«Речевое развитие» Обучение грамоте (старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Эльвира Николаевна Никонорова

Звуковой анализ слова «Луна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_k_luntiku.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Жемчужинка»

Образовательная область

«Речевое развитие» Обучение грамоте

(старшая  группа)

Выполнил: Никонорова Э.Н.

 воспитатель I категории

п.Харп

2019 г.

Занятие по Образовательной области «Развитие речи» Обучение грамоте.

Звуковой анализ слова «Луна»

«Путешествие к Лунтику»

Цель: Научить различать гласные и согласные звуки в словах, составлять предложения.

 

Задачи:

  • Продолжать обучение детей звуковому анализу слова;
  • Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные; 
  • Совершенствовать навыки дифференциации согласных звуков по твердости - мягкости; 
  • Закрепить понятие слово и предложение, упражнять в умении расширять предложения.
  • Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух (Развивать речевое внимание и речевой слух детей.)
  • Развивать внимание, мышление.
  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, самостоятельность, инициативность.

Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал:

Картина-схема слова луна, красные, синие фишки (по две каждого цвета) указка. Мяч. Звездочки с заданиями вырезанные из картона.

Раздаточный материал:

 красные, синие фишки; карточки для звукового анализа слова луна;

Место проведения: групповая комната.

Этапы игры:

Организационный момент.

Основная часть

Заключение

Ход занятия.

Организационный момент

Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и улыбнемся гостям и друг другу.

 Воспитатель: - Посмотрите, какие  звездочки я нашла,  когда шла  по дороге в детский сад, наверное это послание из космоса. Кто же их отправил. Без вас читать не стала. Давайте вместе прочитаем. Это же загадка. (звезда 1)

отгадайте загадку.

Блин в окошко виден Тане,

То он в масле, то в сметане,

Кто-то край уже отъел,

Поделиться не хотел!

(Луна)

Основная часть

А на этой звездочке другое задание (звездочка2) Здесь написано

Воспитатель: - « Я знаю, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничего не мешает. Как называются такие звуки?

Ответ детей: - Гласные. И обозначаются они красными фишками.

Воспитатель: -  «Как называются звуки, при произнесении которых нам мешают губы, зубы, язык? Какие бывают согласные звуки?

Ответ детей: Согласные. Твердые и мягкие.

Воспитатель: -  Еще мы можем назвать твердые и мягкие согласные звуки «большие и маленькие братцы». Давайте поиграем. Я буду называть маленького братца, а вы большого и наоборот. Проводится д/и «Назови братца» с мячом.

Воспитатель: - А сейчас пройдут за стол те дети, чье имя начинается на звук (м, р, к и т.д.) дети в определенной последовательности садятся за столы.

Воспитатель: -

А вот еще звездочка (3) На ней написано : « Я растерял все звуки в слове ЛУНА, помогите их найти» Поможем ребята?

Звуковой анализ слова луна:

Воспитатель предлагает произнести слово луна так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук.

Воспитатель:

-Сколько звуков в слове Луна . четыре

- Как вы узнали ?   четыре клеточки под картинкой

- Произнесите слово так чтобы было хорошо  слышно первый звук

«Какой первый звук в слове луна? » - [ л ].

- «Что мешает во рту, когда мы произносим звук [ л ] ?» (язычок)

- Л – твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. (Дети на своих схемах в тетрадях обозначают звук [ л ] синей фишкой.)

 ( интонационным выделением звука [ у], синхронно ведя указкой под схемой слова на доске.)

 - «Какой второй звук в слове луна?» - [ у ].

- «Какой это звук?» (гласный)

- «Как вы узнали?» (Когда мы произносим звука [ у ], во рту ничто не мешает, голос идет свободно)

- «Какой фишкой обозначим гласный звук?» (Красной).

(Дети обозначают на своих схемах звук [ у ] красной фишкой).

произносим слово с интонационным выделением звука [ н ], синхронно ведя указкой под схемой слова на доске. (Дети называют звук, отмечают, что произносить его мешает язычок, обозначают его на своих схемах синей фишкой).

Произношу слово с интонационным выделением последнего звука.

Спрашиваю: - «Какой четвертый звук в слове луна?» (Звук [ а ], гласный, во рту ничто не мешает его произносить).

(Дети обозначают звук [ а ] красной фишкой.) Вызванный к доске ребенок ставит красную фишку в четвертую клеточку схемы. Двое-трое ребят читают слово у доски с указкой.

Воспитатель: А сейчас физкультминутка

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске,-руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Влево - вправо.

Получается на славу.

Влево - вправо,

Влево - вправо.

Дид. игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния (сверкнула).

Я сегодня утром рано

Умывалась из под (крана).

Наша старшая сестра

Вяжет с самого (утра).

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с (Тамарой).

Я не бегаю к врачу,

Я сама его (лечу).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную (лепили) .

Как у нашей дочки

Розовые (щечки).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

А рядом бегемотики

Схватились за (животики).

А слониха вся дрожа,

Так и села на (ежа)

Воспитатель:

Вот еще одна звездочка 4, посмотрите здесь прикреплен диск , наверно этот отгадка кто же нам прислал задания, где же нам посмотреть?

Это же Лунтик!

Ой я не дочитала задание. Лунтик просит составить предложение о нем.

Состав предложения :

Лунтик машет ребятам. И т.д.

Заключение

- Ребята, вам понравилось помогать Лунтику. Что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?

Помощь зала.

К нам сегодня в садик пришло письмо . Наверное оно для вас. Как называется ваша группа ?

-Дельфинчики.

- тогда  точно для вас.

Воспитатель: Наверное, там какой то сюрьпри з. Да это же письмо от Лунтика. Он пишет, что за то что вы справились со всеми заданиями  прислал вам раскраски.  Посмотрите какие красивые .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление со звуком [З]» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе

В конспекте используются:методы и приемы: игровой момент, показ артикуляции, чтение по слоговой таблице, дидактические игры, продуктивная деятельность, физминутка.технологии: Игровая. Здоровьесбе...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе "В гостях у Мартышки"

Непосредственно-образовательная деятельность, представленная в конспекте, основана на игровой ситуации. Для детей старшей группы подобраны различные задания развивающего характера на закрепление уже и...

НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: « Путешествие по России»

Интеграция образовательных областей: познание, художественно-продуктивный труд, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие. Программное содержание: закрепить умение детей проводить звук...

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Речевое развитие: обучение грамоте "Звуки [м, мь ] и буква М"

Совершенствовать умение различать на слух звуки [ м, мь] , произносить слова и словосочетания , формирование фонетического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...