"От слова - к предложению"
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Сазонова Наталья Константиновна

Предназначен для педагогов-дошкольников. Учебные задачи решаются в игровой форме. Выполнение заданий развивает у ребёнка интерес к звучащему слову. На конкретном примере показано, как можно обыграть любое слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_slova_k_predlozheniyu.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

«От слова – к предложению».

Подготовила: педагог дополнительного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Сазонова Н.К.

Задачи: развивать связную речь детей, умение отвечать на вопрос полным распространённым предложением; способствовать развитию звуко-буквенного анализа, логического мышления; развивать навыки чтения, умение составлять предложение по заданной схеме.

  1. Отгадайте загадку:

Они такие разные: полезные, опасные,

Лохматые и гладкие, и с разными повадками,

Усатые, хвостатые и даже бородатые.

Живут они везде: на суше и в воде.  (Животные.)

  1. «Угадай слово».

Выкладываем (рисуем) схему слова, используя принятые условные обозначения (гласные звуки – красный квадрат, твёрдые согласные звуки – синий квадрат, мягкие согласные звуки – зелёный квадрат).

    - Я задумала хищное животное. (Волк)

2. «Узнай букву на ощупь».

Прячем буквы (пластмассовые или вырезанные из картона) в ёмкости, заполненные чистым просеянным песком.

Игры с песком замечательно развивают мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев). Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей). В нём как будто содержится живительная солнечная энергия,  которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Станут рыбками ладошки

И поплавают немножко.

Их поглубже опустите,

Пальцами пошевелите,

Влево, вправо и вперёд.

Первым букву кто найдёт?

Букву вынуть не спешите,

А сначала назовите.

    Из найденных букв дети выкладывают слово ВОЛК.

  1. «Аналогии».

Устанавливаем связь между словами первой пары и по аналогии называем слово, связанное со словом ВОЛК.

Воробей – перья, волк - ………. (шерсть).

Щука – река, волк - ………. (лес).

Лошадь – копыта, волк - ………. (лапы).

Кролик – морковка, волк - ……….. (мясо).

Белка – дупло, волк - ……….. (логово).

  1. Родственные слова.

И у волка есть ребёнок.

Как зовут его?  … Волчонок.

Очень за волчат боится.

Это мама их – … волчица.

У него не хвост, хвостище!

Он большой-большой … волчище.

Волчица, волчонок, волчата, волчище, волчий, волчья, волчье, волчьи, волчок.

  1. «Найди слово в таблице».

Лесные животные.

П

О

Д

Б

В

Л

И

С

А

А

В

М

И

Т

Н

Ш

Ы

Б

Е

Л

К

А

Ы

С

К

Р

О

Г

Ь

Б

М

Н

Н

Р

О

Л

Н

А

В

Т

В

О

Л

К

Е

П

Р

И

К

О

Л

Е

Н

Ь

К

В

С

М

И

Т

К

А

Б

А

Н

С

А

Я

Ы

В

К

Е

Н

Г

Ш

Т

Ь

П

Р

Д

Ж

Ц

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

П

  1. Пословицы и поговорки.

Волков бояться – в лес не ходить.

С волками жить – по-волчьи выть.

Сколько волка ни корми – всё равно в лес смотрит.

6. Крылатые слова и выражения.

Волк в овечьей шкуре. (Речь идёт о нехорошем, лживом человеке, который пытается скрыть свои плохие намерения и показать себя добрым.)

  1. Придумай предложение по схеме.

I________   ________  .

 Волк  охотится.  Волк  воет.

I________   ________   ________  .

 Волк  ищет  добычу.  Волк  оскалил  зубы.

I________   ________   __   ________  .

 Волк  живёт  в  лесу.  Волк  гонится  за  зайцем.

I________   и   ________  -  это   ________  .

 Волк  и  лиса  -  это  хищники.

  1. Моделирование сказки.

Для моделирования у ребёнка должен быть набор геометрических фигур, разных по цвету, форме и величине. Строить модель можно по названию сказки, сцене из сказки или по концовке сказки. Строя модель, дети объясняют свой выбор фигур, давая им математическую характеристику. Выбор цвета может означать отражение характера. (Например, название сказки «Волк и семеро козлят» можно изобразить большим треугольником фиолетового цвета и семью маленькими треугольниками другого цвета, сказку «Три поросенка» - тремя розовыми кругами одинакового размера.)

  1.  Вспомните сказки, в которых «живёт» ВОЛК.

«Теремок», «Лиса и волк», «Колобок», «Три поросёнка», «Иван – царевич и серый волк», «Красная шапочка», «Маугли».

При необходимости задать наводящие вопросы.

- Из какой сказки эти слова:

  Ясни, ясни на небе звёзды,

  Мёрзни, мёрзни волчий хвост.

- В какой сказке герои пели песенку:

   Никакой на свете зверь,

   Хитрый зверь, страшный зверь,

   Не откроет эту дверь,

   Эту дверь, эту дверь!

- В какой сказке волк помогает главному герою добыть Жар-птицу?

  1.  «Закончи предложение».

- Волк первым прибежал к бабушкиному дому и …

(постучал в дверь)

- Волк первым прибежал к бабушкиному дому, а …

(Красная Шапочка гонялась за бабочками, собирала орехи и рвала цветы)

- Волк первым прибежал к бабушкиному дому, когда …

(Красная Шапочка шла лесом по самой длинной дороге)

- Волк первым прибежал к бабушкиному дому, потому что …

(мчался изо всех сил по самой короткой дороге)

- Волк первым прибежал к бабушкиному дому для того, чтобы …

(съесть её)

- Волк первым прибежал к бабушкиному дому, который …

(стоял на краю леса за мельницей)

    12.  Ребусы.

Превращаем слово ВОЛК в другое слово, убирая, добавляя, заменяя буквы.

  1.  «Это интересно».

Одиночки среди волков встречаются очень редко. Волчья стая – это сплочённый и дисциплинированный коллектив. Возникающие конфликты разрешаются угрожающим рычанием старших. Волки горячо привязываются к другим членам стаи. Постоянно выражают свою любовь, по-собачьи виляя хвостами и облизывая друг другу носы.

У волков очень чуткие носы. Они чувствуют запахи за 1,5 км. Эти звери очень выносливы. Они способны пробежать за день до 65-80 км.

Чаще всего волки нападают на больных, старых, слабых животных. За это их прозвали «санитарами леса».

Наевшись, они задирают морды к небу и начинают выть. Некоторые считают, что так они обозначают свою территорию. Другие же думают, что они просто поют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"

Презентация к занятию по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....

Автоматизация звука Р в слогах, слова и предложениях

Индивидуальная работа с детьми 5-7 лет по автоматизации звуков...

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

Читаем слова и предложения ("семантическое поле" слова "ЗИМА")

Коррекционно-развивающие упражнения для  освоения навыка понимания прочитанного, в рамках работы с "семантическим полем" слов по теме "Зима.Зимние забавы" для учащихся 1 класс...

"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".

Тема: «Работа над фразой: Составление  предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...