Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной группы "Путешествие в страну Звукляндию"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тулина (Исаева) Ирина Юрьевна
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи: 
Речевое развитие.
- автоматизировать звук [С], [С’] и звук [О] в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонематический слух, речевое дыхание;
-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С], [С’], [О] в словах;
- Закрепить знание детьми буквы О и буквы  С.
Познавательное  развитие.
-развивать  умение создавать букву из частей. 
-выделять сходство между знакомыми предметами.
-развивать самостоятельность, инициативу, логическое мышление, внимание, зрительную память.
-развивать мелкую моторику рук детей.
Физическое развитие.
- Закреплять умение согласовывать движения с текстом.
-  Развивать двигательную активность детей.
-  Воспитывать интерес к физическим упражнениям.
Социально-коммуникативное развитие. 
-Развивать  мотивацию к совместной работе с другими детьми к обучению и взаимопомощи.
-совершенствовать умение договариваться, выполнять общее дело, избегать конфликтов.
- формировать умение самостоятельно выстраивать ролевые взаимоотношения; формировать привычку самоконтроля.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по обучению грамоте29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

имени Героя Советского Союза  В.Н. Банцекина

городского округа Сызрань Самарской области

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей  подготовительной  группы (6 – 7 лет)

Тема: "Путешествие в страну Звукляндию "

СП «Детский сад №69» ГБОУ СОШ № 6 г.о.Сызрань

Исаева Ирина Юрьевна, 

воспитатель

СП «Детский сад №69»

ГБОУ СОШ № 6 г.о.Сызрань

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей

подготовительной  группы (6 – 7 лет)

Тема: "Путешествие в страну Звукляндию"

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Речевое развитие.

- автоматизировать звук [С], [С’] и звук [О] в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонематический слух, речевое дыхание;

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С], [С’], [О] в словах;

- Закрепить знание детьми буквы О и буквы  С.

Познавательное  развитие.

-развивать  умение создавать букву из частей.

-выделять сходство между знакомыми предметами.

-развивать самостоятельность, инициативу, логическое мышление, внимание, зрительную память.

-развивать мелкую моторику рук детей.

Физическое развитие.

- Закреплять умение согласовывать движения с текстом.

-  Развивать двигательную активность детей.

-  Воспитывать интерес к физическим упражнениям.

Социально-коммуникативное развитие. 

-Развивать  мотивацию к совместной работе с другими детьми к обучению и взаимопомощи.

-совершенствовать умение договариваться, выполнять общее дело, избегать конфликтов.

- формировать умение самостоятельно выстраивать ролевые взаимоотношения; формировать привычку самоконтроля.

Методы и приемы:

Практические

Сюрпризный момент, дидактические игры, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.

Наглядные

Рассматривание, демонстрация, наблюдение.

Словесные

Беседа, вопросы.

Материалы и оборудование: сюжетные картинка, пластмассовые буквы, бархатная бумага, нитки, пластилин, салфетки, простой карандаш, цветные карандаши.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Отгадывание загадок, беседа, ситуативные разговоры.

Двигательная

Физ. минутка: «Руки в стороны, в кулачок…»

Игровая

1.Игровая ситуация:«Довези букву».

2. Игровая ситуация: «Закончи предложение».

3. Игровая ситуация: «Буква О потерялась».

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, решение проблемной ситуации.

Самообслуживание

Поручения, (индивидуальные и подгрупповые), совместные (коллективные) действия.

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Мотивировать детей на учебную деятельность

Игровая  ситуация

Вызван интерес к предстоящей деятельности.

Дети входят в групповую комнату! Воспитатель: « Поскорее в круг вставайте и за мною повторяйте!

Разотрите свои  ладони, почувствуйте тепло ваших рук, поделитесь  своим теплом и улыбкой друг с другом (соедините ладони), отведите руки назад – мы с вами изобразили то, что: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце, звезда.) Как ласково называем мы его? (Солнышко.)

Воспитатель: «Сейчас наше солнышко маленькое, но его лучи могут вырасти с помощью добрых слов, которые прозвучат на нашем занятии.

- Я желаю вам быть активными, внимательными, дружными. Вы согласны? (Да!) Тогда сразу прикрепим  три луча.

- Повторяйте за мной: «Мы активные, внимательные, дружные».

Приветствуют гостей!

Дети выполняют действия

Деятельностный

Заключительный

  1. «Речевое развитие»:

- закреплять умение выделять первый звук в слове;

-способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

-закреплять  умение отвечать на вопросы.

Закреплять умение определять место звука в слове

Побуждать детей к выполнению исследовательских действий.

«Познавательное развитие»

Снять статическое и эмоциональное напряжение.

 «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Побуждать детей к творческой активности

«Конструирование»

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Закрепить полученные знания

Проблемная ситуация

Умеют отвечать на поставленные вопросы.

Закрепляется умение читать слоги из пройденных букв

Закреплено умение определять место звука в слове

Сформировано правильное и четкое произношение 

Употребляют в речи слова

Дети проявляют творческую активность.

Проявляют самостоятельность и инициативы

Закрепляется умение читать слоги из пройденных букв

Формируется  навык самоконтроля и

Снимается статическое и эмоциональное напряжение

Формируется  навык самооценки.

Получили удовольствие от совместной  деятельности

Сегодня мы вспомним и повторим все пройденные нами звуки и буквы.

-  Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить — тянуть, при этом во рту ничто не мешает, нет преграды (поможет нам их произнести дирижёрская палочка). Как называются такие звуки? Назовите их. Каким цветом мы их обозначаем? (красным).

  • Гласные. А, О, У.

- А как называются звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (Поможет нам их произнести молоточек.) Назовите их.

  • Согласные. М, С, Х, Ш.

Воспитатель: «Продолжите мою мысль, чем отличаются звуки от букв; закончите предложения:

- Звуки мы…(слышим и произносим).

- Буквы – мы …(видим, читаем и пишем).

- Где живут буквы: 33 родных сестрицы, 33 красавицы?  (В алфавите.)

- Умницы!

С такими знаниями можно отправиться в путешествие.

- Какой первый звук вы услышали в слове солнышко? (с). Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой.) Каким цветом мы обозначаем согл., тв. звуки? (синим).

На праздничный стол прилетели осы. Давай вспомним про них чистоговорку.

Су- су- су мы любим колбасу,

Со-со-со у Сони колесо,

Са-са-са на цветах роса.

- Какой последний звук вы услышали в слове солнышко? (о). Какой он? (Гласный.) Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).

О-о-о все дороги замело,

О-о-о летом очень хорошо,

О-о-о ах, как дома хорошо.

Ощупывание объемной буквы.

   Перед вами лежат буквы. Возьмите в руки пластмассовую букву С,О ощупайте ее с открытыми,  а затем закрытыми глазами.Как вы думаете, на что похожа буква С? Буква О?

Из материалов, разложенного на столе выложить нашу букву С, О. (бархатная бумага и нитки, пластилин синего цвета и красного, палочки)

 Какую букву выложили, из какого материала?

Сравните букву Сс буквой О, что общего, в чем различие?

Зарисовка букв и ее графического образа.

Дети  определяют первый  звук

Произносят  звук [с],  [о]

Игровые упражнения

Физ. минутка

Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения за мной.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

Игра «Довези букву».На доске  в столбиках написаны гласные буквы (а, о, у, и, ы). Ребёнок получает машинку с изображением на ней буквы С. Водитель – ребенок едет на машине, останавливается возле букв и читает прямые слоги (са, со, су, си, сы), а затем машина уезжает и ребенок читает слоги обратные (ас,ао, ус, ис, ыс)

  Далее задание с буквой О.

На доске  в столбиках написаны согласные  буквы (). Ребёнок получает машинку с изображением на ней буквы О. Водитель – ребенок едет на машине, останавливается возле букв и читает обратные слоги (), а затем машина уезжает и ребенок читает прямые слоги ().

Ребята, а попробуйте выложить буквы из палочек, что у вас получилось?

Звуковой анализ слов.

- Ребята, звуки прячутся в словах.  Давайте определим, где прячется звук «О», «С»  в слове – в начале, в середине или в конце слова.

Слушаем слова и ставим красную точку или синюю, зеленую  на своих карточках:

 (У детей на столах картинки и схемы)

На доске картинки и схемы местоположения звука в слове.

Делаем вывод о том, что звук «С», «О» может находиться в начале, в конце и в середине слова.

Игра «Закончи предложение».

     -Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).

     -Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

     -Мальчик вежливый и грамотный говорит встречаясь… (здравствуйте).

     -В России, Франции и Дании говорятпрощаясь … (до свидания).

Игра «Буква О потерялась».

- Ребята, возьмите листочки. Среди букв найдите букву О и обведите её красным карандашом в круг.

 А затем найдите с буквой С.

Итог занятия

Наше путешествие закончилось. Напомни, куда мы сегодня отправлялись в путешествие? Что тебе понравилось? Ты хорошо потрудился! Молодец!

Выполняют движения согласно тексту.

Читают  получившиеся слоги

Определяютв каких словах звук [о], [с],

Делают выводы, что звук «с», «о» может находиться в начале, в конце и в середине слова.

Отвечают на поставленные вопросы.

Внимательно слушают слова, выполняют задание.

Отвечают на вопросы. Высказывают пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Звукляндию"

Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты...

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: "Слово. Предложение"

Обучение грамоте - очень важный курс занятий в подготовительной группе. Как сделать его интересным? Больше играть в процессе познания. Публикую конспект занятия, наполненный словесными играми....

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш...