Подготовка детей к обучению грамоте
статья по обучению грамоте
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это владение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylova_statya_o_kruzhke_abvgdeyka.docx | 14.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это владение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Чтобы сделать обучение грамоте ребёнка более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Подготовка начинается в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое чутьё к языку. В творческом объединении «АБВГДейка» занимаются 16 человек. Занятия проходя 1 раз в неделю и длятся 30 минут.
Основной целью творческого объединения является осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте, а также создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
На начальном этапе знакомства с грамотой дети овладевают звуковой культурой русского языка. Учатся различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка. Учатся различать звуки: гласные, согласные; твердые и мягкие.
Изучение букв происходит параллельно с изучением звуков. Сначала дается звук, потом буква и ее графическое написание. Затем дети обучаются согласованию букв в слоге, слогов в слове, слов в предложении. Постепенно переходят к обучению плавному слоговому чтению.
Дети начинают хорошо владеть понятиями: «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение»; последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы.
Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове (что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения).
С помощью касс букв и слогов дети начинают владеть сознательным послоговым чтением. Осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, владеть интонационной выразительностью, развитой дикцией, отчетливо произносить слова. Доброжелательно относиться к ответам и рассказам других детей и педагога. Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой и своего рода разминкой, состоящей из артикуляционных, пальчиковых упражнений.
Используются разнообразные упражнения и задания, а также прописи для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления. Таким образом, во время проведения ООД в творческом объединении у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие и развитие творческих и психофизических процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста
Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...
Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»
Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год подготовки детей к обучению грамоте....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов....
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)
Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова....
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...