Главные вкладки

    Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной группы "Путешествие в страну Звукляндию"
    методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Исаева Ирина Юрьевна
    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
    Задачи: 
    Речевое развитие.
    - автоматизировать звук [С], [С’] и звук [О] в слогах, словах, предложениях;
    - развивать фонематический слух, речевое дыхание;
    -упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С], [С’], [О] в словах;
    - Закрепить знание детьми буквы О и буквы  С.
    Познавательное  развитие.
    -развивать  умение создавать букву из частей. 
    -выделять сходство между знакомыми предметами.
    -развивать самостоятельность, инициативу, логическое мышление, внимание, зрительную память.
    -развивать мелкую моторику рук детей.
    Физическое развитие.
    - Закреплять умение согласовывать движения с текстом.
    -  Развивать двигательную активность детей.
    -  Воспитывать интерес к физическим упражнениям.
    Социально-коммуникативное развитие. 
    -Развивать  мотивацию к совместной работе с другими детьми к обучению и взаимопомощи.
    -совершенствовать умение договариваться, выполнять общее дело, избегать конфликтов.
    - формировать умение самостоятельно выстраивать ролевые взаимоотношения; формировать привычку самоконтроля.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл НОД по обучению грамоте29.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Самарской области

    государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №6

    имени Героя Советского Союза  В.Н. Банцекина

    городского округа Сызрань Самарской области

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей  подготовительной  группы (6 – 7 лет)

    Тема: "Путешествие в страну Звукляндию "

    СП «Детский сад №69» ГБОУ СОШ № 6 г.о.Сызрань

    Исаева Ирина Юрьевна, 

    воспитатель

    СП «Детский сад №69»

    ГБОУ СОШ № 6 г.о.Сызрань

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей

    подготовительной  группы (6 – 7 лет)

    Тема: "Путешествие в страну Звукляндию"

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

    Задачи:

    Речевое развитие.

    - автоматизировать звук [С], [С’] и звук [О] в слогах, словах, предложениях;

    - развивать фонематический слух, речевое дыхание;

    -упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С], [С’], [О] в словах;

    - Закрепить знание детьми буквы О и буквы  С.

    Познавательное  развитие.

    -развивать  умение создавать букву из частей.

    -выделять сходство между знакомыми предметами.

    -развивать самостоятельность, инициативу, логическое мышление, внимание, зрительную память.

    -развивать мелкую моторику рук детей.

    Физическое развитие.

    - Закреплять умение согласовывать движения с текстом.

    -  Развивать двигательную активность детей.

    -  Воспитывать интерес к физическим упражнениям.

    Социально-коммуникативное развитие. 

    -Развивать  мотивацию к совместной работе с другими детьми к обучению и взаимопомощи.

    -совершенствовать умение договариваться, выполнять общее дело, избегать конфликтов.

    - формировать умение самостоятельно выстраивать ролевые взаимоотношения; формировать привычку самоконтроля.

    Методы и приемы:

    Практические

    Сюрпризный момент, дидактические игры, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.

    Наглядные

    Рассматривание, демонстрация, наблюдение.

    Словесные

    Беседа, вопросы.

    Материалы и оборудование: сюжетные картинка, пластмассовые буквы, бархатная бумага, нитки, пластилин, салфетки, простой карандаш, цветные карандаши.

    Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Восприятие (художественной литературы и фольклора)

    Отгадывание загадок, беседа, ситуативные разговоры.

    Двигательная

    Физ. минутка: «Руки в стороны, в кулачок…»

    Игровая

    1.Игровая ситуация:«Довези букву».

    2. Игровая ситуация: «Закончи предложение».

    3. Игровая ситуация: «Буква О потерялась».

    Познавательно-исследовательская

    Наблюдения, решение проблемной ситуации.

    Самообслуживание

    Поручения, (индивидуальные и подгрупповые), совместные (коллективные) действия.

    Этап занятия

    Задачи

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    Мотивационно-организационный

    Мотивировать детей на учебную деятельность

    Игровая  ситуация

    Вызван интерес к предстоящей деятельности.

    Дети входят в групповую комнату! Воспитатель: « Поскорее в круг вставайте и за мною повторяйте!

    Разотрите свои  ладони, почувствуйте тепло ваших рук, поделитесь  своим теплом и улыбкой друг с другом (соедините ладони), отведите руки назад – мы с вами изобразили то, что: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце, звезда.) Как ласково называем мы его? (Солнышко.)

    Воспитатель: «Сейчас наше солнышко маленькое, но его лучи могут вырасти с помощью добрых слов, которые прозвучат на нашем занятии.

    - Я желаю вам быть активными, внимательными, дружными. Вы согласны? (Да!) Тогда сразу прикрепим  три луча.

    - Повторяйте за мной: «Мы активные, внимательные, дружные».

    Приветствуют гостей!

    Дети выполняют действия

    Деятельностный

    Заключительный

    1. «Речевое развитие»:

    - закреплять умение выделять первый звук в слове;

    -способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

    -закреплять  умение отвечать на вопросы.

    Закреплять умение определять место звука в слове

    Побуждать детей к выполнению исследовательских действий.

    «Познавательное развитие»

    Снять статическое и эмоциональное напряжение.

     «Познавательное развитие»

    «Речевое развитие»

    Побуждать детей к творческой активности

    «Конструирование»

    Формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Закрепить полученные знания

    Проблемная ситуация

    Умеют отвечать на поставленные вопросы.

    Закрепляется умение читать слоги из пройденных букв

    Закреплено умение определять место звука в слове

    Сформировано правильное и четкое произношение 

    Употребляют в речи слова

    Дети проявляют творческую активность.

    Проявляют самостоятельность и инициативы

    Закрепляется умение читать слоги из пройденных букв

    Формируется  навык самоконтроля и

    Снимается статическое и эмоциональное напряжение

    Формируется  навык самооценки.

    Получили удовольствие от совместной  деятельности

    Сегодня мы вспомним и повторим все пройденные нами звуки и буквы.

    -  Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить — тянуть, при этом во рту ничто не мешает, нет преграды (поможет нам их произнести дирижёрская палочка). Как называются такие звуки? Назовите их. Каким цветом мы их обозначаем? (красным).

    • Гласные. А, О, У.

    - А как называются звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (Поможет нам их произнести молоточек.) Назовите их.

    • Согласные. М, С, Х, Ш.

    Воспитатель: «Продолжите мою мысль, чем отличаются звуки от букв; закончите предложения:

    - Звуки мы…(слышим и произносим).

    - Буквы – мы …(видим, читаем и пишем).

    - Где живут буквы: 33 родных сестрицы, 33 красавицы?  (В алфавите.)

    - Умницы!

    С такими знаниями можно отправиться в путешествие.

    - Какой первый звук вы услышали в слове солнышко? (с). Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой.) Каким цветом мы обозначаем согл., тв. звуки? (синим).

    На праздничный стол прилетели осы. Давай вспомним про них чистоговорку.

    Су- су- су мы любим колбасу,

    Со-со-со у Сони колесо,

    Са-са-са на цветах роса.

    - Какой последний звук вы услышали в слове солнышко? (о). Какой он? (Гласный.) Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).

    О-о-о все дороги замело,

    О-о-о летом очень хорошо,

    О-о-о ах, как дома хорошо.

    Ощупывание объемной буквы.

       Перед вами лежат буквы. Возьмите в руки пластмассовую букву С,О ощупайте ее с открытыми,  а затем закрытыми глазами.Как вы думаете, на что похожа буква С? Буква О?

    Из материалов, разложенного на столе выложить нашу букву С, О. (бархатная бумага и нитки, пластилин синего цвета и красного, палочки)

     Какую букву выложили, из какого материала?

    Сравните букву Сс буквой О, что общего, в чем различие?

    Зарисовка букв и ее графического образа.

    Дети  определяют первый  звук

    Произносят  звук [с],  [о]

    Игровые упражнения

    Физ. минутка

    Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения за мной.

    Руки в стороны, в кулачок,

    Разжимай и на бочок.

    Правой вверх и левой вверх,

    В стороны и накрест.

    Тук, тук, тук, тук,

    Повернись скорей вокруг.

    Игра «Довези букву».На доске  в столбиках написаны гласные буквы (а, о, у, и, ы). Ребёнок получает машинку с изображением на ней буквы С. Водитель – ребенок едет на машине, останавливается возле букв и читает прямые слоги (са, со, су, си, сы), а затем машина уезжает и ребенок читает слоги обратные (ас,ао, ус, ис, ыс)

      Далее задание с буквой О.

    На доске  в столбиках написаны согласные  буквы (). Ребёнок получает машинку с изображением на ней буквы О. Водитель – ребенок едет на машине, останавливается возле букв и читает обратные слоги (), а затем машина уезжает и ребенок читает прямые слоги ().

    Ребята, а попробуйте выложить буквы из палочек, что у вас получилось?

    Звуковой анализ слов.

    - Ребята, звуки прячутся в словах.  Давайте определим, где прячется звук «О», «С»  в слове – в начале, в середине или в конце слова.

    Слушаем слова и ставим красную точку или синюю, зеленую  на своих карточках:

     (У детей на столах картинки и схемы)

    На доске картинки и схемы местоположения звука в слове.

    Делаем вывод о том, что звук «С», «О» может находиться в начале, в конце и в середине слова.

    Игра «Закончи предложение».

         -Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).

         -Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

         -Мальчик вежливый и грамотный говорит встречаясь… (здравствуйте).

         -В России, Франции и Дании говорятпрощаясь … (до свидания).

    Игра «Буква О потерялась».

    - Ребята, возьмите листочки. Среди букв найдите букву О и обведите её красным карандашом в круг.

     А затем найдите с буквой С.

    Итог занятия

    Наше путешествие закончилось. Напомни, куда мы сегодня отправлялись в путешествие? Что тебе понравилось? Ты хорошо потрудился! Молодец!

    Выполняют движения согласно тексту.

    Читают  получившиеся слоги

    Определяютв каких словах звук [о], [с],

    Делают выводы, что звук «с», «о» может находиться в начале, в конце и в середине слова.

    Отвечают на поставленные вопросы.

    Внимательно слушают слова, выполняют задание.

    Отвечают на вопросы. Высказывают пожелания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

    Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема «Путешествие в страну знаний»

    Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа. Задачи: активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь ...

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Звукляндию"

    Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты...

    Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....