Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Г. Буква Г"(подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Задыхина Марина Николаевна

Тема: Звуки г, гь и буква Г.

Цель: выделение заданного согласного звука в начале, и в середине слов, из потока слов,из текста;

 различение звуков г-гь;

 воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти звуков;

 чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.

 Оборудование:  домики для  гласных и согласных звуков, буква Г большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки ( у детей и педагога); полоски с буквой (г) (у детей и педагога); доска, мел; фигурки-гномики; 3 стаканчика с подкрашенной водой по цвету соков: гранатовый, виноградный, грушевый; картинки: «сад», «огород», огурцы, горох, груши, гранат, виноград, гитара, снегирь, гуси;  сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами, словами и предложениями: га, го, гу, ги. Гога, гуси, гамак. У Гоги гуси. У Гоги гамак.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_g_g.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Г. Буква Г"(подготовительная к школе группа)

                                      Тема: Звуки г, гь и буква Г.

Цель: выделение заданного согласного звука в начале, и в середине слов, из потока слов,из текста;

 различение звуков г-гь;

 воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти звуков;

 чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.

 Оборудование:  домики для  гласных и согласных звуков, буква Г большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки ( у детей и педагога); полоски с буквой (г) (у детей и педагога); доска, мел; фигурки-гномики; 3 стаканчика с подкрашенной водой по цвету соков: гранатовый, виноградный, грушевый; картинки: «сад», «огород», огурцы, горох, груши, гранат, виноград, гитара, снегирь, гуси;  сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами, словами и предложениями: га, го, гу, ги. Гога, гуси, гамак. У Гоги гуси. У Гоги гамак.      

                                         Ход занятия.

1.Красные лапки

Щиплят за пятки

Беги без оглядки.  (гуси)

Ревнул черный вол –

За сто речек, за сто сел. (гром)

Зубастые, а не кусаются. (грабли)

Маленький Ерофейка

Утонул до шейки. (гвоздь)

Стоит Антошка

На одной ножке. (гриб)

2. Выставляются фигурки двух гномов. Кто наши гости? Придумайте имена со звуком г.(Гриша, Гога). В имени другого гнома должен звучать звук гь. (Гена).Сегодня Гога и Гена будут с нами изучать звуки г, гь. Характеристика звуков г, гь по артикуляционным и акустическим признакам.

Произнесите звук г. Если воздух при произнесении звука встречает преграду, то какой это звук?(Согласный).

Обозначение цветовыми символами.

В какой замок мы поселим звук г? А в каком замке будет жить звук гь?

 3. Игра «Поймай звук».

 Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук г, хлопните в ладошки, а если услышите звук гь – поднимите руку: горка, вагон, гиря, книги, нога, Гена, огурцы, груша, гитара, галка, снегирь, огонь и т.д. или фишки

ИЛИ Игра «Помоги гусыне Гысе и гусенку Гисе»

 - Ребята, гусыня  и гусенок Гися приготовили для вас картинки с нашими звукми. Но вот только пока шли от своего пруда, все картинки смешались. Поможем разделить их. Гусыня несла картинки со звуком [г], а гусенок Гися – со звуком [г'].

На магнитной доске прикреплены картинки предметные. Дети выходят к доске, берут картинку и прикрепляют ее к гусыне или к гусенку в зависимости от звука внутри слова.

4. У Гоги и Гены есть огород. Догадайтесь, какие овощи есть на их огороде, в названии которых слышится звук г? Выставляется сюжетная картинка «Огород» со множеством овощей. Дети называют (огурцы, горох). Выставляются предметные картинки называемых предметов. А еще у них есть сад. Что растет в саду? Выставляется картинка «Сад». (Груши, гранат, виноград). Выставляются предметные картинки.

 Далее педагог вызывает любого ребенка. Задача вызванного ребенка – взять любую картинку, четко произнести слово и определить, где находится г в слове (в начале или в середине слова). Цветовой сигнал звука г дети ставят на своих полосочках на индивидуальном материале. Следующий ребенок определяет количество слогов. И так с каждым словом.

 Угадайте, какой сок любят гномы?

Определение сока по цвету стаканов: гранатовый, виноградный, грушевый.

Скажите слова наоборот. Детям предлагается назвать слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [г].

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный.

Какое слово получится

Ребята, в словах потерялся звук Г. Добавьте его в начало слова и скажите, что за слова получатся.

Розы, Лина, рад, речка.

сле работы Гена любил играть на… (гитаре). Выставляется картинка – гитара. А на этой гитаре был нарисован…(снегирь). Выставляется картинка – снегирь. Какой одинаковый звук вы услышали в словах гитара, снегирь? (Звук гь).Педагог вызывает ребенка, ребенок берет картинку, четко произносит слово и определяет, где находится гь в слове (в начале или в середине слова). Цветовой сигнал звука гь дети ставят на своих полосочках на индивидуальном материале. Следующий ребенок определяет количество слогов.

5. Звуковой анализ слов гуси, Гога, Гена.

Выставляется картинка (гуси). Какие домашние птицы жили у гномов? (Гуси). Гога и Гена еще не знают, как можно обозначить это слово. Покажем им. Звуки обозначим кружочками.

Показ схем слов Гога и Гена. Узнавание слов детьми.

Послушайте стихотворение-шутку Гены: «Тает снег, течет ручей. На ветвях полно врачей». В каком слове сделана ошибка? Какой звук надо заменить, чтобы это слово звучало правильно?

 6. Физкультминутка.

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону).

Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед-назад).

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели (приседание).

Веточка качается (покачивание руками)

Неплохо получается.

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какие слова со звуком г услышали дети во время ф/м.

Закончи предложение словами на звук [г]:

На улице играет …. (Гармонь)

Папа читает (Газету)

Во дворе гогочет…. (Гусь)

У девочки голубые (Глаза)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол)

Лодки по морю плывут

Люди веслами … (гребут)


7. Составление предложений по опорным словам гуси, гага, голуби. и союзом И Анализ словесного состава предложения.

Научим гномов составлять предложения? Обозначим слова полосками. Составляется предложение. Педагог мелом на доске обозначает полоской каждое слово. В конце предложения ставится точка.

8. - Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [г] на письме – с буквой Г. Из каких элементов состоит буква Г (из длинной и короткой палочки).

Говорю я вам друзья,

Без буквы Г никак нельзя,

Гвоздик, Галочка, грибок,

Знать буквы надо на зубок!

Аист на одной ноге

Напоминает букву Г.

Не гусь, не галка буква Г,

А цапля на одной ноге.

- Нарисуем в воздухе карандашом букву «Г».

- Попробуем нарисовать ее глазами.

10. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

А это – буква Г.

 Г узнаешь без труда –

Очень горбится всегда.    

Чтение слогов, слов и предложений: га, го, гу, ги. Гога, гуси, гамак. У Гоги гуси. У Гоги гамак. Написать букву и слова.

Игра «Потерялась буква»

Ребята, у вас в тетрадях написаны слова, но их нельзя прочитать, потому что из каждого слова сбежала буква Г. Давайте мы допишем букву и прочитаем что же за слова получатся

…убы, …ости

9.Итог. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За чудесами в осенний лес Конспект интегрированного занятия ( обучение грамоте и аппликация) в подготовительной к школе группе

Конспакт интегрированного  занятия обединяет подготовку к обучению грамоте и изобразительную деятельность: аппликацию. Отправдяясь в "осенний лес" воспитатель знакомит детей со звуковым анализом ...

Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук З. Буква З» (подготовительная к школе группа)

Тема: Звуки з,и зь. Буква З.Задачи:Образовательные:-уточнять артикуляцию звуков [з – з`];-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из ...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа).

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа)....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...

Конспект занятия по обучению решения арифметических задач в подготовительной к школе группе

Цель. Обучение  составлению и решению арифметических задач по иллюстрации посредством показа приемов работыЗадачи:Обучающие: упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение и в...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «Как стать миллионером».

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного  возраста....