.
-Ребята вы слышите как с помощью разной силы удара по столу получаются разные ритмические рисунки. Но ударить можно не только предметом о предмет, но и голосом. Ударить слог голосом, значит произнести его не так, как другие слоги в слове. «Удар» выделяет слог из слова. Сообщает о том, что этот слог – особенный, ударный.
Ударный слог,
Ударный слог-
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молток,
Отметь его ударом.
И молоток- стучит, стучит,
И- четко речь моя звучит.
А.Шибаев
Вы догадались, о каком невидимке – молотке говорится в стихотворении? (Это голос его не видно - он ведь у нас в горлышке живет.) Действительно, голоса не видно, но силач он необыкновеный. Берет один слог в слове и отмечает уго ударом. То есть особым произношением.
А сейчас приготовимся к ударению. Настроим «молоточки». Как? (Прочистим горлышко, откашляемся).
Упражнение первое - кричательное. Словно произносим быстро три раза, а на четвертый открикиваем в нем ударный слог.(машина, машина, машина, маШИна). Какой слог ударный? (Второй).
А теперь каждый подобным образом произнесет имя своего любимого литературного героя. Но для того, чтобы выделить ударный слог в слове, совсем не обязательно всегда кричать. Можно говорить тихо, даже шепотом. И хотя, когда шепчешь, голоса не очень слышно, ударный слог все равно отличается от безударного особым произношением. Сейчас прошепчите имя своего друга, определяя ударный слог.
А сейчас поиграем в игру «Ударный слог подпрыгни». Ведь ударный слог звучит громче, он как бы выпрыгивает из слова. Воспитатель раздает детям карточки со слогами: -ТО,-ИОН, СЛИ-, ГРУ-, -СОЛЬ, ТО-, ШАП-, -РЕТ, -ТОК.
И читает слова; пока стараясь выделить ударный слог голосом. Ребенок, который держит карточку с этим слогом, должен подпрыгнуть.
- ЛИМОН, СЛИВА, ГРУША, ФАСОЛЬ
-Какое слово лишнее? (Фасоль-овош).
2. ПАЛЬТО, ШАПКА, ТАБУРЕТ, ПЛАТОК
-Что лишнее? (Табурет- мебель).
-Ребята, а гном Грамотейка прислал вам задание: решить слоговые примеры.
Каждый ребенок получает карточку с индивидуальным заданием. Полученное слово пишут печатными буквами. Затем читают, определяя ударный слог, отстукивая ритм слова карандашом по столу.
ДО+МУ-У=ДОМ, КО+КА-РИК-ИК=КОМАР, ЗА+ГА+РЕ-Е=ЗАГАР, КОР-ОР+РОТ=КРОТ, СОР-Р+КОЛ=СОКОЛ, ВИ+ЛУ-У+КА= ВИЛКА, КА+ЧИ-Е+ЛИ=КАЧЕЛИ,СА-А+О+РО+КА= СОРОЧКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ударения"
Презентация на тему "Ударения"...
Игры на выделение словесного ударения
Игры на выделение словесного ударенияВажным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по предшкольному образованию программа Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» раздел: «Учимся родному языку» Тема: «В гостях у волшебника Ударение».
Знакомство детей с понятием "Ударение"...
ударение
Состоит из жёлтых карточек, на которых стоят два гласных - всех гласных и картинки, которые укладываются на карточки с изображениями различных предметов. Карточки с согласными раскладываются на ковре ...
Правильное ударение
Стихи-запоминалки! Правильное ударение...
Игры и упражнения для работы над ударением
В данном материале представлены стихи, игры и упражнения для знакомства детей дошкольного возпаста с ударением...
Тема: "Ударение"
Цель: дать понятие об ударении.Задачи: учить правильно ставить ударение; работать над ритмико-слоговой структурой слова; дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове; учить анализу и синт...