ОД по обучению грамоте Форма проведения: квест - игра «В поисках пропавшего подарка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бонадысева Анна Николаевна

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_obucheniyu_gramote.docx55.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОД по обучению грамоте

Форма проведения: квест - игра

«В поисках пропавшего подарка»

Цель: обобщение  у детей ранее полученных знаний, умений и навыков по обучению грамоте  

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить  понятия «буква, звук, слог, слово, предложение».
  2. Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению;  упражнять в составлении предложений.
  3. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.

Развивающие:

  1. Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
  2. Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь к родному языку,  умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
  2. воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.

Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.

Раздаточный материал:

  • карточки с заданиями;
  • сигнальные карточки (красные, синие, зеленые);

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент.  Сообщение  темы  занятия.

Воспитатель.:  - Дорогие ребята!   Сегодня  у   нас  много  гостей.    Давайте  поздороваемся  с  ними  без  слов  -  жестами  и  мимикой.  (Дети  приветливо  улыбаются  и  машут  руками,  приветствуя  гостей.)  

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли наши друзья, Слыш и Буковка. Ой, что же случилось с ними???

 

2. Проблемная ситуация

Дети: они грустные, не улыбаются…

Воспитатель: друзья, что с вами??? (воспитатель обращается к Слышу и Буковке и подставляет их к уху и слушает их). Ребята, Слыш и Буковка сказали мне, что они приготовили вам подарок, но по дороге к нам, подарок у них забрал Кощей и спрятал его. Что же делать, ребята???

Дети: Надо помочь Слышу и Буковке… отправиться на поиски… ответы детей…

Воспитатель: А вы не боитесь, вам не страшно будет, ведь мы не знаем какие трудности нас ждут???

Дети: нет… мы справимся, ведь надо помочь нашим друзьям…

Воспитатель: Какие вы молодцы и смелые. Ребята, т.к. Кощей живет в сказке, нам надо отправляться в сказку и нам могут в этом помочь сказочные герои. У них у каждого есть Кощеевы подсказки. Но у нас мало времени нам надо торопиться. А подсказку мы получим только тогда, когда справимся с испытаниями. Кощей очень хитрый и просто так не отдаст то, что забрал… Вы готовы???

Дети: да…

Воспитатель: Ну что Слыш и Буковка остаются в саду, а мы отправляемся на поиски… Давайте вспомним девиз, он нам поможет:

Мы дружные ребята! Мы всегда, где надо.

Никогда не подведем, И выход мы всегда найдем!!!

II. Основная часть

ЗАДАНИЕ 1:

Итак, первая подсказка находится у героя, которого вы отгадаете из загадки:

День и ночь, как заведенный,

По цепи златой кругом.

Ходит этот зверь ученый

Знаешь, речь идет о ком???

Дети: Кот ученый.

Правильно ребята, идем к коту…

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называется всё Алфавит.

 Что вы видите на доске?

Так, а что такое АЛФАВИТ?

Алфавит – это порядок расположения букв по порядку  от А до Я.

Правильно, ребята!

Отгадайте загадки:

Один мягкий и свистит,

Другой твердый и шипит,

Третий вовсе запоет,

Только кто произнесет. (звук)

Черные птички на белой страничке.

Молчат, ожидают, Кто их прочитает. (буквы)

Правильно, молодцы!

Вам нужно вспомнить и рассказать все, что вы знаете о звуках, буквах. Готовы?

 - Давайте вспомним, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и говорим)

-Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

-Какие могут быть согласные? (твердые и мягкие)

–Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

–Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (синим)

Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (зеленым)

- Как отличить гласный от согласного?

Ответы детей        

А теперь давайте вспомним, какие мы учили с вами стихи.

Дети читают стихи:

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Молодцы!

Воспитатель: молодцы, смотрите, Кот нам отдает подсказку. Кто на ней нарисован?

Дети: Мудрая Сова

 Воспитатель: Значит,скорее, бежим к ней за следующим испытанием!

ЗАДАНИЕ 2:

Воспитатель: Ребята, что это у Мудрой Совы???

Дети: сигнальные карточки

Подвиньте сигнальные карточки. Я называю звуки, а вы показываете карточки:

А, в, вь, о, м, ль, к, ть, д).

Молодцы!

Игра «Поймай звук»

Поймай звук М, если он есть в данном слове: машина, соль, сок, дом, мука, стол, шум, мама, команда.

Молодцы!

Смотрите, мудрая сова дает следующую подсказку, и мы бежим к кому???

Дети: к Буратино

 

ЗАДАНИЕ 3:

Воспитатель:

 -Что мы можем составить при помощи букв? (СЛОВА).

А можно ли слово поделить на части, слоги? (Да).

Игра «Молчанка»         

Я называю слово, а вы не говоря ни слова делите его на слоги хлопком и показываете количество слогов на пальцах. (Миша, сорока, мел, кот, машина, молоко, лиса, книга),

- Ребята, как ещё узнать, сколько слогов в слове?

(сколько в слове гласных звуков - столько и слогов).

Примеры слов: соль, стул, мама.

Воспитатель: какие молодцы, и Буратино очень рад и благодарит ВАС своей подсказкой. К кому идем???

Дети: к Маше

ЗАДАНИЕ 4:

Воспитатель: встаем в круг и сделаем  вместе с Машей физминутку.

Физкультминутка «Буквы»

В старом дереве дупло.

Это домик буквы о.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с ней на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(Бегут на месте.)

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнуть,

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Молодцы!

Воспитатель: ребята, смотрите, Маша приготовила нам следующую подсказку. Кто это???

Дети: Незнайка…

ЗАДАНИЕ 5:

Ребята, а посмотрите что здесь у незнайки на доске?        

Перед вами слоги, из которых нужно составить слова:

РА ДУ ГА

Ма  ши  на    

ЛИ СА    

ВА ЗА

- Сколько слогов в каждом слове? ( по количеству гласных)

Итак, ребята значит из слогов мы составляем слова! А что мы составляем из слов?

- правильно, предложения!

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Воспитатель: Придумайте предложения по этой схеме. А так как сейчас на улице весна, пусть оно будет тематическим, о весне. И поможет вам картина

L______ ______.

L______ ______ ______.

L______ ______ ______ ______.

III. Заключительная часть

Ура!!! Молодцы, ребята, нам Незнайка дает подсказку. Давайте посмотрим, что же у нас получилось из этих подсказок./ответы детей-карта/

Ребята, скажите, о чём нам рассказывает карта /ответы детей/

       Воспитатель и дети собирают из подсказок карту на которой указан потерянный подарок от  Слыша и Буковки… Ребята видят, что домик в котором спрятан подарок  отмечена крестиком и догадываются, что подарок спрятан в ней. Подходят к домику и находят книгу «Азбука».

Воспитатель: какой полезный и нужный подарок приготовили нам Слыш и Буковка… Как вы думаете почему именно АЗБУКУ подарили вам друзья???

Дети: мы идем в школу, и Азбука нам пригодится в школе. /ответы детей/

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад к  Слышу и Буковке, они за нас переживают и ждут нас…

Вокруг себя мы обернемся к Слышу и Буковке вернемся!!!

Дети и воспитатель подходят к  Слышу и Буковке…

Герои их встречают с улыбкой. дети благодарят  Слыша и Буковку за подарок.

4.Рефлексия:

Воспитатель: ребята, что же вам пришлось преодолеть, чтобы вернуть подарок? – ответы детей…

Какое задание для вас было сложное, какое легкое? – ответы детей…

А что нам помогло выполнить все задания, не испугаться испытаний Кощея? –

ответы детей: дружба, храбрость, смелость, знания…

 

 На память у вас останутся цветные буквы. Вы можете их оживить, превратив в веселых человечков, зверей и растения.

Знаете как? (нет)

Нужно дорисовать глазки, косички, хвостики и др. Фломастеры и карандаши я разложу на столах позже. Я благодарю вас за работу. Вы большие молодцы!

Самоанализ

Направление: познавательно – речевое

Занятие проводила с детьми подготовительной группы, присутствовало  15 детей. Дети легко идут на контакт с педагогом. Умеют слушать и слышать педагог. Так и друг друга.

Целью занятия являлось обобщение  у детей ранее полученных знаний, умений и навыков по обучению грамоте.

Мною были поставлены следующие задачи:

1.Обучающие:

-Закрепить  понятия «буква, звук, слог, слово, предложение».

-Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению;  

-Упражнять в составлении предложений.

-Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове.

-Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.

2.Развивающие:

-Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;

-Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.

3.Воспитывающие:

-Воспитывать любовь к родному языку,  умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

-Воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.

Структура занятия:

Вводная часть – 4 мин

Основная часть -24 мин

Заключительная часть (рефлексия) 5мин

Интегрированное занятие в нашем случае - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Организационная деятельность, подготовка к занятию осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент заданий были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в группе и в занятии.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности, перемещение по группе во время занятия.

Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

В каждом моменте занятия я старалась услышать развернутые ответы детей, помогала активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Создание проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде поощрения. Каждый ребенок получил разноцветную буковку.

Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены. Временные рамки соблюдены.

Структура занятия

Вводная часть – 4 мин

Основная часть -24 мин

Заключительная часть (рефлексия) 5мин

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «В поисках волшебной книги» Форма проведения: квест -игра

Конспект  непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группеТема: «В поисках волшебной книги» Форма проведения: квест -играИнтеграция образовательных областе...

КВЕСТ - ИГРА «В ПОИСКАХ ПРОПАВШЕГО ПОДАРКА»

Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района           КВЕСТ - ИГ...

Конспект проведения КВЕСТ - игры «В поисках подарков для мам» с детьми подготовительной к школе группы

Цель. Усовершенствование образовательного процесса посредствам использования инновационной педагогической технологии — КВЕСТ (игры с элементами головоломок, ребусов и задач, требующих от игрока ...

Квест-игра «В поисках пропавших подарков» ко Дню Защитника Отечества

Цель: способствовать гармонизации детско-родительских отношений; знакомить детей с традицией празнования Дня защитников Отечества....

Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.

В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.Квест-игры являются а...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Квест - игра «В поисках пропавшего подарка»

Образовательная область: «Речевое  развитие» Вид: познавательно-речевое Форма проведения: квест-игра Цель игры: систематизация и актуализация ранее полученных знаний, у...

Квест Игра " В поисках пропавшего подарка"

Систематизация и актуализация  раннее полученных знаний, умений и применение навыков по обучению грамоте...