Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа).
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l_i_bukva_l.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа)

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков Л, Л’. Познакомить с буквой Л.

Программное содержание:

  • Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.
  • Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.
  • Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук»
  • Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить придумывать слова на заданный звук.
  • Развивать внимание, память, речь.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель:         Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. Все готовы приступить к занятию? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда для вас игра, кто правильно выполняет задание, присаживается на стульчик за стол.

Дидактическая игра "Назови ласково"

Воспитатель: Садится тот, кто назовёт предметы одежды ласково.

  • Чулки - чулочки
  • Платки - платочки
  • Плащи - плащики
  • Платья - платьица
  • Купальники - купальнички
  • Футболки - футболочки
  • Колготки - колготочки
  • Полуверы - полуверчики
  • Блузки - блузочки
  • Плавки - плавочки

Все дети сидят ща столами.

Раздается звук летающей тарелки и на экране появляется изображение инопланетянина с письмом в руках.

Воспитатель: Ребята, что это за странный звук? Посмотрите, кто к нам прилетел?

Дети: инопланетянин.

Воспитатель: Обратите внимание, у него в руках конверт. Он видимо хочет нам передать какое-то послание. Нужно открыть конверт.

На следующем слайде открытый конверт с написанной на листе загадкой.

Воспитатель: Да тут загадка. О чем она, мы узнаем, если отгадаем.

Воспитатель зачитывает загадку.

Я родился на Луне,

Оказался на Земле,

Много здесь завёл друзей,

Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,

А зовусь я…

Дети: ЛУНТИК!

На экране появляется Лунтик.

Воспитатель: Кто из вас помнит историю Лунтика? Как он попал на землю? Что с ним потом случилось?

Дети: Он упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Воспитатель: Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам. Давайте пригласим его к нам на занятие, ему будет интересно.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик»? Дети: Звук [Л]

Воспитатель: Верно, и сегодня мы будем изучать букву ЭЛЬ и звуки Л и Ль. При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду. Что мы можем сказать о звуке [Л]?

Воспитатель: Можем мы его пропеть?

Дети: нет.

Воспитатель: Значит, какой это звук?

Дети: согласный

  1. Характеристика звука

Воспитатель: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

- Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"].

- Что мы можем сказать о звуке [Л"]?

- Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

3. Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Сейчас я буду называть слова со звуками [л] - [л'], а вы если услышите звук л поднимите синий звуковой сигнал, звук ль - зелёный звуковой сигнал.

Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.

Дети выполняют задание.

  1. Деление слов на слоги.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки. Что на них изображено? (носки, платье, платок, шарф, колготки, брюки, майка, юбка, шуба).

Ребята, как можно одним словом назвать все перечисленные предметы? (Одежда).

Куда мы вешаем одежду? (В шкаф).

Вот перед вами три шкафа. Внимательно посмотрите на них, что вы видите? (У одного шкафа одна дверца, у другого две, у третьего три).

Одежду, в названии которой один слог, мы "повесим" в шкаф с одной дверцей, два слога с двумя дверцами, три слога с тремя дверцами.

(Опускают картинки в шкафы - конверты)

У кого в названии одежды есть звуки [л] - [л'] (ответы детей)

  1. Физминутка. Игра "Гласные и согласные"

Воспитатель: Ребята, а сейчас покажем Лунтику наши игры.

Дети приглашаются на коврик, где раскиданы кружочки красного, синего и зелёного цветов (звуковые обозначения гласных и согласных звуков). Дети разбегаются по залу, логопед раздаёт буквы, после слов: "Раз, два, три, домик свой займи", дети должны занять свой домик, кто не успел занять домик, называет слово на букву, которую держит в руках.

  1. Закрепление звуков [л] - [л'] в словах

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат по две картинки, переверните и назовите их. (Дети называют)

Сланцы - петля

галстук - лямка

Пальто - халат

жилет - блузка

Платье - платок

купальник - плавки

Чулки - гольфы

плащ - дублёнка

Шаль - футболка

колготки - водолазка

Воспитатель: Возьмите синий и зелёный звуковые сигналы и положите под каждой картинкой (воспитатель проверяет правильность выполнения задания)

  1. Закрепление звуков [л] - [л'] в словосочетаниях. Активизация относительных прилагательных: какой по цвету?

Платье у куклы (какое?) - (Белое)

Футболка у мальчика (какая?) - (зелёная)

Блузка (какая?) - (голубая)

  1. Закрепление звуков [л] - [л'] в предложении.

Упражнение "Исправь предложение" (Воспитатель объясняет, что нужно найти и исправить ошибку)

Халат надел маму (Мама надела халат)

Флажок махал Лёвой (Лёва махал флажком)

Стол поставили на лампу (Лампу поставили на стол)

У голубого платья есть кукла (У куклы есть голубое платье)

Ладони вымыли Ладу мылом. (Лада вымыла ладони мылом)

(Составление схемы одного предложения)

  1. Дифференциация звуков [л] - [л'] в тексте

На экране снова появляется Лугтик.

Воспитатель: Ребята, а Лунтик приготовили вам игру "Доскажи словечко"

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает:

Слова не хватает

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко! (Е. Серова)

"Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли:». (Лапки)

"Нам темно. Мы просим маму, нам включить поярче:". (Лампу)

"Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобится:". (Мыло)

Молодчина эта Лиина, лепит всё из:" (пластилина)

"На одной ноге кружится, Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица, Музыкальная :" (Юла)

  1.  Знакомство с буквой ЭЛ

(воспитатель показывает изображение буквы ЭЛ)

Воспитатель: Внимательно посмотрите на экран, и скажите, на что похожа буква ЭЛ? (На букву А без перекладины и т.д.)

  1.  Физминутка. (Логопед просит детей изобразить букву ЭЛ)

Буква ЭЛ, расставив ноги,

Словно в пляске, - руки в боки.

Наклонилась влево, вправо,

Получается на славу

Влево, вправо, влево, вправо.

Печатание буквы ЭЛ в тетрадях.

Воспитатель: Ребята, сколько элементов в букве ЭЛ? (В букве ЭЛ три элемента)

Пишем букву ЭЛ пальчиком в воздухе.

Печатаем букву ЭЛ в тетрадях.

Молодцы! теперь нашему гостю всё стало понятно.

  1. Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, с какими звуками вы сегодня на занятии познакомились? (Сегодня на занятии мы познакомились со звуками [л] - [л'] и буквой ЭЛ).

Артикуляция звуков [л] - [л']

Какие это звуки? (Звуки [л] - [л'] согласные, звонкие, могут быть твёрдыми и мягкими)

Ребята! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. Он вам оставляет на память раскраски, на которых изображен он и все его друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За чудесами в осенний лес Конспект интегрированного занятия ( обучение грамоте и аппликация) в подготовительной к школе группе

Конспакт интегрированного  занятия обединяет подготовку к обучению грамоте и изобразительную деятельность: аппликацию. Отправдяясь в "осенний лес" воспитатель знакомит детей со звуковым анализом ...

Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Г. Буква Г"(подготовительная к школе группа)

Тема: Звуки г, гь и буква Г.Цель: выделение заданного согласного звука в начале, и в середине слов, из потока слов,из текста; различение звуков г-гь; воспроизведение и чтение ...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук З. Буква З» (подготовительная к школе группа)

Тема: Звуки з,и зь. Буква З.Задачи:Образовательные:-уточнять артикуляцию звуков [з – з`];-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...

Конспект занятия по обучению решения арифметических задач в подготовительной к школе группе

Цель. Обучение  составлению и решению арифметических задач по иллюстрации посредством показа приемов работыЗадачи:Обучающие: упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение и в...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «Как стать миллионером».

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного  возраста....