Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Новикова Елена Михайловна

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

. Конспект НОД по «По речевому  развитию»

Автор: Новикова Е.М., воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема «Письмо Деду Морозу.»

Обучающие задачи: Систематизировать знания детей о праздновании Нового года; продолжать учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. Уточнить представления детей о том, что письмо – средство общения между людьми.

Продолжать учить детей составлять рассказ, опираясь на план, предложенный педагогом; рассказывать связно, последовательно.

Развивающие задачи: Формировать грамматически правильную речь, пользуясь разными типами предложений развивать мышление, воображение, внимание, память,; развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слова;; автоматизировать звук «Р» в словах; продолжать автоматизировать и дифференцировать звуки «С» и «Ш» в словах. Развитие  эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. ,через мимическую гимнастику 

Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к народам разных стран.

Оборудование: Мультимедийное  оборудование, конверты с заданиями, буквы «У», «С», «Т», «Ю», «Г»,

3 картинки-домика со звуковыми схемами (начало, конец и середина слова), снежный ком, картинки с Морозами, ёлка, звезда со звуком «Р», ёлочные игрушки (картинки) со словами – ракета, арбуз, корона, рыба, сорока, помидор, морковь, пирамидка, мухомор, ёлка, картинки с изображением помощников Дедов Морозов, картинки Снегурочка и Снеговик, снежинки с картинками, открытки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель  Обращает внимание на постороннее звуки

 .Игра « Узнай звуки»-звук вьюги и хруст снега

На экране появляется снеговик из мультфильма «Снеговик почтовик.»рассыпанный

Дети собирают снеговика на интерактивной доске  

Снеговик: Ой-ой-ой! Куда это меня занесло?

Воспитатель: Снеговик, что с тобой случилось?

Снеговик: (голос  снеговика   в записи)Я нес письмо  Деду Морозу, от ребят  а лиса и волк хотели забрать  . И все буквы на конвертах перемешали, и я теперь не знаю, в какой город мне нужно идти! Ой-ой-ой!

Воспитатель: Ну, не переживай ты так. Может мы с ребятами, сможем чем-нибудь помочь тебе?

Воспитатель достает конверт

2. Основная часть.

1 конверт.

 Игра «Назови ласково»  со снежным  комом. -передача снежного кома

Воспитатель: Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег - снежок                 Сосулька - сосулечка

Мороз - морозец            Дерево - деревце

Ветер - ветерок            Горка - горочка

Лёд - ледок                     Холод - холодок

Зима - зимушка            Санки - саночки

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы нашли первую букву «У»! на экране на конверте появляется буква «У.»

2 конверт. 

 Игра «Посели слова в домики»

Ребята, чтобы выполнить нам второе задание, и получить букву, нам нужно отгадать загадки, и поселить слова в домики. Если в слове отгадке звук «И» находится в начале слова, поселим его в первый домик, если звук «И» слышится в середине слова, поселим во второй домик, а если звук «И», слышится в конце слова, то в третий домик.

 Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла… (зима).

Воспитатель :В какой домик поселим это слово? Правильно во второй.

.Мчусь, как пуля, я вперед.
Лишь поскрипывает лед.
И мелькают огоньки
Кто несет меня? (КОНЬКИ)

Воспитатель :В какой домик поселим это слово? Правильно в третий домик.

Не колючий,

 Светло-синий,                                     

По кустам развешен … (ИНЕЙ)

Воспитатель В какой домик поселим это слово? Правильно в первый домик.

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла. (СНЕГОВИК)       

Воспитатель В какой домик поселим это слово? Правильно во второй домик.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (СНЕГ)

А в этом слове нет звука «И».

На картинке где изображен «снег», дети находят вторую букву «С».

На конверте(экране)- появляется буква «С.»

3  конверт.

 Игра Снеговик- Растеряша(по аналогии Триз игры  "Маша-Растеряша")

Воспитатель:: Снеговик забыл зачем нужна елка на Новый год –

Дети должны  предложить свои варианты для чего нужна елка и чем можно украсить

В странах где не растут елки , что украшают?

Воспитатель :молодцы обращает внимание на экран –появилась буква «С»

 Физ .минутка  Мимические упражнения

 Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза. Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня? Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Воспитатель: Вы настоящие артисты

И мы получаем третью букву «Т».

Воспитатель:  А давайте и мы с вами украсим нашу елочку. Но на ёлку мы должны повесить только те игрушки, в названии которых есть звук «Р».

 конверт. 

Игра: «Найди елочную игрушку»

Дети вешают на елку игрушки  (картинки) со звуком «Р» (елочные игрушки со словами – ракета, арбуз, корона, рыба, сорока, помидор, морковь, пирамидка, мухомор, ёлка).

На картинке со словом ёлка дети находят четвертую букву.

Воспитатель:  Здорово! Мы нашли еще одну букву, букву «Ю»!

На конверте(экране ) появляется буква»Ю.»

 конверт

.  Игра «Снегурочка и Снеговик»

Воспитатель: 

 Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как вы думаете, что они едят? А еще они любят «вкусные снежинки». Давайте накормим их. Но это непросто, посмотрите, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук «Ш», а для снеговика – картинки со звуком «С».

На картинке «мяч» написана последняя буква слова «Г».

Дети читают на экране Устюг Прощаются со Снеговиком(отрывок из мультика «Снеговик –почтовик»-как он уезжает в лес)

Воспитатель: :Давайте напишем письмо Деду Морозу. Письмо можно написать на электронную почту.

Выкладываю схему написания письма.

Воспитатель :Чтобы было понятно, как писать письмо, посмотрите на эту полоску. На ней изображено, что письмо состоит из трех частей: начало, середина и конец.

Какая из этих частей длиннее, а какие короче?

Все вместе будем писать письмо, а я буду записывать. Рассказывать нужно понятно, четко, внятно.

Начало должно быть небольшим. Что пишут в начале?

Заслушиваю разные варианты, записываю интересный вариант.

Как Дед Мороз узнают, кто им пишет? Что нужно написать?

(печатаю письмо на интерактивной доске)

Что мы можем ему предложить?

(записываю интересные варианты)

Диктую, что составили: «Здравствуй, Дед Мороз. Пишут тебе дети подготовительной группы. Мы хотим с тобой  подружиться…»

Воспитатель: 

Ребята, так мы начали письмо, оно было коротким, продолжение должно быть длинным.

О чем можно рассказать Деду Морозу? (о дружбе в группе; о подготовке к празднику ; о любимых играх)

Выслушиваю варианты (3-4 детей).

Обобщаю и записываю, затем читаю детям.

А как закончим письмо?

Выслушиваю варианты.

Зачитываю конец письма «До свидания. Ждем тебя на празднике. Дети подготовительной группы»

Послушайте, какое письмо мы написали (читаю).

Обо всем ли  мы написали, ничего не забыли?

А теперь  напишем электронный адрес, к нему прикрепим наше письмо и отправим.

Письмо отправлено успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе. Познавательно-речевое развитие с использованием социоигровой технологии.

Использование социоигровой технологии в познавательно-речевом развитии старших дошкольников  дает возможность целенаправленно развивать как речь, так и познавательные способности, способствует ст...

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию «Волшебные слова»

Развитие нравственных представлений, чувств посредством расширения и углубления знаний детей "о добрых словах"...

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Работа по сюжетной картине»

Цель: 1. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.2. Углубить  знания детей о зимних развлечениях.3. Совершенствовать грамматическ...

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию на тему «Моя семья»

Конспект занятия в подготовительной группепо речевому развитию на тему  «Моя семья»...

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию "Насекомые"

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию...

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию

Совершенствовать умение детей различать на слух звуки «С» «Ш»; определять место звука в слове...