Игры от логопеда
картотека по обучению грамоте (старшая группа)

Гусева Елена Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедические игры 25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Поиграйте в свободное время в эти игры со своими детьми.

ИГРЫ ОТ ЛОГОПЕДА

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №79»

Гусева Елена Владимировна

Буквенный диктант

Цель: развивать фонематический слух, совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение определять первый, последний звук в слове, соотносить его с буквой.

Ход игры: Мозаикой, пластмассовыми кубиками, прищепками или магнитами красного, синего и зеленого цвета выложить цепочку первых звуков названных слов (последних звуков).

Задание: выложи цепочку предметов нужного цвета в соответствии с первым (последним) звуком услышанных слов.

Задание можно усложнить, попросив вместе с каждым предметом выкладывать и букву.

Сундучок с буквами

Цель: запомнить графически образ буквы, уметь определить букву на ощупь, развивать мелкую моторику, совершенствовать умение называть слово на данную букву.

Ход игры: Взять букву, не видя ее – на ощупь узнать ее, назвать свое слово на эту букву.

«Буквы спрятались»

Цель: формирование образа буквы с опорой на зрительный анализатор, развитие наблюдательности, умение видеть в простых предметах нужную «спрятанную букву», развитие воображения.

Задание: найди на рисунке все буквы с (или Р или Ш….). Покажи, где они спрятались. Сосчитай их.

«Узнай букву»

Цель: узнавание графического образа буквы, умение называть слово, начинающееся (кончающееся), имеющее в своем составе заданную букву.

Ход игры: узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнавание буквы на ощупь (буквы из гофрокартона или пластмассовые)

Полубуковка

Цель: закреплять знание графических элементов, из которых состоит буква и умение дописывать букву.

Ход игры: 1) дети по очереди берут карточку из  стопки изученных букв и дописывают недостающий элемент.

2) дети по очереди «загадывают» друг другу букву, не дописывая в ней какую-либо часть  (верхнюю, нижнюю, левую, правую), партнер по игре отгадывает букву и дописывает ее.

Так же может поиграть и взрослый (родитель, воспитатель) с ребенком.

Произнеси слово по звукам

Цель: Учить определять последовательность и количество звуков в слове.

Инструкция: Произнеси слово «мак» по звукам как я:

м-а-к. Затем взрослый произносит слова обычно – слитно. Ребенок произносит короткие слова, произнося звуки в слове раздельно. (Слова: ох, ух, эх, ах, он, вот, сок, кот, бок, лапа, рыба и т.д.)

Можно: Поинтересуйтесь у ребенка после того, как он произнес слово: Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук. Назови второй звук и т.д. Такие задания ребенок может получать от какой-либо игрушки или может выступить в роли учителя и научить свою любимую игрушку определять количество и порядок следования звуков в слове.  

Мамина сумка

Цель: учить различать твердые и мягкие согласные звуки, подбирать слова по теме «продукты» со звуками [м], [м`].

Ход игры: Покажите ребенку сумку и спрашивайте ребенка: «Догадайся, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях которых есть звук [м]?»

(Масло, маргарин, молоко, мороженое)

«А теперь скажи, что мама купила, если в названиях продуктов есть мягкий звук [м`]?»

(Сметана, мясо, вермишель)

Построим дом

Цель: Учить различать твердые и мягкие согласные звуки, подбирать слова по теме «дом» со звуками [р], [р`].

Задание: Нарисуйте на листе стену. Можно попросить ребенка дорисовать дом или взрослый дорисовывает, а ребенок ему говорит, что надо дорисовать. Сначала можно нарисовать только те детали, в которых есть звук [р] – крыша, труба, крыльцо, рама, забор, порог и т.д.  Потом рисуем предметы только со звуком [р`]– дверь, козырек (над дверью), деревья.

Добавь звук

Цель: Помочь осознанию места звука в слове, значимости звука в изменении смысла слова, упражнять в преобразовании слов путем добавления звука.

Инструкция: Добавь звук [п] в начало слова

Взрослый:

Олечка –

Аллочка–

лоток –

лавки –

Ребенок: Полечка                             палочка                                  платок                                 плавки

Игры заменялка

Цель: Помочь осознанию места звука в слове, значимости звука в изменении смысла слова, упражнять в преобразовании слов путем замены одного звука.

Инструкция: «Я назову слово, а ты заменишь в нем первый звук на звук [ш] и назови новое слово.

Можно выставить эту букву.

Взрослый:

тапка –                        чашка –

мышка –

маг –

Ребенок:

шапка

шашка

шишка

шаг

Игра заменялка

Цель: Помочь осознанию места звука в слове, значимости звука в изменении смысла слова, упражнять в преобразовании слов путем замены одного звука.

Инструкция: Взрослый спрашивает: «Какое слово получится, если убрать первый звук в слове?»

Взрослый:

косы –

крот –

смех –

зверь –

клей –

скот –

плуг –

укол –

Ребенок:

осы

рот

мех

верь

лей

кот

луг

кол

Игры заменялка

Цель: Помочь осознанию места звука в слове, значимости звука в изменении смысла слова, упражнять в преобразовании слов путем замены одного звука.

Инструкция: «Вставь звук [л] так, чтобы он стал вторым в слове.»

Взрослый:

сон –

сова –

кубок –

газ –

Ребенок:

слон

слова

клубок

глаз

Дидактическое упражнение «Посчитаем звуки»

Цель: Учить определять количество звуков в слове, их  последовательность.

Ход упражнения: Называя слова, ребенок должен посчитать количество звуков. Предложите ребенку протяжно произносить каждый звук в слове, загибая пальчик или откладывать любой мелкий предмет.

Сначала можно использовать звукоподражание, короткие слова из 2-х звуков, потом простые слова из трех, четырех звуков. И более сложные, когда ребенок научится различать, сколько в них звуков.  

Вначале

ау

ах

эх

он

му

ум

Затем

кот

дом

сок

лук

кит

лось

Потом

лиса

зубы

зима

рыба

жуки

мука

ваза

Далее

волк

куст

паук

малыш

кошка

книга

Назовите слово, спросите: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук. Какой второй звук? Назови третий звук» Если ребенок затрудняется, попросите его каждый звук в слове интонировать – т.е. произносить протяжно: уууммм.

Дидактическая игра «Придумай слова»

Цель: Упражнять в придумывании слов с заданным количеством звуков и с заданными характеристиками звуков.

Ход игры: Предложите ребенку называть слова, состоящие из трех звуков, сначала любых. Тут можно назвать и слово «жук»; и слово «ухо». А потом только такие трех звуковые слова, в которых в середине гласный звук. Если ребенок затрудняется, предложите отобрать картинки, в названиях которых 3 звука.

Дальше усложните задание: первый звук должен быть твердый согласный, второй – гласный, третий твердый согласный (кот, рот, дым, бок, сок, нос, жук).

Затем задание можно изменить. Предложите ребенку назвать слово из трех звуков, чтобы первый звук был твердый согласный, второй гласный, а третий мягкий согласный (конь.Мать, дочь, пыль, моль, май, дай, мазь, нуль).

А можно попросить ребенка подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-м, на 2-м, на 3-м месте (шуба, уши, кошка).

Дидактическая игра «Кубик»

Цель: Упражнять в придумывании слов с заданным количеством звуков, соотнесение звука и буквы.

Ход игры: Предложите ребенку бросать кубик и придумывать слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика. Задание можно усложнить, попросив, чтобы первым (последним) звуком в слове был бы звук, обозначающийся заданной буквой. (Взрослый показывает или пишет нужную букву).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по логопедии для родителей

Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику....

Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"

Активизация знаний педагогов  по логопедии....

Деловая игра для логопедов "Организация работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО".

Данную  игру   можно провести на заседании методического объединения учителей-логопедов. Она способствует  повышению  теоретического   уровня  педагогов по  вопросу ...

Деловая игра для логопедов "Логопедическая мозаика"

Презентация "Деловая игра для логопедов "Логопедическая мозаика"...

Интересные игры от логопеда по развитию языкового анализа и синтеза.

Представлены игры, которые могут использовать педагоги и родители для формирования у ребенка интереса к языку, чтению, развития языкового чутья, анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, улучшения к...

игры по логопедии

игры по логопедии...