Занятие по грамоте "Звук и буква Д и ДЬ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иванова Эльвира Максимовна

Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ

Задачи: Формировать умение детей сопоставлять  звук по твердости и мягкости звучания, развивать умение анализировать  букву Д, сравнить буквы с похожими по написанию, развивать умение составление слов из врисованных друг в друга букв; из рассыпанных букв; из слогов. Развивать умение чтения слоговой таблицы, слова, предложений. Совершенствовать умение определение места звука Д в словах при помощи цифрового ряда. Развивать зрительное внимание, буквенный гнозис, звукобуквенный анализ, синтез, фонематический слух, память. Развивать слоговой анализ и синтез, навыки чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnyy_zvuk_d.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласный звук Д, ДЬ. Буква Д.

Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ

Задачи: Формировать умение детей сопоставлять  звук по твердости и мягкости звучания, развивать умение анализировать  букву Д, сравнить буквы с похожими по написанию, развивать умение составление слов из врисованных друг в друга букв; из рассыпанных букв; из слогов. Развивать умение чтения слоговой таблицы, слова, предложений. Совершенствовать умение определение места звука Д в словах при помощи цифрового ряда. Развивать зрительное внимание, буквенный гнозис, звукобуквенный анализ, синтез, фонематический слух, память. Развивать слоговой анализ и синтез, навыки чтения.

Материал: картинки слона, Дракоши, автомобиля, готовых букв Д, кукла,

 написанные на бумаге слоги, предложения, корзина, предметные картинки с буквой Д.

Ход занятия.

Воспитатель:  Отгадайте загадку:

Железный дом, чудесный дом,
Но мы в нем едем, не живем.

Что это?

Ответы детей: машина.

- Сейчас мы с вами поедем на автомобиле. Сели ровно. Поехали! Говорим Д-Д-Д. Можем ли мы петь этот звук?

Дети: Нет, звук говорим отрывисто.

- Значит какой этот звук?

Дети: Согласный.

- Дрожит горлышко или нет?

Дети: Да.

- Значит звук Д – звонкий согласный. А бывает он твердым или мягким?

Дети: ББывает.

- Как заводится моторчик маленькой машины?

Дети: ДЬ, ДЬ, ДЬ.

- А мотор большой машины?

Дети: Д, Д, Д,Д.

- Поехали с вами в путешествие на машине. Посмотрите, кто к нам сверху приближается?

 Очень озабочен маленький слоненок,
Буквы растерял он, ищет – не найдет.

Спрятались, забавные, на рисунке этом –

Отыскать попробуй буквенный народ.

(Задание: дети должны найти буквы, врисованные в предметы. Например, змея – буква З, трость – буква Т и другие картины).

- Молодцы, ребята, все буквы нашли. Поехали дальше. Куда мы приехали? Да это же домик ежика. Он нам  приготовил задание:  два столбика слогов.

А нам надо составить слова и прочитать их.

ДО                        РОМ

ДЫ                       ША

ДУ                        МОК

ДА                        ЗОР

(Дозор, дымок, душа, даром).

- А еще тут предложения написаны. Давайте их прочитаем.

Дети читают: Ви-жу ды-мок у до-ро-ги. У до-ма во-ро-та. Да-ша и Ма-ша и-дут к до-му.

- Вот выполнили задании ежика и отправляемся дальше в путь.

Буква Д загородил нам дорогу и просит поиграть с ним.

Дремлет дома буква Д            Показ буквы Д.

Озорная буква Д!

Достучимся? Д-Д-Д.             Стучат кулачком по ладошке другой руки.

Докричимся?   Д- Д- Д.                Рупором кА будто кричат.

С добрым утором! Д-Д-Д!           Хлопают в ладошки.

Дорогая буква Д!

Добрый день тебе! Д-Д.                Приветственно машут руками.

До свидания, Д-Д-Д.

Вот какая буква Д,                        Хлопки впереди и сзади себя.

Озорная буква Д!

- Ребята, а здесь корзинка стоит. Кто же это оставил здесь? А узнать вы сможете, если запомните третий звук в словах. Слова для игры: ВОДА, ПЛАМЯ, ДУШ, КЛАСС. (Воспитатель произносит все буквы четко).

Какое слово получилось?

Дети ДАША.

-Молодцы, ребята. А вот и Даша сама к нам пришла.

(Воспитатель от имени девочки Даши (кукла) говорит, что приготовила задание: в корзине лежат предметные  карточки с буквой Д и ДЬ. Дети должны назвать свои слова и определить место звука  в словах).

- Молодцы, все справились с заданием.

Вот к нам Дракоша прилетел:

Ох, люблю я это дело:

Все б ел, и ел, и ел.

Съел подушку, крем, пальто,
Но однажды съел не то:

По ошибке буку Д

Я случайно проглотил.

Вы терепь в словах ее

Не найдете ни за что.

- Не грусти, Дракоша,
это не беда.

Букву Д найдем и в начало слов вернем.

(Воспитатель произносит слова, пропуская в нем первый звук. Слова для игры: _ЕВОЧКА, _УБ, _ИВАН, _ОРОГОЙ, _АША, _РУГ, _ЫМ, _ВОР, _ЕЛО, _РОВА и другие).

- Молодцы, ребята, все помогли букве Д вернуться на место.

 А еще Дракоша приготовил вам подарок. (Раздается детям буква Д нарисованная).

- Дети, вам надо нарисовать внутри буквы Д недостающие предметы, чтобы буква стала настоящим домом. А что можно нарисовать?

Дети: Окна, дверь, трубу).

(Воспитатель просит детей выполнить задание).

- Молодцы, чудесные  получились у вас домики. Хотите их оставить себе в память о нашем сегодняшнем путешествии?

Дети: Да.

- А сейчас нам пора возвращаться в группу. Сели на наш автомобиль и поехали.

Подводится итог занятия. Где были? Что интересного увидели и узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""

В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...

Конспект подгруппового логопедического занятия: "Звуки С,С* Буква С".

На данном занятии учитель-логопед учит детей дифференцировать на слух звуки "С", "С*", подбирать картинки на данные звуки, определять местоположение данных звуков в слове. Дети на занятии проводят зву...

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего возраста. Тема занятия: "Транспорт. Звук и буква "Т""

Цели занятия:Закрепить представления детей о видах городского транспорта; развивать обобщающие понятия.Расширить словарь детей за счет имен существительных – названий транспорта, названий частей...

Конспект НОД открытого фронтального логопедического занятия для педагогов: "Мастерская букв. Звук и буква Э".

Цель: Познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э, закрепить пройденные буквы А, У, И. Изготовить буквы из различных материалов.Задачи:Обучающие:познакомить детей со звуком и буквой Э;учить д...