Ударение
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Солошенко Любовь Васильевна

Методическая занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_7.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

Занятие 7

Тема: Ударение.

Задачи: Познакомить детей с ударением, учить находить ударный слог в слове, работать над развитием мыслительных операций синтеза, анализа.

Ход занятия: Воспитатель просит ударить детей карандашом по столу. Затем постучать, повторить определенный ритм за воспитатилем.

-Ребята вы слышите как с помощью разной силы удара по столу получаются разные ритмические рисунки. Но ударить можно не только предметом о предмет, но и голосом. Ударить слог голосом, значит произнести его не так, как другие слоги в слове. «Удар» выделяет слог из слова. Сообщает о том, что этот слог – особенный, ударный.

Ударный слог,

Ударный слог-

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молток,

Отметь его ударом.

И молоток- стучит, стучит,

И- четко речь моя звучит.

                                             А.Шибаев

Вы догадались, о каком невидимке – молотке говорится в стихотворении? (Это голос его не видно - он ведь у нас в горлышке живет.) Действительно, голоса не видно, но силач он необыкновеный. Берет один слог в слове и отмечает уго ударом. То есть особым произношением.

А сейчас приготовимся к ударению. Настроим «молоточки». Как? (Прочистим горлышко, откашляемся).

Упражнение первое - кричательное. Словно произносим быстро три раза, а на четвертый открикиваем в нем ударный слог.(машина, машина, машина, маШИна). Какой слог ударный? (Второй).

        А теперь каждый подобным образом произнесет имя своего любимого литературного героя. Но для того, чтобы выделить ударный слог в слове, совсем не обязательно всегда кричать. Можно говорить тихо, даже шепотом. И хотя, когда шепчешь, голоса не очень слышно, ударный слог все равно отличается от безударного особым произношением. Сейчас прошепчите имя своего друга, определяя ударный слог.

        А сейчас поиграем в игру «Ударный слог подпрыгни». Ведь ударный слог звучит громче, он как бы выпрыгивает из слова. Воспитатель раздает детям карточки со слогами: -ТО,-ИОН, СЛИ-, ГРУ-, -СОЛЬ, ТО-, ШАП-,         -РЕТ, -ТОК.

И читает слова; пока стараясь выделить ударный слог голосом. Ребенок, который держит карточку с этим слогом, должен подпрыгнуть.

  1. ЛИМОН, СЛИВА, ГРУША, ФАСОЛЬ

-Какое слово лишнее? (Фасоль-овош).

2. ПАЛЬТО, ШАПКА, ТАБУРЕТ, ПЛАТОК

-Что лишнее? (Табурет- мебель).

-Ребята, а гном Грамотейка прислал вам задание: решить слоговые примеры.

        Каждый ребенок получает карточку с индивидуальным заданием. Полученное слово пишут печатными буквами. Затем читают, определяя ударный слог, отстукивая ритм слова карандашом по столу.

ДО+МУ-У=ДОМ,  КО+КА-РИК-ИК=КОМАР, ЗА+ГА+РЕ-Е=ЗАГАР, КОР-ОР+РОТ=КРОТ,  СОР-Р+КОЛ=СОКОЛ, ВИ+ЛУ-У+КА= ВИЛКА, КА+ЧИ-Е+ЛИ=КАЧЕЛИ,СА-А+О+РО+КА= СОРОЧКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ударения"

Презентация на тему "Ударения"...

Игры на выделение словесного ударения

Игры на  выделение словесного ударенияВажным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков...

ударение

Состоит из жёлтых карточек, на которых стоят два гласных - всех гласных и картинки, которые укладываются на карточки с изображениями различных предметов. Карточки с согласными раскладываются на ковре ...

Правильное ударение

Стихи-запоминалки! Правильное ударение...

Игры и упражнения для работы над ударением

В данном материале представлены стихи, игры и упражнения для знакомства детей дошкольного возпаста с ударением...

Тема: "Ударение"

Цель: дать понятие об ударении.Задачи: учить правильно ставить ударение; работать над ритмико-слоговой структурой слова; дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове; учить анализу и синт...