Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Керимова Эстэлла Аликовна

Обучение граммоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_grammote.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет)

Тема: «Путешествие по Звукограду»

Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;

-Упражнять в делении слов на слоги.

-Учить детей отгадывать загадки, отвечать на вопросы.

- Упражнять в определении места звука в словах, в определении количества слогов в слове.

- Закрепить умение составлять предложения из 2-х, 3-х слов.

Развивающие:

- Развивать связную речь.

- Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.

- Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к образовательной деятельности.

- Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках; вопросы, объяснения.

Наглядные: картинки с заданиями, схемами 

Игровые: дидактические игры: «Из чего дом?», «Назови слово на заданный звук».

Практические: (упражнения в тетрадях, работа со схемами).

Материалы (оборудование):

Демонстрационный: картинки для составления предложенийкоробочка с сюрпризом, аудиозапись телефонного звонка, плакат с изображением города Звукограда, картинки сказочных героев (Буратино, Красная Шапочка, Три поросенка), раскраски сказочных героев для детей 6-7 лет по количеству детей.

Раздаточный: карточки-схемы (деление слов на слоги), фишки для обозначения согласных звуков зеленого и синего цвета (весь раздаточный материал по количеству детей).

Предварительная работа: работа со схемами (состав слова, предложения); дидактические игры: «Звук потерялся», «Закончи предложение», «Назови братца»; чтение сказок, разгадывание загадок.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по Звукограду. Вспомним, кто живет в этом городе, какие звуки?

(Вдруг, речь воспитателя прерывает телефонный звонок. Звучит аудиозапись телефонного звонка. Педагог снимает трубку телефона и ведет с кем-то разговор)

Воспитатель: Ребята, это звонит мэр города Звукограда. Он сообщает, что в городе звуков переполох, к ним попали сказочные герои. Они кричат, плачут и требуют вернуть их в свои сказки. Мэр знает, что мы с вами знаем много сказок и надеется, что мы сможем помочь.

Воспитатель: - Ну, что поможем сказочным героям и мэру?

Ответы детей: Да, поможем.

(Воспитатель набирает номер телефона и имитирует разговор с мэром).

Воспитатель: Уважаемый мэр, мы согласны, но что нужно сделать, чтобы помочь сказочным героям?

Мэр: Нужно выполнить задания, которые я вам отправляю на электронную почту.

(Звучит аудиозапись смс – оповещения и воспитатель демонстрирует задания в пакете, пришедшие по электронной почте).

 Основная часть.

Воспитатель: Кто же первый герой, попавший в Звукоград, отгадайте загадку:

Мальчишка деревянный,

Непоседа и проказник,

Карабаса наказал

И устроил куклам бал.

Ответы детей: Буратино

(Воспитатель выставляет картинку Буратино).

Воспитатель: Ребята, а из какой сказки этот герой?

Ответы детей: Этот герой из сказки А.Толстого «Приключения Буратино».

Воспитатель: Правильно, и чтобы вернуть Буратино в его сказку нам нужно выполнить задание.

Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением мальчиков, играющих в машинки).

– Ребята, рассмотрите картинку. Кто здесь нарисован?

Ответы детей.

Воспитатель: - А теперь придумайте предложения, состоящие из двух слов.

Дети: Дети играют. Мальчики играют.

Воспитатель: Сколько слов в первом предложении «Мальчики играют»?

Дети: Два.

Воспитатель: Давайте повторим, как мы обозначаем первое слово в предложении и что ставим в конце?

Дети: С заглавной буквы, а в конце ставим точку.

Воспитатель: Проверьте себя.

(на доске выставляется схема предложения).

Воспитатель: Зарисуйте схему предложения, состоящего из двух слов в свою рабочую тетрадь.

Воспитатель: Сколько слов в предложении «Мальчики играют машинками»?

Ответы детей: Три.

Воспитатель: Сколько нужно изобразить черточек для схемы предложения, состоящего из трех слов?

Ответы детей: Для предложения, состоящего из трех слов, нужно нарисовать три черточки. Первую черточку выложить вертикально – это заглавная буква.

Воспитатель: Зарисуйте получившуюся схему в свою тетрадь.

Воспитатель: Посмотрите, мы правильно справились с первым заданием, и наш герой Буратино отправляется в свою сказку. Молодцы!

Воспитатель: Кто же еще попал в Звукоград, мы узнаем, отгадав следующую загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её?

Дети: Красная Шапочка.

Воспитатель: А из какой сказки эта героиня?

Дети: Из сказки Ш.Пьеро «Красная Шапочка»

(На доску выставляется картинка с Красной Шапочкой)

Воспитатель: Давайте узнаем, ребята, что нам нужно выполнить, что бы Красная Шапочка вернулась в свою сказку.

(Воспитатель показывает и прикрепляет на доске картинку с двумя мальчиками).

Воспитатель: - Ребята, когда нам нужно с кем – то познакомится, что мы делаем?

Дети: Здороваемся, спрашиваем имя.

Воспитатель: Правильно, давайте познакомимся и узнаем, как зовут этих мальчиков (появляется новая картинка с именами Рома и Сережа, воспитатель читает имена детей, интонационно выделяя звук «Р»).

Воспитатель: Какой звук я выделила голосом?

Дети: Звук «Р».

Воспитатель: Когда мы произносим звук «Р», нам мешает что-нибудь во рту?

Дети: Да, зубы.

Воспитатель: Значит это звук согласный или гласный?

Дети: Этот звук встречает во рту преграду, значит он согласный.

Воспитатель: Правильно. Одинаково «Р» звучит в именах мальчиков?

Дети: В имени «Рома» «Р» звучит твердо.

Воспитатель: Значит это большой братец звука «Р».

Воспитатель: А в имени «Сережа», как звучит звук «Р»?

Дети: В имени «Сережа» звук «Рь» звучит мягко.

Воспитатель: Правильно, это маленький братец звука «Р» - «Рь».

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, где находится звук «Р» в слове «Рома»?

Дети: В слове «Рома» звук «Р» находится в начале слова.

Воспитатель: Чтобы поселить звук на свое место в слове, нужно его проанализировать (разделить на слоги). Кто, определит, сколько слогов в слове «Рома»?

Дети: отхлопывают и называют количество слогов (Два).

Воспитатель: Правильно. Возьмите на столе полоску-схему с нужным количеством окошечек и положите перед собой (дети отбирают полоску - схему с двумя окошками и кладут перед собой на столах). Воспитатель проверяет правильность выполнения задания детьми, помогает детям, кто испытывает затруднения.

Воспитатель: Какой звук «Р» в слове «Рома»?

Дети: твердый.

Воспитатель: Значит, нам нужна фишка, какого цвета?

Дети: Звук «Р» твердый, значит, берем фишку синего цвета.

Воспитатель: Закройте выбранной фишкой место (окошечко) звука «Р» в слове «Рома».

Воспитатель: На каком месте вы поселили звук «Р» в слове «Рома»?

Дети: в начале слова.

Воспитатель: проверьте себя, воспитатель демонстрирует схему с обозначенным на первом месте звуком «Р» в слове «РОМА».

Воспитатель: А сейчас проанализируем слово «Сережа». Сколько слогов в этом слове?

Дети: отхлопывают три раза. Три.

Воспитатель: Правильно, найдите на своем столе полоску-схему, состоящую из трех окошечек. Где «живет» звук «Рь» в слове «Сережа»?

Дети: Звук «Рь» в слове «Сережа» находится в середине слова.

Воспитатель: Какую фишку мы возьмем для обозначения звука «Рь»?

Дети: Звук «Рь» мягкий, возьмем фишку зеленого цвета.

Воспитатель: Закройте фишкой место звука «Рь» на полоске-схеме и проверьте себя.

На доску выставляется схема с обозначенным в середине слова звуком «Рь» в слове СЕРЕЖА. Дети проверяют себя.

Воспитатель: Вот видите, какие вы молодцы, справились и с этим заданием, и Красная Шапочка отправляется в свою сказку.

Снова раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает по телефону и обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, я ничего не поняла, там какие-то озорники визжат, плачут, хохочут, что делать? Попробуйте вы разобраться, кто это?

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нем.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

Дети: Три поросенка.

Воспитатель: А из какой сказки эти герои?

Дети: Эти герои из английской народной сказки «Три поросенка».

Воспитатель: Поросята очень любят веселиться и играть, давайте и мы поиграем. Вставайте в круг.

Физкультминутка «Зарядка семи гномов».

Первый гном присел и встал (приседания),

А второй вдруг побежал (бег на месте),

Третий, плавно покружился (кружатся направо),

А четвёртый наклонился (наклоны).

Пятый вправо повернулся (поворот направо),

А шестой назад прогнулся (наклон назад),

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго (прыжки),

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Воспитатель: Передохнули. Но поросята не наигрались и хотят поиграть с нами еще. А вы, помните, из какого материала строили свои дома поросята в сказке?

Дети: один братец из соломы, второй из прутиков, а старший из кирпича.

Воспитатель: А из чего еще можно построить дома?

Игра «Из чего дом?»

Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: из соломы – соломенный; из камня – каменный; из дерева – деревянный; из стекла – стеклянный; из железа – железный; из резины – резиновый; из пластмассы – пластмассовый; из кирпича – кирпичный.

Воспитатель: Молодцы! Наши поросята наигрались, успокоились и отправились в свою сказку.

Воспитатель: А мы с вами поиграем еще в одну игру. С каким согласным звуком мы сегодня познакомились?

Дети: со звуком «Р».

Воспитатель: Что мы узнали о нем?

Дети: Что звук «Р» согласный и у него есть два братца. Большой (твердый) и маленький (мягкий).

Воспитатель: Молодцы. Давайте проверим, как вы научились распознавать, где «Р», а где в словах «Рь».

Игра «Кто больше»: Придумайте слова с большим братцем «Р».

(рама, рак, рыба, гром, краб, брат), а теперь с мягким «Рь» (Рита, рябина, ремень, грибок).

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, (заглядывая в конверт), задания мэра закончились?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, мы помогли жителям Звукограда? Все герои вернулись в свои сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Какое задание мы выполнили, чтобы помочь Буратино?

Дети: Составляли предложения и делали схемы.

Воспитатель: Чем мы помогли Красной Шапочке?

Дети: Выучили согласный звук «Р». Искали его место в именах мальчиков. Определяли сколько слогов в слове «Рома» и в слове «Сережа».

Раздается звонок. Воспитатель имитирует разговор с мэром.

Воспитатель: Звонил мэр Звукограда, он благодарит нас за помощь. Благодаря нам все сказочные герои вернулись в свои сказки и в городе снова порядок. За доброе дело нас ждет сюрприз.

Раздается стук в дверь и младший воспитатель передает воспитателю сюрпризную коробку, воспитатель открывает коробку и достает раскраски сказочных героев.

Воспитатель: Спасибо мэру за подарок, вы обязательно раскрасите сказочных героев и вспомните о наших сегодняшних заданиях.

Наши приключения закончились, а вы выберите себе смайликов, которые отражают ваше настроение после занятия.

Покажите, пожалуйста, свои смайлики. Благодарю вас за хорошую работу, вы были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...