ТЕМА: «Звук и буква Д».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Погребная Виктория
Подготовка к обучению грамоте III г.о. ТЕМА: «Звук и буква Д». ЗАДАЧИ: Обучающие: - закрепить термины «гласные» - «согласные» звуки; - формировать навык четкого произнесения звука в слогах, словах, фразах; - формировать навык дифференциации твёрдых согласных и мягких согласных звуков; - закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов; - упражнять в составление предложений по паре картинок, анализе словесного состава предложения; - упражнять в образовании уменьшительных словосочетаний; - знакомство с буквой; - способствовать формированию умения читать слоги, слова; Коррекционно - развивающие: - развивать фонематический и речевой слух; - развивать слуховой, зрительный, цветовой, симультанный гнозис; - развивать мелкую моторику. - формировать мыслительные операции, развитие речи. Воспитательные: - воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её; - воспитывать интерес к занятиям; - воспитывать навык общения. МАТЕРИАЛ: мяч, Кукла, игрушки или картинки ежа, белки, дятла; домик гласных и согласных (синий, зелёный)звуков, зеркала на каждого ребёнка, кружочки зелёного и синего цвета по количеству детей, графические символы слова-предмета, слова-действия на каждого ребёнка; предметные картинки (указанные в занятии), пары-картинок (Дом- дерево, Дом- диван, Девочка- дождь), касса букв, тетрадь (на каждого ребёнка), простые и цветные карандаши (на каждого ребёнка), буква Д. ХОД. I. Мотивация. - Ребята, у нас в гостях кукла Даша. II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия. (ОО «Речевое развитие»). 1. Педагог предлагает детям придумать слова, начинающиеся со звуков: П-Т-К. Ответивший ребёнок садится на своё место. 2. Педагог показывает куклу: - Это кукла Даша. Она пришла к нам в гости и хочет рассказать о том, как познакомилась со своим соседом. Хотите послушать? Однажды к кукле Даши пришли в гости Ёжик и Белочка. Постучав в дощатую дверь, они услышали ис¬пуганный голос: «Кккто там?». После этого кукла Даша открыла дверь. Она спросила, не видели ли они кого-нибудь рядом с домом, и стала ози¬раться по сторонам. «Кого ты ищешь?» - спросил ее Ежик. «Я и сама не знаю, - ответила Даша. - Идем скорее в дом, там не так страшно». Даша угостила гостей душистым чаем, но сама его пить не смогла, потому что у нее от страха стучали зубы. «Д-Д-Д-Д-Д», - именно так они стучали, мешая Даше четко говорить. Она рассказала, что кто-то постучит-постучит и мол¬чит за дверью, да еще и прячется. В это время все услышали стук: «Д -д-д-д». «Сейчас я проверю, кто это вздумал нас пугать», - решительно сказал Ежик и вышел из дома. Потом он вернулся и позвал всех за собой. «Познакомься со своим соседом, - сказал Даше Ежик, указывая ей на дятла, сидящего на ветке ближайшего дуба. -Он здесь выдалбливает себе дупло». Увидела Даша, кого она так долго боялась, и все засмеялись. - Почему им всем стало смешно? - Какой первый звук в имени Даша? [Д] - Когда дятел стучал, какой звук слышали друзья? [Д] - Сегодня мы познакомимся со звуком – Д- и познакомимся с буквой Д. 3. Характеристика звука – Д-, его артикуляция. Педагог показывает детям артикуляцию звука –Д-. - При произношении звука [д] язык стучит за верхними зубами, звук произносим коротко, Дети перед зеркалами произносят звук –Д- хором, индивидуально. - Звук –Д- нельзя петь. Этот звук - согласный, твёрдый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук –Д- синим кружком и селим его в домик согласных звуков с колокольчиком. 4. Педагог предлагает из ряда слов, назвать слово со звуком –Д-: Рот -дом - сон Дым – Том- ком Куст - душ - мак Ток - нос - дырка 5. Звуковой анализ и синтез слова ДОМ. Согласный звук — синий кружок, гласный звук — красный кружок.) педагог произносит слово ДОМ: - Сколько звуков в слове? - Какой первый звук, второй…? - Выложите на столах схему слова ДОМ 6. К/У «Звук убежал». Педагог предлагает детям «починить» слова, добавить к началу слова звук [д] и сказать, что получилось (ом, -октор, -уб, -уш, -ача, -орога...). 7. К/У «Назови ласково» Педагог показывает предметные картинки: дом, доктор, дверь, дым, дождь,дуб. - Я покажу картинку, назовите изображённый на ней предмет ласково. III. Физминутка «Дождик» (ОО «Физическое развитие»). Лейся, дождик, веселей! Как зеленые лягушки, Мы с тобою дружим. Мы попрыгаем по лужам. Хорошо нам бегать Все! Напрыгались, устали. Босиком по лужам. Побежим сушиться к маме. Дети сначала бегут на месте, потом по кругу, затем прыгают с места на ме-сто. После этого садятся на корточки и возвращаются к своим местам. IV. Знакомство со звуком -Д'- (ОО «Речевое развитие»). а)- Ребята, у звука –Д- есть младший братец. Как вы думаете, он произносится? - Правильно, это звук -Д'-. Он согласный, мягкий, звонкий, и обозначением зеленым кружком. Живёт звук-Д'- в зелёном домике с колокольчиком. б) К/У «Синий-зелёный». - Я буду называть слова. Если слово начинается с твёрдого звука –Д- поднимаем синий кружок, если с мягкого - Д'- зелёный. Педагог произносит: дельфин, дом, диван, диво, давно, дело, дым... V. Работа с предложением (ОО «Речевое развитие»). а) Составление предложений по паре картинок: Дом- дерево Дом- диван Девочка- дождь б) Анализ предложения. - Составьте схему предложения: Даша идет домой. - Сколько слов в предложении? - Какое первое слово, второе..? - Назовите слово действие? Слово-предмет? VI.Знакомство с буквой Д (ОО «Речевое развитие»). К треугольнику две ножки Пририсуем мы сейчас. Подержите Д немножко. Ох, сбежит она от нас! б)Составление из букв разрезной азбуки слова ДЫМ, ДИК. VII. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»). - Определите букву – Д- в неправильном положении. Зачеркните её красным карандашом. - Раскрась тот домик, в котором буква –Д- написана правильно. - Напиши букву – Д- по точкам и самостоятельно. - Допиши недостающий элемент у буквы – Д-. VIII. Итог (ОО «Речевое развитие»). - Назовите слова со звуком –Д-. - Что вы узнали о звуке –Д-? - Как звучит младший братец звука –Д-? - Каким цветом они обозначаются? - Какую новую букву вы узнали? - Кукле Даше очень понравилось с вами заниматься.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте                                                                      III г.о.

                                                              Занятие 13.

ТЕМА: «Звук и буква Д».

ЗАДАЧИ: 

Обучающие:

- закрепить термины «гласные» - «согласные» звуки;

- формировать навык четкого произнесения звука в слогах, словах, фразах;

- формировать навык дифференциации твёрдых согласных и мягких согласных звуков;

- закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;

- упражнять в составление предложений по паре картинок, анализе словесного состава предложения;

- упражнять в образовании уменьшительных словосочетаний;

- знакомство с буквой;

- способствовать формированию умения читать слоги, слова;

Коррекционно - развивающие: 

- развивать фонематический и речевой слух;

- развивать слуховой, зрительный, цветовой, симультанный гнозис;

- развивать мелкую моторику.

- формировать мыслительные операции, развитие речи.

Воспитательные:

- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать навык общения.

МАТЕРИАЛ: мяч, Кукла, игрушки или картинки ежа, белки, дятла; домик гласных и согласных (синий, зелёный)звуков, зеркала на каждого ребёнка, кружочки зелёного и синего цвета по количеству детей, графические символы слова-предмета,  слова-действия на каждого ребёнка; предметные картинки (указанные в занятии), пары-картинок (Дом- дерево, Дом- диван, Девочка- дождь), касса букв, тетрадь (на каждого ребёнка), простые и цветные карандаши (на каждого ребёнка), буква Д.

 Эмоциональный настрой. Психогимнастика. «Поймай мяч».

-        Ребята, чтобы вы больше узнали друг о друге, давайте поиграем в игру
«Поймай мяч».

    Педагог  по очереди бросает мяч каждому ребенку, а поймавший должен ответить на вопрос:

  • Что ты любишь больше всего?
  • Что тебе не нравится больше всего?
  • Чем ты любишь заниматься?
  • Почему тебе бывает грустно?
  • Чего ты боишься больше всего?
  • Отчего тебе бывает весело?

Вопросы педагог может подбирать самостоятельно.

                                                                            ХОД.

I. Мотивация.

- Ребята, у нас в гостях кукла Даша.

 

II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия. (ОО «Речевое развитие»).                                                                                                   

1. Педагог предлагает детям придумать слова, начинающиеся со звуков: П-Т-К.

Ответивший ребёнок садится на своё место.

2. Педагог показывает куклу:

- Это кукла Даша. Она пришла к нам в гости и хочет рассказать о том,  как познакомилась со своим соседом. Хотите послушать?

    Однажды к кукле Даши пришли в гости Ёжик и Белочка. Постучав в дощатую дверь, они услышали испуганный голос: «Кккто там?». После этого кукла Даша открыла дверь. Она спросила, не видели ли они кого-нибудь рядом с домом, и стала озираться по сторонам. «Кого ты ищешь?» - спросил ее Ежик. «Я и сама не знаю, - ответила Даша. - Идем скорее в дом, там не так страшно».

Даша угостила гостей душистым чаем, но сама его пить не смогла, потому что у нее от страха стучали зубы. «Д-Д-Д-Д-Д», - именно так они стучали, мешая Даше четко говорить. Она рассказала, что кто-то постучит-постучит и молчит за дверью, да еще и прячется. В это время все услышали стук: «Д -д-д-д».

«Сейчас я проверю, кто это вздумал нас пугать», - решительно сказал Ежик и вышел из дома. Потом он вернулся и позвал всех за собой. «Познакомься со своим соседом, - сказал Даше Ежик, указывая ей на дятла, сидящего на ветке ближайшего дуба. -Он здесь выдалбливает себе дупло».

Увидела Даша, кого она так долго боялась, и все засмеялись.

  • Почему им всем стало смешно?
  • Какой первый звук в имени Даша? [Д]
  • Когда дятел стучал, какой звук слышали друзья?  [Д]

    -  Сегодня мы познакомимся со звуком  – Д- и познакомимся с буквой Д.                                      3.  Характеристика звука – Д-, его артикуляция.

    Педагог показывает детям артикуляцию звука –Д-.                                                                   -   При произношении звука [д] язык стучит за верхними зубами, звук произносим коротко, Дети перед зеркалами произносят звук –Д- хором, индивидуально.                         - Звук –Д- нельзя петь. Этот звук - согласный, твёрдый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук –Д- синим кружком и селим его в домик согласных звуков с колокольчиком.

4.  Педагог предлагает из ряда слов, назвать слово со звуком –Д-:

           Рот -дом - сон                   Дым – Том- ком

           Куст - душ - мак               Ток - нос - дырка                                            

 5. Звуковой анализ и синтез слова ДОМ.

     Согласный звук — синий кружок, гласный звук — красный кружок.)

   педагог произносит слово ДОМ:

- Сколько звуков в слове?

- Какой первый звук, второй…?

- Выложите на столах схему слова ДОМ

6. К/У  «Звук убежал».

    Педагог предлагает детям «починить» слова,  добавить к началу слова звук [д] и сказать, что получилось (ом, -октор, -уб, -уш, -ача, -орога...).

7. К/У  «Назови ласково»

 Педагог показывает предметные картинки: дом, доктор, дверь, дым, дождь,дуб.

- Я покажу картинку, назовите изображённый на ней предмет ласково.

III. Физминутка   «Дождик» (ОО «Физическое развитие»).   

Лейся, дождик, веселей!        Как зеленые лягушки,

Мы с тобою дружим.        Мы попрыгаем по лужам.

Хорошо нам бегать        Все! Напрыгались, устали.

Босиком по лужам.        Побежим сушиться к маме.

  Дети сначала бегут на месте, потом по кругу, затем прыгают с места на место. После этого садятся на корточки и возвращаются к своим местам.

IV.  Знакомство со звуком -Д'- (ОО «Речевое развитие»).                                                                                                   

а)- Ребята, у звука –Д- есть младший братец. Как вы думаете, он произносится?

- Правильно, это звук -Д'-. Он согласный, мягкий, звонкий, и обозначением зеленым кружком. Живёт звук-Д'-  в зелёном домике с колокольчиком.

б) К/У «Синий-зелёный».

- Я буду называть слова. Если слово начинается с твёрдого звука –Д- поднимаем синий кружок, если с мягкого - Д'- зелёный.

  Педагог произносит: дельфин, дом, диван, диво, давно, дело, дым...

V. Работа с предложением (ОО «Речевое развитие»).                                                                                                     

а) Составление предложений по паре картинок:

Дом- дерево            Дом- диван      Девочка- дождь

б) Анализ предложения.

  • Составьте схему предложения: Даша идет домой.
  • Сколько слов в предложении?

- Какое первое слово, второе..?

 - Назовите слово действие? Слово-предмет?

VI.Знакомство с буквой Д (ОО «Речевое развитие»).                                                                                                                                                                                        

                                             К треугольнику две ножки

Пририсуем мы сейчас.

Подержите Д немножко.

Ох, сбежит она от нас!

б)Составление из букв разрезной азбуки слова ДЫМ, ДИК.

VII. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»).

- Определите букву – Д- в неправильном положении. Зачеркните её красным карандашом.

- Раскрась тот домик, в котором буква –Д- написана правильно.

  - Напиши букву – Д- по точкам и самостоятельно.

  - Допиши недостающий элемент у буквы – Д-.

VIII. Итог (ОО «Речевое развитие»).                                                                                                   

- Назовите слова со звуком –Д-.

- Что вы узнали о звуке –Д-?

- Как звучит младший братец звука –Д-?

- Каким цветом они обозначаются?

- Какую новую букву вы узнали?

- Кукле Даше очень понравилось с вами заниматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...