Звуковой анализ слова "Кот"
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа)

Болатчиева Фатима Айсаевна

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot.docx99.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

Занятие по обучению грамоте.

Тема: «Простые предложения.

Звуковой анализ слова КОТ»

                                                                               Воспитатель:

 Болатчиева Фатима Айсаевна.

с. Яр –Сале 2020

Программные задачи: учить детей составлять простые предложения; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять знание о гласных и твердых согласных звуках; закреплять умение делить предложения на слова и изображать схематично; воспитывать интерес к занятию, усидчивость, умение слушать других.

Материал: игрушка кот, картинка-схема слова, фишки, указки.

Ход занятия.

Орг. момент. Воспитатель загадывает загадку:

- Мягкие лапки, на лапках царапки,  

ходит не слышно, ловит мышек.

Д. – Я думаю, что это кот.

В. – Р., посмотрите, нам его принесли в корзинке? Давайте его рассмотрим, какой у нас кот, опишем его. Каждый скажет одним предложением. Я начну, а вы продолжите.

В. – У кота есть голова.

Д. – У кота есть туловище. У кота есть 4 лапы. У кота есть хвост. Хвост длинный. У кота на голове есть уши. У кота есть усы. На мордочке у кота есть глазки.

В. – Р., потрогайте котика, какой он на ощупь? Какая у него шерстка?

Д. – Котик мягкий, шерстка у него длинная.

В. – Р., вот мы и описали нашего кота. Я вот услышала такое предложение: Хвост длинный. Сколько слов в этом предложении?

В. – Изобрази схему этого предложения полосками на фланелеграфе.

- А вот предложение: У кота есть ушки. Сколько слов в этом предложении?

- Кто изобразит схему этого предложения?

- Давайте мы прочитаем это предложение. Какое второе слово в этом предложении?

- Р., А давайте мы возьмем это слово КОТСлово КОТ большое или маленькое?

- А давайте мы проверим. Приготовили руку, поставили на локоток, тыльную сторону ладони под подбородок. Произносим это слово хором.

Д. – КОТ

В. – Итак, сколько раз опустился подбородок?

Д. –Один раз опустился подбородок. Значит слово КОТ маленькое.

В. – А слогов, сколько в этом слове? Отвечаем полным ответом.

Д. – В слове КОТ один слог.

В. – Р., как можно КОТА назвать ласково?

- Давайте мы, превратим наши пальчики в котят.

Пальчиковая игра «Котята»

В. – Слово котенок большое или маленькое?

- Давайте проверим.

- Сколько раз опустился наш подбородок?

- И сколько слогов в слове КОТЕНОК?

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Какой третий слог?

Дети изображают схему этого слова на доске.

- Р., а слово КОТИК большое или маленькое?

- Давайте проверим хлопками.

- И сколько слогов в слове КОТИК?

- Дима, нарисуй схему этого слова.

В. – Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- А как определить на какой слог падает ударение?

Д. – Надо позвать это слово. Дети произносят индивидуально, а потом хором.

Д. –Ударение падает на первый слог. На слог КО.

Физкультминутка. Черной ночью черный кот…

В. – На прошлых занятиях мы с вами учились находить звуки в словах. Но для начала давайте вспомним. Какие звуки мы знаем(Мы знаем гласные и согласные звуки)

- Какие звуки называются гласными? Почему их так называют?

Д. – Гласные звуки – это звуки, которые можно пропеть, громко и долго прокричать, а когда мы его произносим,нам во рту ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язык.

В. – Какие гласные звуки вы знаете? Я начну стихотворение, а вы продолжите.

Звуки гласные мы знаем

- Без труда их различаем

А, О, У, Ы, И, Э

Вот такие все они.

В. – А на схеме, каким цветом будем обозначать? (красным)

В. –А какие звуки называются согласными?

Д. – Это те, которые нельзя крикнуть или пропеть, им мешают либо зубы, либо язык, либо губы.

В. – Какие бывают согласные звуки(Твердые и мягкие)

В. – Каким цветом мы обозначаем твердые звуки на схеме(синим цветом)

Звуковой анализ слова КОТ.

В. – А сейчас мы с вами разберем слово… Какое(воспитатель выставляет картинку –схему слова КОТ)

- Сколько звуков в этом слове?

- Как вы догадались?

Д. – У каждого звука есть свое окошечко. (один ребенок работает у доски0

В. – Рома, прочитай слово так, чтобы мы услышали первый звук.

(воспитатель прост несколько человек, чтобы те прочитали также на местах ведя указкой. К-от)

- Каким цветом мы обозначим? (Синим)

- Почему? (Потому что это согласный звук)

- Как вы узнали, что это согласный звук? (Когда мы его произносим, мы встречаем преграду. Нам мешает язык и зубы

- Поставили фишку.

- А теперь Даша, прочитай слово так, чтобы мы услышали второй звук. (воспит. спрашивает еще несколько человек и они читают у себя на местах)

- Какой это звук(Это звук гласный)

- Как ты узнала? (Когда мы его произносим, во рту нам ничего не мешает.

- Каким цветом мы его обозначим на схеме? (красным)

- Дима, прочитай слово так, чтобы мы услышали третий звук(индивидуальный опрос)

- Какой в этом слове третий звук(звук Т)

- Каким цветом мы обозначим на схеме звук Т(Синим цветом)

- Почему? (Потому что это согласный звук(и одновременно идет работа на местах)

- Как ты узнал? (Когда мы его произносим, нам мешают зубы и язык).

- Сколько в этом слове согласных звуков(2)

- Сколько гласных? (1)

- Вот теперь мы узнали все звуки в слове КОТ. А теперь, мы уберем звуки (один у доски. А остальные на местах)

- Уберите звук О.

- Уберите звук К.

- Уберите звук Т.

- А сейчас мы поиграем. (воспит. вызывает троих ребят и дает им соответствующую фишку)

- Надя, ты будешь звуком О.

- Оля, ты будешь звуком К.

- Стас, ты будешь звуком Т.

- Я буду звать к себе звуки, а вы должны стать так, чтобы получилось слово КОТ, чтобы все звуки стояли на своих местах.

- Подойди ко мне звук О.

- Подойди ко мне звук Т.

- Подойди ко мне звук К.

- А теперь мы проверим, правильно ли вы стали. (воспит. ведет указкой по фишкам, а дети хором читают КОТ)

- А теперь звук Т пойдет и поставит свою фишку на место.

- Теперь звук К. И звук О

Итог занятия.

- Р., коту понравилось у нас на занятии. Давайте мы вспомним, что мы сегодня делали на занятии?

- Что вам понравилось?

- Что было сложно делать?

- А котик останется у нас в группе, и посмотрит, как вы умеете играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...