Занятие по грамоте "Звук и буква Л и ЛЬ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иванова Эльвира Максимовна

Цель: закрепить знания  детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ.

Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить слова с заданным звуком. Совершенствовать умение выделять гласные в словах. Развивать логическое  мышление, мелкую моторику рук, слуховую память, фонематический слух, звукобуквенный анализ и синтез. Развивать эмоциональную отзывчивость, воображение и умения преодолевать трудности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_l.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква Л.

Цель: закрепить знания  детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ.

Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить слова с заданным звуком. Совершенствовать умение выделять гласные в словах. Развивать логическое  мышление, мелкую моторику рук, слуховую память, фонематический слух, звукобуквенный анализ и синтез. Развивать эмоциональную отзывчивость, воображение и умения преодолевать трудности.

Материал:  картины Алисы, кролика, поросенка, братьев близнецов, моржа, двух гномов, зайчика,  нарисованные двери 7 штук, золотой ключ из картона,

Ход занятия.

Воспитатель: Мы сегодня будем путешествовать вместе с Алисой по стране чудес. Алиса так хочет открыть волшебную дверь, ведущую в страну чудес. Но у нее нет ключа – он находится у хитрой королевы. Нам надо раздобыть этот ключ. Но для этого нам надо по очереди открыть все двери, а там и находится волшебный ключик.

- За первой дверью нас ждет кролик. Он нам предлагает послушать и запомнить все слова со звуком Л и ЛЬ.

На болоте лягушонок

Лапкой шевелит спросонок,

Потому что лунный лучик-длинноножка

Лягушонку-босоножке

Летней теплой тихой ночью

Лапки ласково щекочет.

(Дети запоминают и воспроизводят слова со звуком Л и ЛЬ).

- А какой же звук Л: гласный или согласный?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, звук Л согласный.

- За второй дверью находится поросенок. Он хочет познакомить вас с буквой Л.

Вы спросите у меня:

Знаю точно я – на что

Похожи очень сильно

Крыша дома и гора…

О красоте волшебных гор

Я песен много спел,
Вы приглядитесь, дети, сами –

Ведь это буква Л.

- За третьей дверью стоят братья-близнецы и  не пустят нас дальше, пока мы не составим  и не прочитаем слова.

1 колонка:                                2 колонка:

ЛУ                                              СА

ЛИ                                             НА

БУЛ                                           ЛА

КУК                                          ФИН

ХО                                            КА

ДЕЛЬ                                        ЛО

СТЕК                                        ЛОД

Слова для чтения: луна, лиса, булка, кукла, холод, дельфин, стекло.

-За четвертой дверью находится  гномики  и предлагают нам поиграть.

Гномик сказочный сидит           Дети сидят с прямой спиной, приставив

И ушами шевелит.                      руки к голове в виде «ушек».

Гному холодно сидеть,              Встать, с силой растирать ладошку об

                                                      ладошку.

Нужно лапочки погреть.

Руки – вверх, ручки – вниз,        Делать движения руками по тексту.

На носочки поднимись.

Руки ставит на бочок,
На носочках скок-скок-скок.

На носок – на пятку                             «Перекатывание» с носка на пятку.

А затем вприсядку.

- А морж стоит за пятой дверью и  предлагает нам отгадать загадки и найти в словах-отгадках звук Л.

1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. (волк).

- Ребята, на каком месте находится  звук Л?

(Ответы детей).

- А какой назовите соседей звука Л. Какой звук стоит до звука Л, после

звука Л?

(Аналогично во всех словах проводится данная работа)

2. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. (Слово)

- На каком месте находится  звук Л?

(Ответы детей).

3. Она не для того дана, чтобы шапку носить, а чтобы ум-разум копить. (Голова).

- На каком месте находится  звук Л?

(Ответы детей)

4. Есть спина, да не лежит.

Четыре ноги, а не ходит.

Но всегда стоит

И всем сидеть велит.

- На каком месте находится звук Л?

(Ответы детей).

Воспитатель: За шестой дверью стоит зайчик  и  говорит, что не пропустит нас, пока мы не назовем имя его друга. Нам надо запомнить первые звуки слов и составить новое слово.

(Слова для игры: кот, рыба, осень, лиса, ириска, крот  - КРОЛИК).

- За седьмой дверью стоит гномик и дает нам задание. На столе лежит мех,  камень и предметные картинки. Вам надо определить мягкость и твердость звука Л. Потрогайте камень, он какой? (Твердый).  Потрогайте мех. Он какой? (Мягкий). Берите  карточки, определить какой звук: мягкий или твердый и положите к камню или меху. Например: волк, звук Л твердый, поэтому кладу к камню.

(Дети выполняют задание).

Слова для игры: мыло, ландыш, лампа, лещ, кольцо, лыжи, ключ, лейка, платье, троллейбус, солнце, след, пчела, плед и другие).

- Алиса вместе с нами выполнила все задания, открыла все двери и нашла золотой ключ от двери в страну чудес. (Показывается большой ключ из картона).

Воспитатель от лица Алисы благодарит детям за то, что они помогли ей добраться до страны чудес.

 - Скажем, ребята, Алисе до свидания.

- Нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три, вокруг себя ты повернись, и снова в группе окажись.

- Где мы были? Какую букву изучали? Что можете рассказать про этот звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""

В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...

Конспект подгруппового логопедического занятия: "Звуки С,С* Буква С".

На данном занятии учитель-логопед учит детей дифференцировать на слух звуки "С", "С*", подбирать картинки на данные звуки, определять местоположение данных звуков в слове. Дети на занятии проводят зву...

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего возраста. Тема занятия: "Транспорт. Звук и буква "Т""

Цели занятия:Закрепить представления детей о видах городского транспорта; развивать обобщающие понятия.Расширить словарь детей за счет имен существительных – названий транспорта, названий частей...

Конспект НОД открытого фронтального логопедического занятия для педагогов: "Мастерская букв. Звук и буква Э".

Цель: Познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э, закрепить пройденные буквы А, У, И. Изготовить буквы из различных материалов.Задачи:Обучающие:познакомить детей со звуком и буквой Э;учить д...