Формирование у детей 6-7 лет морфологической стороны речи
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Муравьева Мария Алексеевна

В статье раскрываются вопросы формирования морфологической стороны речи. Приведены данные обследования с целью выявления уровня развития морфологической стороны речи у детей 6-7лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muravevoy_m._na_pechat.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

М.А. Муравьева

МБДОУ «Детский сад№27 «Рябинка», г. Новочебоксарск

Аннотация:  В статье раскрываются вопросы формирования морфологической стороны речи. Приведены данные обследования с целью выявления уровня развития морфологической стороны речи у детей 6-7лет.

Ключевые слова: морфологическая сторона речи, дети 6-7 лет.

Важнейшим приобретением ребенка в дошкольном возрасте является овладение языком. Именно овладение родным языком и развитие речи являются той основой, на которой строится образование ребенка – его обучение и воспитание. Роль овладения родной речью нельзя переоценить. Результаты исследований учёных психологов и психолингвистов убедительно показывают, что овладение речью перестраивает в целом всю психику ребенка, всю его деятельность.

Язык как целостное явление представляет собой единство разных структурных частей и уровней. Освоение ребенком грамматического яруса языка имеет особое значение. Только морфологически и синтаксически правильно оформленная речь является понятной собеседнику. Только выдержанная с точки зрения грамматических правил речь может стать средством общения и взаимопонимания как во взаимодействии ребёнка со взрослыми, так и со сверстниками.

Вопросы развития морфологической стороны речи интересовали ученых разных областей знаний: психологов, лингвистов, психолингвистов. Нельзя гарантировать правильность решения методических вопросов без обращения результатам исследований специалистов разного направления. Например, мы не можем говорить о научном обосновании методики развития морфологической стороны речи дошкольника без учета особенностей формирования данной стороны речи ребёнка в онтогенезе.

Наиболее глубоко и полно особенности усвоения грамматической стороны родного языка ребенком представлены в исследованиях А.Н. Гвоздёва [1]. В результате продолжительных наблюдений им собран огромный фактический материал, который раскрывает особенности морфологического и синтаксического оформления детьми своей речи.

Примерно к восьми годам, как отмечает известный лингвист, грамматический строй языка, в целом, усваивается ребёнком. В дошкольном же возрасте наблюдется несовершенство как морфологической, так и синтаксической сторон речи.

Мы решили изучить особенности морфологической стороны речи у детей 6-7 лет. В обследовании участие принимало 22 дошкольника подготовительной к школе группы «Лесовичок», которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы.

Нами были выбраны следующие диагностические методики: «Что неверно?», «Говори правильно», «Продолжи предложение», «Чего не стало?»

Анализ результатов методики «Что неверно?» показал наличие детей с низким уровнем развития (по 27,3% детей в ЭГ и в КГ). Детям было сложно справляться с заданиями. Они с трудом улавливали неправильное употребление слов. Предложения типа: «К двум карандашам прибавить три карандаша, получится пять "карандашов"», «Я построю много домов "из песков"», «У конуры лежит собака с "пять щенят"», –  их не смущали.

Со средним уровнем развития морфологической стороны речи выявлено в ЭГ 54,5%, а в КГ 45,4%. И в этом случае не все неправильно использованные формы были замечены детьми. Например, некоторые считали, что слово «матрёшков» в предложении «А мальчик лепит из глины «матрёшков», – употреблено правильно.  

Высокий уровень развития был выявлен в ЭГ у 18,2%, а в КГ 27,3% испытуемых. Дети смогли быстро и безошибочно определить все ошибочные места в прослушанных ими предложениях.

По результатам диагностики по методике «Говори правильно» мы получили примерно схожее распределение детей по уровням. Так, высокий уровень развития был выявлен в ЭГ у 18,2%, а в КГ у 36,4% испытуемых. Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, метро, пианино, кино, кофе) показала, что старших дошкольников затрудняет согласование со словом «пианино». Пример допускаемой ими ошибки – «играть на пианине».

Средний уровень развития выявлен в ЭГ у 63,6% испытуемых и у 54,5% детей  КГ. Вопросы «Сколько пальто висит в шкафчике?», «Какого цвета пальто висят в шкафу?» провоцировали детей на ошибки типа: «четыре пальта», «на пальте».

Низкий уровень развития выявлен в ЭГ у 18,2% детей, а в КГ у 9,1%. Дети плохо справлялись с заданием на правильное употребление  в речи несклоняемых существительные. Как и при ответах на открытые вопросы («На чем играет мальчик?»), так и при завершении начинаемых воспитателем предложений («Оля учится играть на... (пианино)», «Утром мы пьем чай или... (кофе)», «Мне мама налила целую чашку... (кофе или какао)» в речи детей проскальзывали морфологические ошибки.

Четвертой задание было связано с проверкой употребления разноспрягаемого глагола хотеть. Была организована игра «Продолжи предложение». Показатели высокого уровня в данном случае были одинаковы как в ЭГ, так и в КГ – по  36,4%. Это абсолютно безошибочные ответы.

Средний уровень развития выявлен в ЭГ у 63,6% детей и в КГ у 54,5%. Типичная форма ошибки, характерная большинству ответов – «хочут гулять».

«Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа» – стала целью пятого задания. Обследование было организовано в форме игры «Чего не стало».

Анализ результатов не выявил детей с низким уровнем развития в обеих группах.

Со средним уровнем развития морфологической стороны речи обнаружено в ЭГ 9 детей (81,8%), а в КГ 8 детей (72,7%). У некоторых детей были трудности в употреблении таких существительных как: сапог, туфель, сандалий, тапочек; апельсинов, помидоров.

Высокий уровень развития был выявлено в ЭГ у 2 детей (18,2%) и в КГ у 3 детей (27,3%).  Дети в целом правильно употребляют такие формы, как: гольфов, носков, чулок, полотенец, простынь, рейтуз, шарфов; блюдец, оладий, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов; медведей, волков, лисиц, кур.

Объединяя данные четырёх методик мы обнаружили, что у 18,2% детей экспериментальной группы и у 27,3% детей контрольной высокий уровень развития морфологической стороны речи. Средний уровень в составляет 54,5% и 45,4% в той и иной группе соответственно. Низкий же уровень в обеих группах одинаков. Его имеют 27,3% детей.

Результаты обследования легли в основу разработки содержания работы, формирующей у детей нужные навыки. При этом мы исходим из того, что простое накопление языкового, речевого опыта не всегда приводит к положительному результату и что нужно развивать ориентировку детей в звуковой стороне слова в значимой для них деятельности. Кроме того, важно учитывать, что формирование грамматической стороны, в том числе и морфологической связано с когнитивным развитием ребенка, так как формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писа...

Методические рекомендации по оптимизации процесса формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития.

Говоря о занятиях по обучению родному языку как части единого целого воспитательно-образовательного процесса, надо подчеркнуть, что на них основной деятельностью должна быть речевая. Речевая деятельно...

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к су...

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте ставятся такие задачи как правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собст...

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4-5 лет.

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, это связано с расширением сферы общения, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся о...