"Цветик -семицветик"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Антонова Елена Владимировна

Данный конспект предназначен для воспитателей старших дошкольников. НОД по обучению грамоте -закрепление пройденого материала (звуки, слоги, предложения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik_-_semitsvetik_konspekt.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

             детский сад №3 «Светлячок» Тверская обл. г. Осташков

                                             

                                           НОД

                               «Цветик – семицветик»  

                                  (обучение грамоте)

                                 (подготовительная группа)

                                                                                 Воспитатель: Антонова Е.В.

                                                       2020г.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по разделу «Обучение грамоте».

Задачи: 

1. Образовательные:

 Совершенствовать  навыки  звукового анализа слов:  определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой,  звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов; умение составлять графическую схему предложения;

2. Развивающие:

Развивать фонематический слух,  зрительное и слуховое внимание, восприятие и память, логическое мышление и речь детей.

3. Воспитательные:

 Воспитывать умение слушать ответ товарища.  Формировать навык самостоятельности, инициативности, ответственности.

Виды деятельности

Словарная работа: звук, буква, слог, слово, предложение, схема предложения

 Предварительная работа: игры и упражнения  по ознакомлению детей со звуками, слогами,  предложениями.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы:  репродуктивный, наглядный, словесный, игровой, практический.

Оборудование: магнитофон; цветок «Семицветик»;  картинки: дом, лес, оса; карточки с заданием для детей; раздаточный материал (кружки красного, синего и зелёного цветов; квадраты синего цвета; прямоугольники зелёного цвета)

                                           Ход занятия

Воспитатель: Дети, посмотрите к нам пришли гости. Давайте скажем им «Здравствуйте» и поделимся нашим хорошим настроением — улыбнувшись им, а теперь друг другу.

 «Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! солнцу и птицам.

- Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

Воспитатель: Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда  мы с вами отправимся в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка «Цветик-семицветик». Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Дети: Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику, который не умел ходить.

Воспитатель:

Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке….  

 А, вот и наш волшебный «Цветик-семицветик». У него непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет чудо. Готовы выполнять задания «Цветика – семицветика»?

Дети: Да

Воспитатель: Хорошо. Но сначала  мы с вами вспомним правила поведения на занятиях.

• при ответе поднимать руку

• не выкрикивать

• выслушивать ответы товарища

• отвечать полным ответом

• правильно сидеть за столом

Воспитатель: Ну, тогда начнём нашу игру. Отгадайте загадку:

«Оно может быть ласковым, грубым. Оно может быть тихим, а может быть громким. Оно может обидеть, а может рассмешить. Его можно сказать, а можно и написать, но для этого надо буквы знать». Что это?

Дети: Это слово. 

Воспитатель:  Правильно. А  из чего состоит слово, когда мы его пишем и читаем.

Ответы детей: Из букв

Воспитатель: Назовите, чем отличаются звуки от букв?

Буквы мы пишем, читаем, а звуки…?

Ответы детей: Звуки мы слышим, произносим

Воспитатель: - Молодцы!

Красный  лепесток предлагает нам   задание «Звуки»

Воспитатель: Какие вы знаете звуки? Назовите их. Чем они отличаются? Как их обозначают?

Ответы детей: Гласные и согласные. Красным  обозначаются гласные звуки, а согласные - синим и зелёным цветом.

Воспитатель: Молодцы.

Оранжевый  лепесток. Игра называется «Угадай звук»

Я буду называть звук, а вы поднимать кружок с соответствующим цветом.

Воспитатель называет разные звуки, дети поднимают красные и синие кружки.

Воспитатель: Молодцы. Все справились.

Жёлтый лепесток. Задание  «Назови слово на заданный звук»

Воспитатель называет разные звуки, дети должны назвать слова со звуком в начале слова.

 

Зелёный лепесток предлагает сделать  «Звуковой анализ слова»

Посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Ответы детей:  Дом.

Воспитатель: Давайте разберем звуковой состав слова. Первый звук? «Д» Какой, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать? второй звук? «О» Гласный или согласный? Третий звук? «М» Какой? Правильно.

 Самостоятельная работа детей.

 Картинка «лес» и «оса»

А сейчас я  предлагаю вам отдохнуть и вспомнить алфавит.

                          Физкультминутка

Скажем медленно звук А – азбуку учить пора (тянем звук а)

Скажем Бэ – бежим вперед, будто кто-то нас зовет (бег по кругу)

Скажем Вэ – мы быстро встали, руки высоко подняли (поднимаем руки вверх и тянемся)

Скажем Гэ – мы все нагнулись и коленочек коснулись (нагибаемся и достаем руками до коленочек несколько раз)

Скажем Дэ – давай, давай, выше ноги поднимай (шаг на месте с высоким поднятием колен)

Е и Ё сестрички вместе: ходят, топают на месте (шаг на месте)

Жэ – как жук мы поползем, жук ползет в свой новый дом (опускаем руки на пол и ходим как жуки)

Зэ – комариком летим, как комарики звеним (бег с расставленными руками, как самолетики)

И с Йкраткой – приседаем и коленочки сгибаем (приседания)

Ка– коленкой достаем до локтей мы все согнем (перекрестные движения колено-локоть)

эЛь – летаем мы как птицы, прилетели подкрепиться (бег с поднятием и опусканием рук)

эМ – мотаем головой, вправо, влево пред собой (наклоны головы в разные стороны)

эН – носочки потяни, вот другие, вот одни (вытягивание носочков каждой ноги по очереди)

О – опустим руки ниже, потрясем их к полу ближе (наклон к полу, расслабленные движения рук)

Пэ – пойдем пешком по кругу, улыбаемся друг- другу (спокойная ходьба по кругу)

эР – расту, расту, расту, тянем руки к потолку (поднятие рук вверх во время ходьбы)

эС – присели и привстали, до носочков мы достали (приседание, наклон с опущенными к коленям руками)

Тэ – тихонько потянулись, вправо, влево оглянулись (наклоны тела в стороны)

У – умеем мы скакать, раз, два, три, четыре, пять (прыжки)

эФ – фигура закрутилась, раз, два, три, остановилась (повороты вокруг себя)

Ха – хотим мы бросить мяч, сами пустимся мы в скач (движения рук, как при кидании мяча)

Цэ – как цапельки шагаем, выше ноги поднимаем (шаг с прямыми ногами)

Че – ползем мы червячком, на коленочках ползком (шаг на коленях)

Ша – шагаем широко, нам шагается легко (широкий шаг)

Ща – щекотим мы друг-друга (легкое щекотание соседа)

Э – берем за руку друга

Ю – кружимся как юла (повороты вокруг себя)

Я – я снова начала

Воспитатель: Какие буквы мы не назвали?

Ответы детей: Твёрдый знак и мягкий знак. Они не обозначают звуки.

Воспитатель: Молодцы. 

Голубой лепесток «Определи место звука «Н» в словах»

Воспитатель называет слова, дети должны определить, где находится звук (в начале, в конце, середине)

Воспитатель: «Диван», «танк», «носки».

Дети самостоятельно на схеме раскладывают синие квадраты.

Синий лепесток. Игра  «Раздели на слоги»

Воспитатель: Как называются части, из которых состоят слова.

Ответы детей.

Воспитатель: Как узнать, сколько слогов в слове?

Ответы детей: Сколько гласных звуков, столько и слогов.

Воспитатель: Я буду называть слово, а вы мне будете отвечать по слогам и говорить, сколько звуков в этом слове.

Воспитатель произносит слово. Ребёнок должен ответить по слогам («машина» – ма- ши –на   3 слога)

Фиолетовый лепесток. «Выложи схему предложения»

Воспитатель: - Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.  Придумайте предложения

Ответы детей.

Воспитатель: Какой знак ставится в конце предложения? (точка).

А еще, какие знаки ставятся в конце предложения?  

Ответы детей: Восклицательный и вопросительный знаки.

Воспитатель: Первое слово в предложении начинается с большой буквы, полоска с трубой обозначает большую букву.

Предложение: «Кошка видит мышку». Сколько слов в предложении?

Ответы детей: 3 слова.

Самостоятельная деятельность.

Воспитатель: «Кошка видит маленькую мышку»

Самостоятельная деятельность.

Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием.

Воспитатель: Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы! Спасибо вам за работу! Я вас всех благодарю за активное участие. А теперь каждый из вас похвалите себя, скажите: «Я – Молодец!».

 

Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите, мы вернулись в наш детский сад. А вот и сюрприз! (конфеты с буквами)

Список литературы:

- Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель, 2004

- Волкова В.В. Занимательное  азбуковедение. – Москва: Просвещение, 1991

- Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет. – Москва; Просвещение, 2016

- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия Развития, 1998

- Катаев В. Цветик – семицветик.  Москва: Детская литература, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие для родителей по теме «Учимся общаться» «Цветик – семицветик»

Представлен практический материал в форме занятия с родителями, направленного на коррекцию детско-родительских отношений, формирование навыков сотрудничества и позитивных образов общения у детей со вз...

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе....

Выпускной бал "Цветик - семицветик"

Очень доступный сценарий для небольшой группы выпускников. Без введения взрослых ролей. Сценарий составлен по материалам интернета....

Интегрированное занятие по физической и художественной деятельности детей в старшей группе "Цветик-семицветик".

Интегрированное занятиепо физическому воспитанию и художественно-эстетической деятельностидетей в старшей группе«Цветик – семицветик»   Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развития ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе:"Цветик-семицветик" по изо и физической культуре

Итоговое интегрированное занятие-путешествие для родителей, дети рисуют - используют в работе нетрадиционную технику рисования-монотипия, занимаются аэробикой, игроритмикой и конечно встречаются со ск...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Цветик семицветик"

Программные задачи: закреплять умение видеть равное количество разных предметов, отсчитывать предметы и раскладывать их точно друг под другом, отражать в речи равенство количества предметов в гр...