Главные вкладки

    Ударение
    методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Солошенко Любовь Васильевна

    Методическая занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_7.docx14.64 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Занятие 7

    Тема: Ударение.

    Задачи: Познакомить детей с ударением, учить находить ударный слог в слове, работать над развитием мыслительных операций синтеза, анализа.

    Ход занятия: Воспитатель просит ударить детей карандашом по столу. Затем постучать, повторить определенный ритм за воспитатилем.

    -Ребята вы слышите как с помощью разной силы удара по столу получаются разные ритмические рисунки. Но ударить можно не только предметом о предмет, но и голосом. Ударить слог голосом, значит произнести его не так, как другие слоги в слове. «Удар» выделяет слог из слова. Сообщает о том, что этот слог – особенный, ударный.

    Ударный слог,

    Ударный слог-

    Он назван так недаром.

    Эй, невидимка – молток,

    Отметь его ударом.

    И молоток- стучит, стучит,

    И- четко речь моя звучит.

                                                 А.Шибаев

    Вы догадались, о каком невидимке – молотке говорится в стихотворении? (Это голос его не видно - он ведь у нас в горлышке живет.) Действительно, голоса не видно, но силач он необыкновеный. Берет один слог в слове и отмечает уго ударом. То есть особым произношением.

    А сейчас приготовимся к ударению. Настроим «молоточки». Как? (Прочистим горлышко, откашляемся).

    Упражнение первое - кричательное. Словно произносим быстро три раза, а на четвертый открикиваем в нем ударный слог.(машина, машина, машина, маШИна). Какой слог ударный? (Второй).

            А теперь каждый подобным образом произнесет имя своего любимого литературного героя. Но для того, чтобы выделить ударный слог в слове, совсем не обязательно всегда кричать. Можно говорить тихо, даже шепотом. И хотя, когда шепчешь, голоса не очень слышно, ударный слог все равно отличается от безударного особым произношением. Сейчас прошепчите имя своего друга, определяя ударный слог.

            А сейчас поиграем в игру «Ударный слог подпрыгни». Ведь ударный слог звучит громче, он как бы выпрыгивает из слова. Воспитатель раздает детям карточки со слогами: -ТО,-ИОН, СЛИ-, ГРУ-, -СОЛЬ, ТО-, ШАП-,         -РЕТ, -ТОК.

    И читает слова; пока стараясь выделить ударный слог голосом. Ребенок, который держит карточку с этим слогом, должен подпрыгнуть.

    1. ЛИМОН, СЛИВА, ГРУША, ФАСОЛЬ

    -Какое слово лишнее? (Фасоль-овош).

    2. ПАЛЬТО, ШАПКА, ТАБУРЕТ, ПЛАТОК

    -Что лишнее? (Табурет- мебель).

    -Ребята, а гном Грамотейка прислал вам задание: решить слоговые примеры.

            Каждый ребенок получает карточку с индивидуальным заданием. Полученное слово пишут печатными буквами. Затем читают, определяя ударный слог, отстукивая ритм слова карандашом по столу.

    ДО+МУ-У=ДОМ,  КО+КА-РИК-ИК=КОМАР, ЗА+ГА+РЕ-Е=ЗАГАР, КОР-ОР+РОТ=КРОТ,  СОР-Р+КОЛ=СОКОЛ, ВИ+ЛУ-У+КА= ВИЛКА, КА+ЧИ-Е+ЛИ=КАЧЕЛИ,СА-А+О+РО+КА= СОРОЧКА.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Ударения"

    Презентация на тему "Ударения"...

    Игры на выделение словесного ударения

    Игры на  выделение словесного ударенияВажным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков...

    ударение

    Состоит из жёлтых карточек, на которых стоят два гласных - всех гласных и картинки, которые укладываются на карточки с изображениями различных предметов. Карточки с согласными раскладываются на ковре ...

    Правильное ударение

    Стихи-запоминалки! Правильное ударение...

    Игры и упражнения для работы над ударением

    В данном материале представлены стихи, игры и упражнения для знакомства детей дошкольного возпаста с ударением...

    Тема: "Ударение"

    Цель: дать понятие об ударении.Задачи: учить правильно ставить ударение; работать над ритмико-слоговой структурой слова; дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове; учить анализу и синт...