обучение грамоте. подготвительная группа
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елена Эдуардовна Булатова

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_deyatelnost_bulatova.docx57.35 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая МДОБУ «Новоарбанский детский сад

«Радуга»

_______________  / Л.А.Федорова

№1                                                                                                                                                                                                                             от«28»  августа 2017 г

Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования

«Медведевский муниципальный район»

МДОБУ «Новоарбанский детский сад "Радуга"»

Программа дополнительного образования по обучению грамоте

«Грамотейка»

Возраст детей: 6 - 7 лет

Срок реализации программы – 1 учебный год

        

Разработчик программы : Булатова Е.Э.,

воспитатель  МДОБУ д/с «Радуга»

п.Новый, 2017 г.

Пояснительная записка

Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.

В связи с этим следует обратиться к последним нормативным документам, стандартизирующим образование и, в частности, дошкольное: «Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Дополнительная образовательная программа «Грамотейка» разработана в соответствии с примерной основной «От рождения до школы»

Основу дополнительной образовательной программы «Грамотейка» составляют:

1. Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);

2. Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);

3. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.

 5. Концепция Д..Б Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть 4 воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

 Новизна дополнительной образовательной программы «Грамотейка» состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории развития и обучения Н.И. Чуприковой можно полностью отказаться от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д.

В дополнительной образовательной программе «Грамотейка» каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

Цель программы: подготовка детей к обучению чтению, письму.

Задачи программы:  

  • познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово»;
  • познакомить с буквами русского алфавита;
  • развивать фонематический слух;
  • овладеть слоговым и слитным способами чтения;
  • развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;
  • развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;  
  • начать работу по подготовке детей к письму.

Программа кружка «Грамотейка» предусматривает раскрытие термина «слово», развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата, формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к овладению письмом.

Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые качества.

При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей шести лет:

 - внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваю исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра;

- дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;

- дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении;

 - не следует перегружать детей, т.к. у них в этом возрасте повышенная утомляемость.

Этапы образовательной деятельности:

  1. Добуквенный период
  2. Буквенный период
  3. Послебуквенный период

Программа разработана с учетом основных принципов:

•        последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

•        доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

•        наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

•        индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

•        результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

•        межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Методы обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Обучение чтению ведётся по трём направлениям:

  • аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
  • послоговое чтение;
  • глобальное чтение.

Режим и время проведения занятий:

День недели

Время занятий

Продолжительность

Количество занятий в месяц

2 и 4 недели месяца

Количество занятий в год

1 группа (15 чел)

вторник

16.00

30 мин

2

18

2 группа (15 чел)

четверг

16.00

30 мин

2

18

Ожидаемые результаты

 К концу курса обучения обучающиеся будут знать:

- все звуки и буквы русского алфавита;

- гигиенические правила письма;

- правильное положение тетради при письме. уметь:

- вычленять первый и последний звук в слове;

- правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;

- писать печатные варианты букв русского алфавита;

- составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;

- правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;

- использовать в речи обобщающие слова;

- правильно держать ручку;

- ориентироваться на листе бумаги;

- закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур; - штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями.


Тематическое планирование курса

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

Слово и предложение

Предложение как объект изучения

Слово как объект изучения

Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение.

Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса.

Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской.

Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры.

Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении.

Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.

Определять количество слов в предложении при четком произнесении учителем предложения с паузами между словами.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Различать слово и предложение.

Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.

Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.

Объяснять значение слова.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

Фонетика

Звуки речи

Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Моделирование звукового состава слова.

Особенность гласных звуков — отсутствие при произнесении этих звуков преграды.

Особенность согласных звуков — наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Качественная характеристика звуков (гласные, твердые и мягкие согласные).

Гласные звуки: ударные и безударные.

Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков.

Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове.

Ударение. Ударный гласный звук в слове.

Различать звучание и значение слова.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку. 

Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку.

Подбирать слова с заданным звуком.

Устанавливать количество и последовательность звуков в слове.

Моделировать последовательность звуков слова с использованием желтых фишек.

Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками. 

Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков.

Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие. 

Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.

Характеризовать заданный звук: называть его признаки.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.

Классифицировать звуки по заданному основанию (твердые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.).

Различать ударные и безударные гласные звуки.

Различать звонкие и глухие согласные звуки.

Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных.

Подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа.

Делить слова на слоги.

Доказывать (объяснять) количество слогов в слове.

Приводить примеры слов с заданным количеством слогов.

Анализировать слово: определять место ударения в слове.

Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами.

Приводить примеры слов по заданной слогоударной схеме.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Объяснять причину допущенной ошибки.

Графика

Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков.

Функции букв е, е, ю, я 

Буквы, обозначающие согласные звуки

Буква ь

Русский алфавит

Звук и буква. Буква как знак звука.

Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкости предшествующего согласного.

Функции букв е, е, ю, я. 

Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твердости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й’]. 

Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Название букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов.

Соотносить звук и соответствующую ему букву.

Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.

Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.

Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами-названиями картинок.

Обозначать буквами е, е, ю, я звук [й’] и последующие гласные звуки.

Обозначать согласные звуки буквами.

Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з, ш – ж, с – ш, з – ж, р – л, ц – ч и т. д.).

Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а, и – у, п – т, л – м, х – ж, ш – т, в – д и т. д.)

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’].

Объяснять функцию буквы ь.

Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Воспроизводить алфавит.

Восстанавливать алфавитный порядок слов.

Чтение

Слоговое чтение.

Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений

Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение

Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка.

Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов.

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Два вида чтения — орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки».

Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Осознавать смысл прочитанного.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.

Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде.

Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде.

Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое по целям.

Овладевать орфоэпическим чтением.

Письмо

Гигиенические требования при письме

Развитие мелкой моторики

Ориентация в пространстве листа тетради и пространстве классной доски

Письменные прописные и строчные буквы

Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

Гигиенические требования к правильной посадке, к положению тетради на рабочем столе, к положению ручки в руке. Особенности правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке первоклассников, пишущих правой и левой рукой.

Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки.

Ориентация в пространстве листа тетради: верхний правый угол/верхний левый угол/ нижний правый угол/нижний левый угол тетради. Ориентация в пространстве классной доски.

Алгоритм действий на страницах прописей. Параллельные прямые и наклонные линии, левые и правые полуовалы. Рабочая строка прописей. Середина надстрочного пространства. Линии сложной траектории на рабочей строке.

Печатные заглавные и строчные буквы. Письмо печатными буквами.

Письменные прописные (заглавные) и строчные буквы. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Приемы и последовательность правильного списывания текста.

Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта. Списывание слов, предложений, текстов.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Объяснять правильную посадку, положение тетради на рабочем столе, положение ручки в руке.

Анализировать особенности правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке при письме правой и левой рукой.

Выполнять пальчиковую гимнастику и гимнастику для рук .

Ориентироваться в понятиях «лево», «право», «слева», «справа», «верх», «низ».

Находить заданное положение на рабочем листе прописей.

Выполнять указание учителя по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках.

Ориентироваться на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения.

Проводить линии от определенной точки в заданном направлении.

Анализировать поэлементный состав печатных и письменных заглавных и строчных букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных печатных букв. 

Сравнивать начертания заглавных и строчных письменных букв. 

Сравнивать начертания печатных и письменных букв (заглавных и строчных). 

Моделировать буквы из набора элементов, различных материалов (проволока, пластилин и др.). 

Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. 

Сравнивать написанные буквы с предложенным в прописях и на доске образцом написания.

Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква, выбирать лучшую из написанных букв.

Писать печатные и письменные прописные и строчные буквы.

Писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.

Принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного.

Оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв).

Группировать буквы по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков (звонкие – глухие согласные звуки др.).

Находить в текстах слова с заданной буквой.

Соотносить слова, написанные печатным и письменным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции. 

Читать написанное, осознавать смысл написанного.

Объяснять характеристики разборчивого аккуратного письма.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания.

Использовать алгоритм порядка действий при списывании.

Списывать слова, предложения, небольшие тексты, написанные печатным и письменным шрифтом в соответствии с заданным алгоритмом.

Контролировать этапы своей работы.

Писать предложения с пробелами между словами.

Использовать знак переноса

Развитие речи

Рассказы повествовательного и описательного характера

Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение

задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

       Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.

Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений.

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Формулировать и обосновывать собственное мнение.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Составлять небольшие описательные рассказы.

Составлять небольшие повествовательные рассказы.

Программное содержание курса

Месяц

Кол-во

занятий

Содержание

ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (от слова к звуку, поиграем в слова)

Сентябрь

Октябрь

4

  1. Знакомство с понятиями: звук, слово

Звук. Гласные  (ударные и безударные) и согласные (твердые мягкие). Звуковой анализ слова

БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (от звука к букве)

Ноябрь

Декабрь

4

Гласные звуки и буквы:

  1. А, О, У, И, Э, Ы
  2. Я, Е, Ё, Ю.
  3. Правописание после согласных А-Я, О-Ё, Э-Е, У-Ю.

Звуковой анализ слов со вставкой пройденных букв

Январь Февраль

Март

6

Согласные звуки и буквы

1.Сонорные: м,н,л,р

2. Парные (звонкие и глухие):б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с,

3. Ь и Ъ знаки

4. Мягкие согласные: й,ч,щ

5. Твердые согласные: ц,х

6. Звуковой анализ

ПОСЛЕБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (читаем сами)

Апрель

Май

4

Закрепление

Звуковой анализ слов. Закрепление навыков чтения и печатания

Задачи и содержание работы первого года обучения грамоте дошкольников 6-7 лет

При обучении грамоте детей 6-7 лет решаются следующие задачи: обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомство со всеми буквами русского алфавита, усвоение некоторых правил орфографии, выкладывание слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладение посильным для дошкольника слоговым и слитным способом чтения (прим.: чтению в полном объеме и письму детей учат в первом классе школы!). Членение предложения на слова. Дети учатся членить предложения на слова (определять количество слов), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения. В качестве основного методического приема, как и с детьми 5-6 лет, предлагается составлять предложения с использованием "живой модели", когда сами дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение. Звуковой анализ слов. В данном возрастном периоде такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв. Особое внимание уделяется правильному определению звуков: "гласный звук", "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук". В работу обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения. Предлагаются специальные задания по определению ударения в словах: педагог произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка - ударный гласный звук "у"); или педагог предлагает детям назвать слова с определенным ударным гласным звуком. Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ѐ, ю, и - после мягких согласных. По ходу проведения звукового анализа слова дети узнают, что звуки "ч", "щ", "й" - всегда мягкие согласные, не имеют твердой пары, а звуки "ж", "ш", "ц" - всегда твердые согласные, не имеют мягкой пары; а буквы я, ѐ, ю, е - в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: "йа", "йо", "йу", "йэ". Основой ознакомления с йотированными гласными является звуковой анализ слова, при котором дети обозначают все звуки только фишками. Н-р, анализируя слово яма, дети говорят, что 1-й звук "й" - мягкий согласный, 2-й звук "а" - гласный, третий звук "м" - твердый согласный и 4-й звук "а" - гласный. Все звуки последовательно обозначаются соответствующими фишками (зеленой, красной, синей, красной), что приводит к убеждению, что в заданном слове четыре звука. После это педагог предлагает послушать, как произносятся два первых звука друг за другом и "вводит" правило: если в слове рядом слышатся два звука "й" и "а", то пишется буква я. Таким же образом дети узнают, что и буквы е, ю, ѐ могут в ловах обозначать два звука.

Ознакомление с согласными буквами и буквами Ъ, Ь В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слова) (к концу года выучивание стихотворения с движениями "Алфавит", слова И.Резника) со строгим выдерживанием единого принципа введения каждой новой согласной буквы. Согласная буква, за некоторым исключением, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые вводятся. Каждую новую введенную букву дети рассматривают (естественно в игровой занимательной форме с использованием вышеупомянутых приемов), высказывают развернутые предположения, на что она похож; знакомятся как с маленькой, так и заглавной буквами. Для того, чтобы дети усвоили, что одна буква может обозначать два звука (твердый и мягкий согласный), им дается задание назвать несколько слов сначала с твердым согласным, затем с мягкой его парой. Эта работа на уроке занимает не более 2-х минут. После того, как дети знают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, ш), их знакомят с буквой ь. С этой целью предлагается выкладывать два лова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком (н-р, мел и мель), которые отличаются звуками "л" и "ль". Дети на слух хорошо дифференцируют твердые и мягкие согласные звуки и поэтому при выкладывании слова мель они, как правило, не ставят букву л, а заменяют ее зеленой фишкой. Дети, зная, что буквы я, ѐ, ю, е обозначают мягкость стоящего перед ними согласного звука, пробуют ставить эти буквы за буквой л. Прочитывая полученные звукосочетания (меля, мелѐ, мелю, меле, мели), дети убеждаются, что ни с одной из гласных букв не получается нужного слова. После этого вводится правило, что кроме букв я, ѐ, ю, е, которыми обозначается мягкость согласных звуков, есть еще буква - мягкий знак, которая не обозначает никакого звука, а ставится для того, чтобы показать, что предшествующий согласный звук мягкий. Дети так же узнают, что для обозначения мягкости согласного звука мягкий знак может стоять не только в конце, но и в середине слова (пальто, коньки и т.д.). С разделительной функцией твердого знака и мягкого знаков детей следует ознакомить только тогда, когда они узнают все буквы русского алфавита. Естественно, что со всеми правилами и функциями звуков и написания букв детей знакомят в занимательной стихотворной легко запоминающейся форме (н-р, "Он очень вежлив, Мягкий знак, не любит споров он и драк. Он в лове "мать" и в слове "дочь". И в тихом лунном слове "ночь". Чтоб никого не огорчить, он все старается смягчить!") и т.п. Знакомясь с согласными, дети выкладывают из букв разрезной азбуки не только слова, но и предложения. Наряду с этим усваиваются правила: предложение начинается с большой, заглавной буквы; слова располагаются на расстоянии друг от друга, а буквы в словах рядом; в конце предложения ставится точка. Обучение чтению. При обучении чтению выделятся три задачи:

1. обучение словоизменению

2. формирование слогового чтения

3. формирование слитного чтения.

Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. Следует напомнить, что полноценно чтением ребенок физиологически полностью способен овладеть в первом классе школы! В дошкольном возрасте речь идет о посильном для каждого ребенка слитном чтении! Сложность состоит в том, что в русском алфавите букв меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой. Читающему на то, как нужно прочесть букву, указывает следующая за ней гласная буква. Таким образом, ребенок должен сначала посмотреть на гласную букву, а затем перевести взгляд на согласную и читать. А начинающий читать ребенок это действие быстро произвести просто не может физиологически. Именно так и происходит во время обучения словоизменению. Для работы детям даются белые фишки, чтобы цвет фишки в уже разобранном слове не мог подсказать ребенку качественную характеристику звука. Дети получают задание: пользуясь белыми фишками и гласными буквами, сложить слово, н-р, лук. Затем следующее основное задание: убрать букву у, поставить вместо нее букву ю и прочесть, какое слово получилось. Новое слово дети могут прочесть только одним способом - воссоздать по стоящей перед ними модели звуковую форму слова. Две крайние белые фишки, обозначающие согласные звуки, остались неизменными, поменялась только буква, вместо у - ю. Но дети знают, что буква ю обозначает звук "у" после мягкого согласного, значит, первый согласный звук в новом слове нужно произнести мягко. Получается слово ...люк. Как могли дети прочесть это слово? Ориентируясь на гласную букву и зная правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков. И так, незаметно для себя, дети учатся ориентироваться на гласную букву, т.е., в сущности обучаются читать. Затем дети знакомятся с первой согласной буквой - м, работают с таблицами для чтения - ао вертикали написаны четыре согласные (м, н, р, л), на другой - все гласные буквы - и начинают читать слоги. И здесь уже идет отработка той ориентировки на гласную букву, которая начала складываться при словоизменении. Сам принцип написания слогов помогает ребенку: согласная буква в начале одна и та же, но гласные буквы в каждой строке разные, поэтому внимание ребенка приковано именно к гласной! Если в группе есть дети, которые почему-либо плохо усваивают материал, учить читать их надо именно так: а - значит букву м будем читать твердо - ма; я - значит букву м будем читать мягко - мя и т.д. При переходе к чтению текстов ВСЕ дети сначала начинают читать слоги чуть хуже - эта закономерно и быстро пройдет. При переходе от слогового к слитному чтению на помощь приходит ударение, так как именно оно связывает, организует звуковую оболочку слова в единый образ, проставляя ударение в читаемом слоге. При этом ребенок пользуется способом, освоенным на этапе звукового анализа слов. Дети обязательно должны прочитывать каждое слов вслух, слушать его звучание, определять ударный гласный. Естественно, в процессе работы в группе возникает шум, и детям необходимо предлагать читать как можно тише. Обязательное чтение предполагается дома с родителями! Далее, при чтении текстов в каждом слове необходимо проставлять ударение!

Следует помнить, что не в овладении слитным чтением состоит главная задача обучения дошкольников грамоте, а в оперировании звуковой стороной родного языка, овладение которым в полной мере, включая развернутую свободную речь дошкольника с применением творческих возможностей, и приведет ребенка к воссозданию звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели, т.е. к осознанному чтению, отсутствию в будущем дисграфии при письме! Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствующий развитию активной мыслительной творческой деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности. Курс обучения грамоте детей 6-7 лет представляет систему занятий, состоящую из 18 и длительность образовательной деятельности - 30 минут. Занятия носят комбинированный характер, детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Как уже говорилось выше, во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, утонение и расширение системы ЗУН детей в области грамоты. Занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей группы.

Учебно-тематический план

ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (от слова к звуку, поиграем в слова) (2 часа)

  1. Знакомство с понятиями: звук, слово

Звук. Гласные  (ударные и безударные) и согласные (твердые мягкие). Звуковой анализ слова

Занятие 1 (2 часа)

Тема: Знакомство с понятиями: звук, слово

Содержание занятия:

  1. Словарный состав речи. Термины: звук, слово
  2. Многообразие слов. Линейность и протяженность слов
  3. Интонационное выделение звука. Слова на заданный звук
  4. Работа по прописи-раскраске

Демонстрационный материал:

Игрушки, фишки с изображением для каждого ребенка, картинки с рисунками для групповой работы

Занятие 2 (2 часа)

Тема: Гласные  (ударные и безударные) и согласные (твердые мягкие). Звуковой анализ слова

Содержание занятия:

  1. Закрепление представления детей о слове, умения интонационно выделять звук
  2. Знакомство с понятиями – гласный и согласный звуки. Деление гласных на ударные и безударные, согласных на мягкие и твердые
  3. Звуковой анализ слова
  4. Работа по прописи

Демонстрационный материал:

Гномы – красный и синий (гласная и согласная буква). Домики – синий и зеленый (твердый согласный и мягкий). Разноцветные фишки,

 

Работа с родителями

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Только при поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном развитии ребенка. Педагог старается удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей. ДОУ выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагога. Родители должны тоже быть активными участниками процесса. В течение года не раз проводится анкетирование, чтобы вовремя внести корректировку в программу кружка и в индивидуальные занятия. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводим консультации, оформляем рекламный блок, памятки. Педагог кружка рассказывает о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте (Подготовительная группа)

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте»      Подготовительная группа. Программное содержание:систематизировать знания детей о букве Л и звуке (л,ль), закрепить з...

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Итоговое занятие по обучению грамоте. Подготовительная группа.

Занятие по развитию речи. Итоговое.Программное содержание: обобщить знания, имеющиеся у детей, закрепить умение состовлять слова по слогам, читать их, развивать смекалку, воображение, логическое ...

Тема: «Спасем весну» (занятие по обучению грамоте в группе ОНР II год обучения для родителей)

Занятие по обучению грамоте в группе ОНР II год обучения для родителей в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...