звуковой анализ слова "Лук"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Болатчиева Фатима Айсаевна

обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luk.docx335.24 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                       Конспект

                                         открытого занятия

              по обучению грамоте

                в старшей группе 2

            Звуковой анализ слов.

                                                                                   

                                                                                       Воспитатель

                                                                                      Болатчиева Ф.А.

Звуковой анализ слова «Лук»

Цель:  Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Задачи:  1. Учить детей определять наличие заданного звука и его место в слове.

               2. Упражнять в делении слов на слоги.

               3. Развивать слуховое внимание.

Предварительная работа:

• знакомство с термином «слово»

• составление предложений из слов

• деление слов на слоги и составление слов из слогов

• знакомство с термином «звук»

• игровые ситуации «Ищем звуки»

Оборудование:

Демонстрационный:  запись музыки П.Чайковского «Осень», ноутбук, экран, указка,

                                      мольберт, фишки красного и синего цвета,

                                      картинки с изображением осени, лука, картинка–схема слова «лук»;

Раздаточный:               картинки-схемы «лук», фишки красного и синего цвета,

                                      флажки красного  цвета, листочки, раскраски.     

Дети входят в зал и встают в круг.  

Звучит музыка П.Чайковского «Осень».

Вос-ль: Ребята, о каком времени года рассказала нам музыка?

              Кто догадался?

Дети: Это осень!

Вос-ль: Правильно!  ( на экране изображение картинки – осень )

             Какими словами мы можем сказать об осени? Какая она?

Дети: Золотая, красивая, разноцветная, дождливая.

       

                                    ( на экране картинка – поздняя осень )

Вос-ль: А здесь на картине какая осень изображена?

C:\Users\Екатерина\Desktop\занятия\осень\1257948985_osen.jpg

Дети: Поздняя, грустная, молчаливая, ненастная, хмурая.

Игра « Подбери действие»

Вос-ль: Листья осенью (что делают?) -   желтеют, падают, летят, шуршат

              Дождь осенью:                         -   моросит, идет

              Урожай осенью:                       -   убирают

              Птицы осенью:                         -   улетают

              Звери  осенью:                          -   готовятся к зиме

Игра «Скажем ласково»        

Вос-ль: Как можно назвать ласково дождь?   -  дождик- дождичек

                                                             солнце?  -  солнышко

                                                             туча?       -  тучка - тученька

                                                             ветер?      -  ветерок – ветерочек

                                                              лист?       -  листик – листочек

Артикуляция звуков

Вос-ль: Какой звук листья издают под ногами?

Дети:    ш-ш-ш-ш—ш……

              Запомните и произнесите песенку листьев:

              Ша – шо – шу   (дети повторяют)

              Ши – шу – ша

              Шу – ша – ши

 

Физкультурная минутка

Мы – листики осенние          (руки вверх, покачивающие движения вправо, влево)

На веточках сидели               (присесть, взмахивая руками)

Дунул ветерок                        (встать, взмах руками вперед)

И мы полетели                       (легкие взмахи руками)

Летели, летели                       (бегут по кругу)

И на землю тихо сели            (медленно присесть)

     

( дети садятся за столы)

             

Вос-ль: Из чего состоит наша речь?

Дети: Из слов.

Вос-ль: Какими бывают слова?

Дети: Длинные и короткие.

Индивидуальная работа

Игра «Раздели слова на слоги»

Вос-ль: Предлагаю поиграть. Я буду называть слова, а вы их будете делить на слоги и

              прохлопывать.

              ( осень, листопад, туча, дождик, желтые, листок, падают, золотая, летят )

Вос-ль: Скажите,  а слова из чего состоят?

Дети: Из звуков.

Вос-ль: Ветер любит играть в дразнилки. А вы хотите поиграть?

Дети: Да!

Вос-ль: Я буду произносить звуки беззвучно, а вы их будете называть все вместе.

C:\Users\Екатерина\Desktop\занятия\обучение грамоте\1413607758_razvitie-fonematicheskih-processov-1.jpg

              Ветер с листьями играет  -  У-У-У-У

              Листья с веток срывает    -   И-И-И-И

              Листья желтые летят        -   О-О-О-О

              Прямо под ноги ребят       -   А-А-А-А

              А,О,У, И – это что за звуки?

Дети:    Гласные.

Вос-ль: Почему их так называют?

Дети: Они легко, тянутся, поются.

Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красным.

Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?

Дети: Согласные.

Вос-ль: Каким цветом мы их обозначаем?

Дети: Синим.

C:\Users\Екатерина\Desktop\занятия\обучение грамоте\959393-4f22601cff37e77a.jpg

Вос-ль: Знаю, знаю наперед

              Вы, смекалистый народ.

              Отгадайте – ка, ребятки

              Интересную загадку.

Загадка:  На каждом есть он огороде,

                 Ведь он любимец у народа!

                 Избавит он от всех недуг,

                 Чуть-чуть поплачешь. Это………

Дети:  Лук.  ( на экране картинка – лук )

Вос-ль: Правильно!  Переверните ваши листочки.

             Скажите, что это за клеточки под картинкой?

Дети: Сколько клеточек, столько звуков.

Вос-ль: Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько клеточек?

              (вызывает ребенка к мольберту)

              Значит, сколько звуков в слове лук?

              Какой звук первый? (выделяет голосом)

(ребенок выполняет у доски, дети у себя на карточке)

              Давайте обозначим этот звук синей фишкой.

              Какой второй? (выделяет голосом)

              Что мы можем сделать с этим звуком?

Дети: пропеть.

 

 Вос-ль: Как называется этот звук?

Дети: Гласный.

Вос_ль: Каким цветом мы обозначим гласный звук?

Дети: Красным.

Вос-ль: Какой третий? (выделяет голосом)

             Каким цветом обозначим этот звук?

Дети: Синим.

Вос-ль: Сколько звуков в слове лук?

              Назовите первый звук. (Л)

              Назовите второй звук.  (У)

              Назовите третий звук   (К)

              Уберите звук -  У

                             Звук -  К

                             Звук -  Л

C:\Users\Екатерина\Desktop\занятия\обучение грамоте\ЗАС1.jpg

А сейчас поиграем в игру «Кто больше назовет слов со звуком Л.

(за каждое слово раздать детям листочки)

Вос-ль: Вы прекрасно справились с заданием.

Итог занятия

             

               Постройте кружок. Про какое время года мы сегодня с вами говорили?

               Какие задания вам понравились больше?

               Вы –  умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями

               и осень дарит вам в подарок раскраски красивых листьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...