«Составление предложений с помощью моделирования»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Поспелова Олеся Аркадьевна
Конспект НОД по речевому развитию «Составление предложений с помощью моделирования» Цель: Обучение детей составлению предложений с помощью моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metorazrabotka.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию «Составление предложений с помощью моделирования»

Цель: Обучение детей составлению предложений с помощью моделирования.

Задачи:

Образовательные

  • учить произносить вопросительное предложение;
  • продолжать формировать представление о грамматическом понятии «предложение»;
  • упражнять детей в согласовании слов в предложении;
  • с помощью моделирования упражнять детей в составлении предложения из заданного количества слов;

Развивающие

  • развивать познавательный интерес, мыслительную активность, внимание детей;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать интонационную выразительность речи, внимание, творческое мышление, память, воображение;

  Воспитательные                                                                                                                                                               

  • воспитывать любовь к зимней природе;

Материалы и оборудование:

столы, стулья по количеству детей, сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск, музыкальный центр.

Технологии: Технология сотрудничества, технология наглядного моделирования, здоровьесберегающие технологии.

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, музыкально – художественная, игровая.

Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание зимних иллюстраций.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление предложений с помощью моделирования»

Воспитатель

Давайте, ребята мы с вами присядем на коврик и поиграем в игру «Соберем слова в ладошку». Я назову слово, а вы мне в ладошку «подарите» подходящее к нему слово.

Дети подбирают подходящие слова к заданному слову.

Воспитатель

Вы отлично справились! Давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

Дети

Из предложений

Воспитатель

Вы уже знаете, чтобы получилось понятное предложение все слова в нем должны подружиться.

Давайте встанем и продолжим играть. Играем в игру «Живые слова». Вы будете «живыми словами». Марина будет «словом» падает, а Дима «словом» снег. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

Дети

подружить слова

Воспитатель

Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? Какое?

Дети

Да. Падает снег.

Воспитатель

Сколько слов в предложении?

Дети

2

Воспитатель

У нас получилось длинное или короткое предложение?

Дети

Короткое

Воспитатель

Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут?

Дети

Пушистый, белый.

Воспитатель

Таня будет «словом» пушистый, Игорь – «словом» белый. (Воспитатель расставляет детей) Читаем «живое» предложение.

Дети

Падает пушистый, белый снег.

Воспитатель

Сколько слов в предложении?

Дети

4

Воспитатель

«Живые слова» - разойдитесь.

Дети  разбежались

Воспитатель

Слова «разбежались» и нет предложения. Дети - «слова», встаньте на место, дайте друг другу руки и произнесите каждый свое слово. (дети произносят). Что мы с вами составили?

Дети

Предложение.

Воспитатель

 Молодцы ребята. У нас получилось красивое, понятное предложение. Какое сейчас время года?

Дети

Зима.

Воспитатель

Давайте подойдем к мольберту. Посмотрите какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте: НАСТУПИТЬ ЗИМА.  СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.  КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.  ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ. Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли?

Дети

Каждое слово само по себе

Воспитатель

А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ

Дети

Надо слова в предложениях подружить.

Воспитатель

Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.

Дети

Наступила зима.

Воспитатель

Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?

Дети

Намело много снега

Воспитатель

Намело много снега. Сколько слов в предложении?

Дети

3

Воспитатель

В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов?

Дети

Петя скатал огромный ком

Воспитатель

Сколько слов в предложении?

4

Воспитатель

В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов?

Дети

Пете очень нравиться лепить снеговика.

Воспитатель

Сколько слов в этом предложении?

Дети

5.

Воспитатель

Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями: НАСТУПИЛА ЗИМА.  НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.  ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ. ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.

Воспитатель

А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово?

Дети

Наступила

Воспитатель

Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска?

Дети

С уголком

Воспитатель

Какое второе слово?

Дети

Зима

Воспитатель

В конце предложения, что ставим?

Дети

Точку

Воспитатель

Точка указывает на то, что предложение закончено.

Воспитатель показывает схему первого предложения.

Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:

Воспитатель

Вопросы по разбору схем предложений:

1. Схема, какого предложения?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какая полоска нужна для начала предложения?

4. Что ставили в конце предложения?

Воспитатель

Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему?

Дети

Предложение закончено

Воспитатель

Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Как вы думаете, какие предложения у нас получатся?

Дети

Вопросительные.

Воспитатель

Послушайте первое вопросительное предложение: Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация. Арина, спроси, у меня наступила, ли зима. И Даня спроси.

Дети говорят.

Воспитатель

А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.

Воспитатель

Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было?

Дети

Простое.

Воспитатель

Какое предложение стало?

Дети

Вопросительное.

Воспитатель

Какой знак был?

Дети

Точка.

Воспитатель

Поменяли, на какой знак?

Дети

Вопросительный.

Под  музыку проводится физкультминутка.

Воспитатель

Проведем мы сейчас разминку. Возьмите листочки, сделайте комочки. И поиграем в снежки

Дети играют в снежки.

Воспитатель

Молодцы, соберите снежки и уложите под елку.

Дети убирают снежки.

Воспитатель

Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Разбейтесь на пары и совместно с партнером придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте друг другу, чтоб не сбиться.

Дети работают в микро группах

Воспитатель

Вы составили простые предложения, Что стоит у вас в конце предложения?

Дети

Точка

Воспитатель

А теперь переверните карточку. Какой знак вы видите?

Дети

Вопросительный.

Воспитатель

Прочитайте свои предложения вопросительно. Было какое предложение? (простое). А стало, какое предложение? (вопросительное)

Воспитатель

Что вам помогло переделать предложение?

Дети

Знак, голос, интонация

Воспитатель

Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательной интонацией.

- Какие замечательные дети!

- Вы сегодня хорошо отвечали!

- Какие прекрасные придумывали предложения! В предложениях с такой интонацией ставится восклицательный знак. Вот так он выглядит. (Показ восклицательного знака)

Воспитатель

Вам понравилось составлять предложения? Про восклицательный знак мы поговорим подробнее в следующий раз. А сейчас можете поиграть в снежки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с алфавитом. Звуковой анализ. Составление предложений.

В данной презентации представлен пример знакомства детей с алфавитом, выполнением звукового анализа и составлением предложений с заданным словом....

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

«Составление предложений с помощью моделирования»

Совместная обпазовательная деятельность.Конспект по речевому развитию...

«Составление предложений с помощью моделирования»

Конспект НОД по речевому развитию «Составление предложений с помощью моделирования» Цель: Обучение детей составлению предложений с помощью моделирования. ...

"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".

Тема: «Работа над фразой: Составление  предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...

Пособие для составления предложений и схем предложений по картинкам для детей 6-7 лет

Пособие для составления  предложений и схем предложений по картинкам  для детей 6-7 лет...