НОД - групповое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ТНР "Умный конструктор"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Вдовина Наталия Александровна
Цель занятия: развитие слухопроизносительной стороны речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия

«Мы – будущие школьники» для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи

Цель: совершенствовать слухопроизносительную сторону речи детей.

Задачи: 1) коррекционно-образовательные:

  • автоматизация звуков Л-ЛЬ  в речи детей;
  • формирование самоконтроля за речью;
  • формировать у детей осознанное понимание и знание структурных компонентов речи;

-     продолжить работу над словообразованием приставочных      глаголов и над согласованием существительных с     прилагательными и числительными;                    

 2) коррекционно-развивающие:

  • развитие словесно-логического мышления;
  • развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  • развитие языкового чутья;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие речедвигательной координации;
  • развитие коммуникативной функции общения;
  • развитие чувства ритма;

 3) коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать  уважение к товарищу, к другу;
  • воспитывать культуру бережного отношения к собственному здоровью.

Оборудование занятия

  1. Метроном
  2. Массажёры – катушечки
  3. Детали конструктора «ЛЕГО» (у каждого ребёнка)
  4. Кубик со схемами предлогов
  5. Фонарик-лучик
  6. Мяч
  7. Макет учебных часов
  8. Картинки со звуками Л-ЛЬ
  9. Пособие «Чудо-зонт»
  10.  Пособие «Бусы»
  11.  Игровое поле «Путешествие Милы в лес»
  12.  Аудиодиск «Складушечки» по В. Воскобовичу
  13.  Веер с гласными буквами
  14.  Карточки с гласными А-Я, О-Ё, У-Ю по Монтессори
  15.  Карточки к упражнению «Скажи и покажи»

Ход занятия

1.Организационный момент (прищепкой дети обозначают правую руку)

Приветствие детей слоговыми цепочками ЛАЛА-ЛЯ, ЛИЛИ-ЛЫ… ( с разным ударением, с разной интонацией, с разной силой голоса)+ладошки

А) Психологическая установка: Наши ушки…, наши глазки…

Б) Наш девиз: Каждый день…+ отстукивание ритма стиха – Дети, следите за своей речью!

В) Вводные вопросы с мячом

-Куда вы скоро пойдёте учиться?- Мы пойдём учится в школу.

- Кем вы станете? –Мы…школьниками.

- Как по-другому можно назвать школьника? – Его называют учеником.

-Что должно у школьника хорошо работать?- У школьника должны хорошо работать мозг, руки, уши, глаза, язык.

- Вот и давайте на нашем занятии  будем их тренировать, развивать.

-Сегодня мы с вами будем учиться правильно говорить семейку гудящих звуков Л-ЛЬ. Давайте её скажем и покажем –упр. «Скажи и покажи семейку гудящих звуков».  Сядет тот, кто расшифрует слово (карточки) – упр. «Расшифруй слово».

Г) Пальчиковый массаж и артикуляционная гимнастика – катушечный массажёр и упр.«Лошадка, болтушка, из домика в домик» + метроном.

Д) Развитие реципрокной координации рук – Кулак-ребро-запястье-горка-зайчик-козочка-ладонь-замок-ёжик-кольцо-бинокль.

2. Основная часть.

А) - С помощью чего люди общаются?( с мячом) – Люди общаются с помощью речи. - Из чего состоит речь? – Речь состоит из предложений.- Выложите схему «предложения»  с помощью  «Умного конструктора-лего».

Игра «Топни-хлопни» - тренировка умения различать предложения и набор слов, если слышат предложение- хлопают, а если набор слов – топают.

Игра «Лучик» (инфракрасная указка) - Куда убежал лучик? – Лучик убежал под стол и т.д.

 Игра «Кубик» (на гранях куба – схемы предлогов)- «Раз, два, три, четыре, пять – будем кубик мы вращать» - составление предложений с заданным предлогом

- Дети, из предложений складываются и  стихи. Давайте расскажем стихотворение с помощью рук.

Расскажи стихи руками «Где чей дом?»- А как называется дом для школьников? – Этот дом называется школа. –Вы очень хотите быть хорошими школьниками! Молодцы!

Б)Из чего состоит предложение? – Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. - Покажите схему «слова» с помощью «умного конструктора».  - Давайте поиграем со словами:

Упр. «Часы» (макет часов) - Установи время. – Который час? – Ровно 4 часа. - Придумайте 4 слова со звуком Л  в начале; 4 слова со звуком ЛЬ – в конце слова и т.д.

Задания с картинками

Игра-пособие «Чудо-зонт»– дифференциация картинок с твёрдыми и мягкими согласными (Л-ЛЬ) - Упр. «Отгадай  картинку и подари её Ладе или Лёне» (прикрепляем картинки прищепками на шнурки для  Лады - ластик, пенал,  а для Лёни- линейка, альбом. Кому  необходимы эти предметы? – Эти предметы нужны ученику. – Каким словосочетанием можно назвать эти предметы? – Школьные принадлежности.

 Игра «Позовём слова- школьные принадлежности» - постановка ударения в словах(в кругу, взявшись за руки, на ударный слог приседаем).

Игра-пособие «Путешествие Лады в лес» – Договорите слово «шла» - словообразование приставочных глаголов прошедшего времени женского рода.

- Из вас получатся замечательные будущие школьники!

В) Из чего состоят слова?- Слова состоят из слогов.

С помощью «умного конструктора»  покажите схему «слога». – Играем со слогами.

Игра «Бусы» - деление слов на слоги с помощью бусинок на шнурке.

Игра «Рифмовки» (по Т.А. Ткаченко, с использованием пособия для развития мелкой моторики «Оськи-гаечки» – автоматизация звуков Л-ЛЬ в слогах).

Игра «Складушечки» (по В.Воскобовичу , аудиодиск )

- Вы очень стараетесь, и из вас  получатся прекрасные школьники!

Г) Из чего состоят слоги? – Слоги состоят из звуков.

- Что такое звук? – Звук – это то, что мы слышим и говорим. –Давайте поиграем со звуками.

Игра «Умный конструктор»- позиционный анализ согласного звука Л с помощью детского конструктора – слова пенаЛ, шкоЛа, Ластик.

 Игра «Скажи и покажи» (нейролигвистическое упражнение «Скорая помощь» на развитие межполушарного взаимодействия- карточки с гласными . – Эта игра тренирует нам мозг.

– А чтобы вы, как будущие школьники, не путали звуки Р-Л, РЬ-ЛЬ поиграем с ладошкой - Игра «Ладошка» - Р-Л, РЬ-ЛЬ – дифференциация звуков в произношении.

- Дети, я довольна вами - своими дошкольниками. Из вас вырастут отличные школьники! Нужно только думать, стараться, трудиться, заниматься.

  1. Итог занятия

- Что же необходимо знать и уметь школьнику?

- Что вам понравилось?

- Что получилось или не получилось? Что было сложно?

- Над чем нужно ещё работать?

- Я говорю вам большое  спасибо за занятие( с помощью слоговых цепочек). -  лу-ЛЮЛЮ-лу. Желаю вам успеха. - ЛЯ-лала-ЛЯ.

 До свидания! -ЛЫ-лили-ЛЫ

Лексико-грамматический материал занятия

  1. Психологическая установка: Наши ножки нам не мешают, наши ручки нам не мешают ,а помогают, наши глазки внимательно смотрят и всё видят, наши ушки внимательно слушают и всё слышат, различают, прислушиваются.
  2. Наш девиз: Каждый день всегда, везде, На занятиях,  в игре

                     Точно, чётко говорим. Никуда мы не спешим.

  1. Игра «Топни-хлопни» - предложения- Мила упала в лужу. Мила надела мамин халат. Дядя Михаил коня напоил. Набор слов – упала, надела, напоил; Мила, Михаил, халат; ловкий, смелый, спелый.
  2. Игра с мячом «Мяч передавай – предложение по словам передавай» - Мила упала в лужу. Мила надела мамин халат. Дядя Михаил коня напоил.
  3. Расскажи стихи руками «Где чей дом?»

Воробей живёт под крышей, В тёплой норке домик мыши,

У лягушки дом в пруду, Домик пеночки в саду.

Эй, цыплёнок, где твой дом? - Он у мамы под крылом!

6.   Игра «Отгадай название картинки»- картинки - школа, ластик,       пенал, линейка, клей, школьник?

7.    Игра «Рифмовки» - Клава села у стола – лалала, лалала. Клаве за столом светло – лололо, лололо. Мы на озеро пошли – лилили, лилили. Ключик я нашла в столе – лелеле, лелеле.

8.    Игра-путешествие Милы – Однажды Мила за грибами в лес… пошла. Шла, шла и к избушке …подошла. Вокруг избушки …обошла  и внутрь …зашла. Потом она из избушки …вышла. Только от неё …отошла, увидела речку , по мостику речку …перешла и дальше… пошла. Устала Мила и решила отдохнуть, с тропинки… сошла, на пеньке посидела и дальше … пошла. Из леса Мила …вышла и домой… пришла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»

Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР на тему «Звук и буква "п"»

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками [П] и [П´], буквой «п», дифференцирует понятия «звук» и «буква», формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает фонематический с...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...

Конспекты занятий по обучению грамоте, для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Цель занятий: формировать умение различать звуки близкие по артикуляции, учить определять звуки и их мягкие варианты, совершенствовать навык звукобуквенного анализа, развивать фонематический слух....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: «Знакомство со звуком и буквой Л»

Цель:Закреплять навыки правильного произношения звука [Л], выделять его в слогах, словах.Знакомство с моделью артикуляции звука [Л].Учить читать модель звука [Л] и обозначать буквой Л.Развив...