игры для того,чтобы вызвать интерес к чтению
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Карпус Мария Александровна

Только игра в дошкольном возрасте поможет развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_do_chteniya.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игры до чтения

Игры до чтения – это игры, подготавливающие ребенка к освоению чтения. Они направлены на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики малыша.

Не секрет, что успешность обучения чтению напрямую зависит от развития познавательных процессов ребенка. Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на занятиях по обучению чтению он не сможет долго удерживать внимание, будет отвлекаться. Очевидно, что прежде чем предлагать малышу запоминать буквы, нужно научить его запоминать картинки.  Чтобы увидеть разницу между буквами или услышать особенности произношения разных звуков, ребенку нужно уметь находить сходства и различия в предметах и звуках окружающего мира. Научившись сравнивать группы предметов, классифицировать их, ребенок будет использовать уже сформировавшиеся мыслительные навыки в работе с буквами.

Одиннадцать игр, представленные в этом разделе, могут быть использованы вами для организации подготовительной к чтению работы. Они не носят прямого обучающего характера, но по используемым приемам и способам организации близки к обучающим играм, описанным в следующих главах. Поэтому, проигрывая эти игры с ребенком, вы будете не только тренировать познавательные способности вашего ребенка – внимание, память, мышление, мелкую моторику, но и ненавязчиво подготавливать малыша к процессу обучения.

Доскажи словечко

Цель: учиться придумывать слова на слоги, развивать фантазию, развивать речь.

Что вам понадобится: мячик.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Бросьте ребенку в руки мяч, назвав начало выбранного вами слова, например: КА. Ребенок должен вернуть вам мяч, досказав слово до конца, т. е. ему нужно назвать вторую часть слова. Например, ребенок ответит ША. Обязательно произнесите целое слово после того, как ребенок его отгадает (КАША). Потом поменяйтесь ролями. Пусть теперь ребенок загадывает вам слова таким образом.

Наиболее просто играть в эту игру, когда взрослый и ребенок заранее договариваются о том, на какую тему будут задаваться слова. Например, про овощи или фрукты, про транспорт или посуду, летние или зимние слова, про все, что находится в комнате и т. п. Например, если загадываются названия птиц: ЧА (чайка), ФИ (филин), СО (сорока или сойка), ВО (воробей или ворона), ЖУ (журавль), СИ (синица) и т. д.

А наиболее сложная разновидность игры – назвать как можно больше слов, начинающихся на заданный слог. Например, на слог ПА ребенок может придумать слова: ПАПА, ПАПКА, ПАЛКА, ПАЛАТКА, ПАНАМКА, ПАЧКА, ПАРОВОЗ, ПАРОХОД и другие.

Игра поможет избежать в дальнейшем трудностей при чтении слов, когда ребенок, прочитав две части слова, не может понять его смысл.

Вариант

Вы «бросаете» ребенку окончание слова, а он называет слово целиком. Например, ША – КАША, ЖА – ЛУЖА, ТА – КОНФЕТА, КОТЛЕТА, ВАТА,  и т. п.

Звуковые загадки

Цель: учиться различать неречевые звуки, учиться запоминать звуки, развивать память, развивать слуховое внимание.

Что вам понадобится: 2-3 погремушки (разные), барабан, бубен, дудочка, колокольчик, бубенчик, карандаш, ручка, пластмассовая линейка, деревянная линейка, ложка, совочек.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Разложите на столе перед ребенком музыкальные игрушки: погремушки, барабан, бубен, дудочку, колокольчик, бубенчик. Сначала сами продемонстрируйте ребенку все звуки, которые можно исполнить с помощью этих инструментов, а затем дайте и ребенку вволю с ними наиграться, извлекая звуки.

Попросите ребенка отвернуться, исполните один из звуков. Пусть ребенок отгадает, какой предмет вы демонстрировали. Можно предложить ребенку проверить правильность ответа – дать возможность извлечь звук из указанного им предмета.

Через некоторое время упражнений, демонстрируйте 2-3 звука подряд, предлагайте ребенку повторить исполненную вами «музыку». В дальнейшем можете загадывать 3-6 звуков. Не забывайте о возможности повторять звуки несколько раз.

Для этой же игры используйте и другие предметы: карандаш, ручку, линейки (пластмассовую и деревянную), ложку, совочек. С их помощью стучите по одинаковой поверхности, а ребенок будет отгадывать, чем вы стучали. Так же предъявляйте через некоторое время несколько звуков последовательно. Можете одновременно стучать и двумя предметами.

Эта игра поможет вашему малышу сформировать слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтении.

Вариант

Организуйте игру вместе с членами вашей семьи. Ребенок отвернется, а вы по очереди произносите разные звуки (помычите, чихните, пропойте А-А-А, и т. п.). Пусть ребенок угадает, кто говорил.

Звуковой футбол

Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.

Что вам понадобится: предметные картинки из любой настольной игры или игрушки ребенка.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Расскажите ребенку, что будете играть с ним в необычный футбол: он будет вратарем, а вы будете «бросать» ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребенок услышит звук, о котором вы договоритесь с ним, малыш должен поймать слово – хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, в конце, в середине.

В другой раз разложите перед ребенком картинки из настольных игр или игрушки. Предложите выбрать те, в которых есть заданный вами звук.

Внимательно отнеситесь к подбору заданий. Помните, что проще всего услышать гласные звуки – А, О, У, И, Ы, «яркие» согласные звуки, такие как М, Н, Л, Р, из других согласных звуков легче дети выделяют - Ш, С, Р. Не давайте заданий, в которых нужно услышать Е, Ё, Ю, Я.

Для того чтобы ребенок успешнее справлялся с заданиями, перед выбором слов дайте ему возможность самому несколько раз произнести заданный звук, услышать звук в собственном исполнении.

Такая игра формирует важный для дальнейшего обучения чтению навык – умение определить наличие или отсутствие звука в слове.

Вариант

Усложните задание. Ловить можно только те слова, в которых заданный звук находится в начале слова (или в конце слова). При этом старайтесь не предлагать ребенку слова, в которых первый или последний звук слышится неясно. Например, ОКНО (слышим первый звук А), ГРИБ (в конце слышим звук П).

            Лишнее слово

Цель: учиться различать звуки, учиться определять звуки в составе слова, развивать слуховое внимание.

Что вам понадобится: предметные картинки (гора, нора, колос, коза, лук, огурец, кепка, крот, кот, мед, морж, удочка, букет, цапля, дочка, гвоздь).

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Вы выбираете какое-то слово, например, ГОРА, и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее по звучанию (КОРА). Произнесите: ГОРА, ГОРА, КОРА, ГОРА. Задача ребенка – услышать и назвать это другое – лишнее -  слово. Проговаривать нужно со скоростью примерно одно слово в секунду.

Если ребенок ошибается: произносите слова в более медленном темпе, увеличьте количество повторений правильного варианта слова (ГОРА-ГОРА-ГОРА-КОРА-ГОРА-ГОРА) или старайтесь утрированно произнести звуки, которыми слова отличаются:  Г-ГОРА, К-КОРА. Для облегчения выполнения задания вы можете так же показывать ребенку картинку с изображением одного предмета из пары называемых слов – «нелишнего слова» (в приведенном примере надо показать картинку с изображением горы).

Для организации игры вы можете воспользоваться заданиями из данного списка.
Нора, нора, пора, нора.
Колос, колос, колос, волос.
Коса, коза, коза, коза.

Лук, лук, плуг, лук.

Огурец, огурец, молодец, огурец.

Кепка, репка, кепка, кепка.

Крот, крот, рот, крот.

Кот, год, кот, кот.

Мед, мед, мед, лед.

Морж, корж, морж, морж.

Дудочка, удочка, удочка, удочка.

Букет, букет, букет, куплет.

Цапля, цапля, капля, цапля.

Дом, дом, дом, том.

Дочка, точка, дочка, дочка.

Трость, гвоздь, гвоздь, гвоздь.

Умение слышать различия между близкими по звучанию словами поможет ребенку проще освоить основы чтения.

Вариант

Предложите ребенку самому придумать подобные задания для вас.

День рождения игрушки

Цель: учиться определять первый звук, учиться определять наличие звука в составе слова, развивать фантазию, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: игрушки (кукла, мишка, Чебурашка, трансформер, робот), альбом, цветные карандаши и фломастеры.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Устройте День рождения любимой игрушке вашего ребенка. А на День рождения, конечно, нужно дарить подарки. Предложите ребенку угадать, что хочет получить в подарок игрушка, и нарисовать для нее этот подарок. Главное условие выбора подарка – первый звук в названия подарка та же, что и первый звук в имени игрушки.

Хорошо, если ваш малыш сможет приготовить таким образом  не один подарок, а несколько. Например. Кукле можно подарить коляску, кроватку, кактус, конфеты, кекс, качели, кофточку, книгу. Для мишки ребенок нарисует мед, мотоцикл, матрешку, машинку, малину, миску. Чебурашка обрадуется часам, черепашке, чемодану, чайнику. Для трансформера подойдут в качестве подарков и трактор, и тигренок, и торт. А для робота – рыбка, ракушка, рукавички, раскраска, ролики…

Эта увлекательная для ребенка игра развивает навык звукового анализа слова, который необходим при освоении процесса чтения.

Вариант

«Подарки» можно выбирать из имеющихся у вас предметных картинок (из настольных игр, из открыток, из наклеек).

Запиши слово без букв

Цель: учиться различать структуру слов, развивать внимание, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки из любых настольных игр.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Расскажите ребенку, что слова можно записывать, даже не зная букв. Покажите, как запишите слово ПОНИ – нарисуйте две дуги (две шапочки/ две кочки), одновременно с «записью» слова произносите его по слогам. Приведите еще один пример – запишите таким же образом слово СОБАКА.

Рис.

Предложите ребенку научиться писать слова без букв. Помогайте ему, если возникают трудности деления на слоги. Просите обязательно одновременно с написание слова произносить его по слогам.

В другой раз разложите на столе предметные картинки. Предложите ребенку найти картинки на которые «можно надеть две шапочки» (в которых два слога, на схеме изображаемые двумя дугами), «можно надеть одну шапочку», «которой хватит и одной шапочки».

Для разнообразия вы можете слова прошагать, пропрыгать, прохлопать, протопать, зарисовать с помощью черточек или точек.

Игра очень нравится малышам. Она не только учит навык видеть слоговую структуру слова, но и привлекает к процессу обучения чтению.

Вариант

Запишите слово с помощью «шапочек», попросите ребенка угадать, что за слово вы загадали. Дополнительно можете назвать некоторые признаки этого слова (цвет, размер, живое или неживое, из чего сделано и т. п.)

Выложи предложение кирпичиками

Цель: учиться различать структуру предложения, развивать внимание, развивать речь.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, деревянные кирпичики (кубики).

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Покажите ребенку, как можно выкладывать предложения из кирпичиков. Произнося предложение, утрированно выдерживайте паузы между словами, одновременно выкладывайте кирпичики: одно слово – один кирпичик.

Дайте ребенку попробовать сделать так же. Для заданий выбирайте предложения, состоящие из 2-5 слов, но не содержащие предлоги (в, на, про, с, к, от, под и т. п.) и союзы (а, но, и, да, и т. п.). Например: МАМА КУПИЛА МОЛОКО или САША ПОСТРОИЛ БОЛЬШУЮ КРЕПОСТЬ.

Пробуйте переставлять слова-кирпичики местами. Ребенку нужно мысленно поменять слова местами и произнести новое предложение. Например: МОЛОКО КУПИЛА МАМА или БОЛЬШУЮ КРЕПОСТЬ ПОСТРОИЛ САША. При перестановке слов могут получиться очень забавные предложения: ВОЛК НАПУГАЛ МАШЕНЬКУ – МАШЕНЬКА НАПУГАЛА ВОЛКА или КАТЯ ЕСТ КАШУ – КАША ЕСТ КАТЮ.

Можете распространять предложения, т. е. делать их длиннее. Например: к предложению МАМА КУПИЛА МОЛОКО добавьте один кирпичик. Попросите ребенка придумать дополнительное слово к этому предложению – МАМА КУПИЛА ПАРНОЕ МОЛОКО или МАМА КУПИЛА МОЛОКО КОТЁНКУ.

Вместо деревянных кирпичиков (кубиков), вы можете использовать детали от конструкторов или пуговицы, карандаши или фломастеры, магнитики или  конфеты. Интересно нанизывать слова-бусинки на жгутик.

Выполняя эти задания, ребенок поймет, что предложения состоят из слов, научится видеть связь между словами в предложении, а эти знания помогут избежать ошибок при чтении и письме в дальнейшем.

Вариант

Выложите несколько кирпичиков или наденьте на ниточку несколько бусинок, попросите ребенка угадать, какое предложение спрятали кирпичики (бусинки). Принимается любое предложение, с заданным количеством слов в нем.

Нарисуй картинки

Цель: учиться копировать фигуры, развивать внимание, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Нарисуете несколько простых картинок: домик с трубой, вертушка, телевизор, солнышко, фартук.

Рис.

Попросите ребенка рассмотреть картинки и рядом нарисовать такие же. Обратите внимание малыша на все имеющие детали рисунков, размер фигур, их соотношение и расположение. Похвалите за точность выполнения задания, четкость и ровность линий. Придумайте другие подобные задания и сами.

Разрешите ребенку нарисовать подобные задания для вас. А при выполнении их специально допускайте ошибки – «забудьте» нарисовать деталь, сделайте фигурки значительно больше/меньше образца, добавьте лишние детали… Ребенку будет очень забавно находить ваши ошибки и справлять их.

Вы можете предлагать так же копирование фигурок, нарисованных на бумаге в клеточку, или абстрактные изображения («буквы из Волшебной страны»), дорисовывание правых или левых половинок симметричных предметов (листок, настольная, лампа, цветок, бабочка, дерево и т. п.).

Рисование по образцу научит ребенка быть внимательным и сосредоточенным при работе со знаками, а значит, и будет способствовать лучшему запоминанию букв, правильному воспроизведению слов при обучении чтению.

Вариант

Когда ребенок научится точно копировать по образцу, можно предлагать ему рисовать фигуры по памяти. Помните, что этот вариант задания труднее предыдущего, поэтому начинайте с простейших изображений (несколько геометрических фигур, наложенные друг на друга линии…)

Закаляка

Цель: учиться рисовать линии, развивать внимание, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Сначала сами нарисуете «закаляку» - непрерывающуюся кривую пересекающуюся незамкнутую линию.

Рис.

Спросите ребенка, сможет ли он распутать «закаляку», т. е. нарисовать ее с конца до начала, соблюдая все повороты. Покажите сами, как это сделать. Для рисования «закаляки» используйте фломастер или карандаш светлых цветов, а для распутывания – темных цветов. В этом случае, при правильном выполнении задания линия как бы перекрасится в другой цвет.

Предложите ребенку самому нарисовать и распутать «закаляку». Следите за тем, чтобы ребенок не отрывал карандаша/фломастера от бумаги. Остановите ребенка, если он рисует слишком сложный или длинный вариант задания. При распутывании помогайте следовать всем поворотам в правильном направлении.

Игра очень напоминает любимые всеми детьми лабиринты, будет интересна любому малышу. В процессе выполнения задания формируется умение следовать инструкции, тренируется сосредоточенность и самоконтроль, так необходимые для успешного обучения чтению.

Вариант

Сделайте «закаляку» из ломаных линий. Пусть и ребенок попробует нарисовать и распутать такой вид линии.

Посмотри и запомни

Цель: учиться запоминать расположение, развивать внимание, развивать память.

Что вам понадобится: любой конструктор (деревянный/по типу Лего), мозаика любого типа («гвоздики», «кнопочки», «колпачки», «фишки»), соответствующее наборное полотно к мозаике.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Выложите перед ребенком образец задания: домик (дорожку) из деревянного конструктора, или скрепите определенным образом детали Лего, или выложите фигурку из мозаики. Помните, что начинать это упражнение лучше всего с 3-4 деталей. Дайте ребенку возможность рассмотреть образец, закройте его, предложите сделать такую же фигуру.

После выполнения ребенком задания откройте образец, дайте малышу сравнить свою работу и образец, найти и исправить ошибки, если они есть.

Постепенно увеличивайте количество деталей в образце. Максимально для дошкольника можно предложить 7 деталей. Можете ограничить время запоминания – дайте на это 1 минуту.

В другой раз поменяться ролями: ребенок будет придумывать для вас задание, а вы выкладывать по памяти. Когда будете выкладывать загаданную ребенком фигуру, специально допустите ошибку, чтобы ребенок увидел и исправил ее.

Игра помогает научиться запоминать информацию, развивает самоконтроль и сосредоточенность. Эти умения пригодятся вашему ребенку при обучении чтению.

Вариант

Попросите ребенка вспомнить и построить то, что он запоминал вчера.

Дорисуй-ка

Цель: учиться видеть недостающие детали, развивать мышление, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Нарисуйте простые известные ребенку предметы, специально не дорисовав какие-то значимые детали: стол без ножки, пальто без пуговиц, чайник без носика, машину без колес, телефон без кнопок, дверь без ручки, петушка без шпор, белку без хвоста.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и дорисовать недостающие детали.

Подобные задания помогают ребенку научиться видеть предмет со всеми его существенными деталями, мысленно дополнять до целого, что поможет предотвратить трудности при обучении чтению в дальнейшем.

Вариант

Используйте для подготовки картинки их журналов. Вырежьте несколько картинок, специально отрежьте какие-либо существенные детали. Приклейте изображение на белую бумагу. Попросите ребенка дорисовать недостающие фрагменты. При этом надо соблюдать не только пропорции деталей, но и их цветовое наполнение.

Игры с буквами

Ваш малыш проявил интерес к буквам? Вы сами решили, что пора познакомить ребенка с буквами? Вы уже задумались о том, как организовать занятия? Тогда читайте и выбирайте, какие игры могут привлечь вашего ребенка, какие игры будет интересно проводить вам самим. В этой главе представлено тридцать семь игр. Они разнообразны по сюжетам, по способам проведения, по материалам, используемым при подготовке атрибутов игры.

Прежде, чем вы начнете занятия с ребенком, давайте немного поговорим об особенностях русской фонетики – о звуках и буквах русского языка.

Для начала давайте разберемся, что такое сама буква. Буква – это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий), буква обозначает звук речи (то, что мы произносим). Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым, обучающим ребенка буквам: 1) научить ребенка узнавать и правильно называть буквы, как комбинации разных элементов, 2) научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи, которые они обозначают.

В русском языке 33 буквы, только 31 из них обозначают звуки (Ъ и Ь звуков не обозначают). Буквы и звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

Гласных звуков существует только шесть, это – А, О, У, Э, Ы, И. А гласных букв – десять: перечисленные выше - А, О, У, Э, Ы, И - и еще четыре «коварные» буквы – Я, Ю, Е, Ё. Эти особенные буквы могут обозначать сразу два звука, если стоят в начале слова или после другой гласной буквы. Так буква Я = ЙА (в слове ЯМА или ПЕРЬЯ, например), буква Ю =ЙУ  (в словах ЮЛА или ЮБКА), буква Е=ЙЭ (ЕЛЬ или ЕГОР), а буква Ё=ЙО (ЁЛКА, ЁЖИК). А после согласных звуков эти буквы обозначают другие звуки. Так, Я=А (в слове МЯЧ, например), Ю=У (в слове ЛЮК, например), Е=Э (ЛЕС или ЛЕТО), а Ё=О (МЁД или ЛЁД).

Гласные буквы, стоящие после согласной, могут делать ее произношение твердым или мягким. Твердость предыдущему согласному звуки придают буквы А, О, У, Ы, Э. Мягкость предыдущего согласного звука обозначают буквы И, Е, Ё, Ю, Я. Например, в слове ЛУК звук Л – твердый, а в слове ЛЮК звук Л – мягкий.

 У каждой буквы есть ее название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется «КА», может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К” (в слове КИТ, например).

Возникает вопрос, как приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно – звуками, которые они обозначают? Стоит ли объяснять ребенку особенности русской фонетики?

Нужно понимать, что в основе обучения чтению – не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы «правильно», т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится «эМА-эМА». Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно непонятным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово «открытка» малыш прочитает как «о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а». Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет недоступным для малыша. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Таким образом, становится очевидным, что целесообразнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П», не «ХА», а «Х»…

Данный способ обучения буквам совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук – разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления – анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время и ваш малыш усвоит знания по фонетике языка, выучит названия букв по алфавиту. А пока он может учиться читать и без этих знаний.

Еще один очень важный вопрос: в какой последовательности легче изучать буквы дошкольнику? Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в какой-либо конкретной «Азбуке» или «Букваре», постарайтесь первое время учитывать следующие моменты. Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У, через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы. Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р, например). Первыми надо вводить в игры буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, З) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К. Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать.

Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем лучше будут его успехи в овладении чтением.

Веселая мозаика

Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из мозаики, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: мозаика любого типа («гвоздики», «кнопочки», «колпачки», «фишки»), соответствующее наборное полотно к мозаике.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Предложите ребенку выложить из мозаики ту букву, на запоминание которой в настоящее время направлены ваши совместные усилия. Можете предложить выложить букву заданного цвета (исходя из возможностей мозаики), заданного размера (большую или маленькую), скопировать букву с образца, который вы составите сами, сделать букву большего или меньшего размера, чем ваша.

Обратите внимание, что легче выкладывать из мозаики буквы, которые состоят только из вертикальных и горизонтальных линий. Поэтому, к составлению из мозаики, прежде всего, рекомендуются буквы: Н, Е, Г, П, Т, Ц, Ш, Щ. Следующими по уровню сложности являются буквы, содержащие наклонные линии, например: У, К, Х, А, Л, Д, Ж, М, И. А наиболее сложные для выкладывания из мозаики - буквы, в состав которых входят элементы круга/полукруга (О, С, В, Ф, Э, Р, Ю, Б, Я, Ч, З, Ъ, Ь), эти буквы ребенку легче выкладывать не по образцу, а по представлению. 

Варианты

  1. Предложите ребенку превращать буквы из одной в другую, добавляя дополнительные детали мозаики, убирая лишние или перемещая необходимые детали. Интересно будет  превратить А в Л, и наоборот, Т в Г, и наоборот, Е в Ё, и наоборот, У в Х, и наоборот, П в Н или  И, и наоборот, Щ в Ш или Ц, и наоборот.
  2. Выложите из мозаики образец буквы, пусть ребенок внимательно рассмотрит его и запомнит. Закройте образец. Предложите ребенку выложить такую же букву по памяти. Когда ребенок выполнит задание, откройте образец. Пусть ребенок сравнит свою букву с образцом и самостоятельно «исправит ошибки», если он их допустил.

Занимательные камешки

Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из камешков.

Что вам понадобится: камешки (привезенные вами с моря, собранные на улице, купленные специально для занятий в магазине).

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Выкладываете буквы из камешков, когда учите ребенка новой букве. Выложите образец, попросите ребенка выложить такую же букву. Или предложите ребенку пофантазировать и самому выложить букву из камешков. Лучше использовать камешки примерно одинакового размера – тогда букву будет легко выкладывать по образцу, при этом можно еще и сосчитать, сколько камешков у буквы «в высоту» и «в ширину». А если в используемом вами наборе есть  камешки разного размера, воспользуйтесь этим для составления букв, содержащих круги и полукруги. Так, букву О вполне может заменить один большой камешек круглой или овальной формы. При составлении букв В, Б, Р, Ф, Я, Ы можно использовать большие камешки круглой/овальной формы для обозначения полукруглых деталей букв, а из камешков меньшего размера составлять детали, соответствующие прямым линиям.

Вариант.

Эта игра прекрасно подходит для «полезного» времяпровождения на улице – на детской площадке, на берегу реки или моря. Главное, чтобы камешки оказались под рукой!

Пластилиновый конструктор

Цель: запоминать буквы, учиться лепить буквы из пластилина, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: набор пластилина (заранее проверьте, чтобы пластилин был эластичный, не жесткий и не ломкий), доска для лепки, стека или одноразовый пластиковый нож.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук.

Две колбаски разделите (разрежьте) стекой пополам. Две другие колбаски разделите на три части каждую. Из четырех оставшихся колбасок сделайте колечки, скрепив их края. Два из колечек разделите стекой пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, у вас получился набор деталей для составления любой буквы русского алфавита.

Теперь ребенок может составлять буквы по вашему образцу  или по собственному представлению.

Обратите внимание! Если ваш ребенок еще не имеет навыка работы с пластилином, предварительно научите его основным приемам работы с этим материалом: потренируйтесь в разминании пластилина, скатывании, вытягивании, в соединении деталей.

Варианты

  1. Разнообразить игру с пластилиновым конструктором можно, используя пластилин разного цвета. Изготовьте одинаковые наборы деталей двух-четырех цветов. Составьте букву из деталей разного цвета. Проверьте, остались ли еще детали соответствующих цветов и размеров для составления такой же буквы. Попросите ребенка запомнить букву, закройте образец (коробкой или салфеткой), предложите ребенку выложить точно такую же букву.
  2. Работы, выполненные из пластилинового конструктора, могут стать подарками родным и близким вашего малыша. Для этого вместе с ребенком выложите первую букву имени человека, которому будет предназначаться подарок, прикрепите ее к яркому картону, украсьте с помощью стеки (нарисуйте на ней черточки, клеточки, точечки, волнистые линии) или прикрепите к букве мелкие камешки, бусинки, семена растений, крупу.

Волшебные палочки

Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из палочек, учиться преобразовывать буквы.

Что вам понадобится:  счетные палочки.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Самый простой способ этой игры – выкладывание букв из палочек по образцу или без образца (по представлению). Когда ребенок научится выкладывать буквы из палочек самостоятельно, можете переходить на более сложный уровень игры.

Например, составьте из палочек фигуру, напоминающую дверь.

Рис.

Попросите ребенка: убрать две палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру, попросите опять убрать две палочки, но уже так, чтобы получилась буква Н. Такая игра нравится детям, они чувствуют себя «волшебниками», не забудьте подыграть своему ребенку, чтобы от выполнения заданий он получал максимум удовольствия.

В следующий раз из фигуры «Дверь» предложите ребенку сделать и другие буквы: убрать одну палочку так, чтобы получилась буква Б; убрать две палочки так, чтобы получилась буква Е; убрать три палочки так, чтобы получилась буква Р; убрать четыре палочки так, чтобы получилась буква Г.

 Волшебные превращения могут происходить и с еще одной фигурой, она напоминает окно.

Рис.

Из этой волшебной фигуры можно сделать следующие буквы: букву Ф (если убрать четыре палочки), букву Ю (если убрать три палочки), букву Ш (если убрать четыре палочки).

Варианты

Предложите ребенку выполнить цепочку преобразований букв, составленных из «волшебных» палочек: из буквы Б, сделать букву Ь, из буквы Ь сделать букву В, из буквы В сделать букву Р, из буквы Р сделать Ф, а из буквы Ф сделать Я.

Умные кубики

Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из кубиков, учиться преобразовывать буквы.

Что вам понадобится:  кубики.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Для игры подойдут любые кубики одинакового размера – как без рисунка, так и с рисунками (в том числе от игр типа «Составь картинку»).

Самый простой способ этой игры – выкладывание букв из кубиков по образцу или без образца (по представлению). Конечно, таким образом можно выкладывать не все буквы, а только те, которые не содержат круглых или полукруглых элементов. Например: Е, Ё, Н, Г, Т, Ш, Ц, Щ, Ч, М, У, И, К.

Рис.

Когда ребенок потренируется в выкладывании букв из кубиков, можно предлагать ему преобразовывать сложенные из кубиков буквы одну в другую. Интересно будет сделать из буквы Т букву Г, убрав лишний кубик, передвинуть один кубик в букве Н так, чтобы получилась буква П, «превращать» Е в Ё, а Щ в Ш или Ц.

Веревочные буковки

Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из веревочек, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится:  цветной картон, кусочки разного рода веревочек (тесьмы, толстых ниток для вязания), простой карандаш, клей ПВА (желательно в бутылке с носиком-дозатором), платок или шарфик.

Возраст: с пяти лет.

Как играть?

Расскажите ребенку, что будете вместе с ним делать необычные буквы. Поинтересуйтесь, какую букву он хотел бы сделать, или предложите букву сами – новую, а, возможно, и ту, которую ребенок пока плохо выучил.

На листе картона нарисуйте простым карандашом выбранную букву. Дайте ребенку клей, пусть ребенок нанесет клей по контуру – «напишет клеем» букву. Пока клей не высох, наложите (сами и предоставьте эту возможность ребенку) на контур веревочку. Если веревочка длинна для этой буквы, отрежьте остатки. Дайте поделке подсохнуть.

Предложите ребенку ощупать необычную букву, «запомнить ее руками».

Сделайте несколько таких букв, пусть ребенок их узнает с завязанными глазами на ощупь, находит одну букву из нескольких предложенных по вашему заданию. Ограничьте ощупывание буквы, водите рукой ребенка только по одному фрагменту буквы, предлагая отгадать ее.

Вариант

Изготовленные для этой игры буквы вы можете использовать позднее для составления из них слогов и слов. Завяжите ребенку глаза платком или шарфиком, разложите перед ним буквы задуманного слова (не более 3-4 букв), пусть он ощупает веревочные буковки и составит из них слово.

Соленые буквы

Цель: запоминать буквы,  развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится:  набор картона разных цветов (кроме белого), поваренная соль (помол №0), клей ПВА, кисточка для клея, простой карандаш, ножницы, платок или шарфик.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Изготовить необходимые атрибуты для игры вы можете сами или вместе с ребенком.

Сначала необходимо определить удобный для вашего ребенка размер карточек. Для этого приложите ладонь ребенка к листу картона и обведите карандашом, измерьте ширину и высоту получившегося изображения – это будут соответственно ширина и высота игровых карточек. Изготовьте из картона карточки заданного размера. Их количество определите сами в зависимости от количества изучаемых вместе с ребенком букв.

На каждой карточке простым карандашом нарисуйте контуры выбранных букв. Весь контур с помощью кисточки густо намажьте клеем ПВА. Пока клей не высох, на поверхность карточки насыпьте слой соли. Подождите, пока соль немного приклеится, а затем переверните карточку, ссыпая остатки соли таким образом. Дайте буквам просохнуть до конца.

Когда карточки будут готовы, предложите ребенку ощупать контуры букв ладошкой, провести по ним каждым пальчиком правой и левой руки, запомнить свои ощущения. Завяжите ребенку глаза платком или шарфом, пусть он попробует отгадывать буквы на ощупь.

Обязательно проследите за тем, чтобы малыш вымыл руки после игры, чтобы соль случайно не попала ему в глаза.

Впечатления, получаемые во время выполнения это задания, самые необычные. Ребенку понравиться так запоминать, и вероятно, через некоторое время вы захотите изготовить и другие «соленые» буквы.

Вариант.

Когда ваш ребенок будет учиться читать, «соленые» буквы могут вам пригодиться еще раз. Используйте их для составления простых слов (из 3-4 букв) и «чтения» с завязанными глазами.

Песочный экран

Цель: запоминать буквы,  развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится:  поднос для посуды яркого цвета, песок (речной или декоративный).

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

На поднос насыпьте песок слоем около одного сантиметра. Покажите ребенку, как можно написать буквы на песке пальцем или палочкой. Поспросите его написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву большую или меньшую по размеру по сравнению в вашей, дописать незаконченную вами букву или стереть лишнюю деталь у «неправильной» буквы.

На таком экране любому ребенку будет приятно учиться писать буквы: ведь стоит только потрясти немного поднос, и допущенная ошибка или неточность исчезает!

Обратите внимание! Из гигиенических соображений перед использованием в игре песок желательно прокалить в духовом шкафу.

Вариант.

Вместо песка используйте крупы – гречку, рис, пшено, манку. Работа с разного рода сыпучими материалами развивает чувствительность пальцев рук, стимулирует речевое развитие.

Фантазеры или на что похожа буква

Цель: запоминать буквы, развивать фантазию

Что вам понадобится:  бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Для того чтобы ребенок легче запоминал букву, полезно сравнивать буквы с разными предметами из окружающей обстановки.

Напишите букву и попросите ребенка придумать, на что она похожа. Сами дорисуйте букву до предмета или предложите ребенку сделать это. Постарайтесь, чтобы рисунок был ярким и забавным.

Ниже описаны некоторые наиболее частые сравнения букв с разными предметами или их частями.

А – лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.

Б – барабан и палочки, кенгуру.

В – очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.

Г – коса, семафор.

Д – домик, легковой автомобиль.

Е – сломанная расческа.

Ё – ежик несет два яблока на спине.

Ж – жук, снежинка.

З – змейка, птица в полете.

И – дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.

Й – рядом дерево и гора, птица над ними.

К – птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.

Л – развязались ленточки в косе.

М – две горы, майка, качели, сломанная скамейка.

Н – носилки, кроватка.

О – лицо, солнышко, тарелка, пирог.

П – качели, ворота.

Р – окно с форточкой, ромашка.

С – сушка, ухо слона.

Т – молоток, ручка лопаты для уборки снега, антенна.

У – ветка дерева, уши зайца.        

Ф – филин, человек, поставивший руки на пояс.

Х – вертушка, акробат.

Ц – котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.

Ч – флажок, вешалка, перевернутый стул.

Ш – ежик.

Щ – щетка.

Ь – ключ.

Ы – лыжи и лыжные палки рядом.

Ъ – поварешка.

Э – ухо.

Ю – юла, ветка с яблоком.

Я – человек с рюкзаком за плечами, петушок.

Будет очень хорошо, если ваш ребенок увидит буквы и в других предметах окружающего мира или в образах животных и людей.

Если картинки к буквам нарисовать в альбоме, располагая их в алфавитном порядке, у вас получится уникальная детская азбука. Такую вы будете долго использовать сами для изучения букв вашим ребенком, а потом малыш может передать ее «по наследству» младшему брату или сестре, своим младшим друзьям, оставить в группе детского сада.

Домашний алфавит

Цель: запоминать буквы, учиться определять первый звук в словах.

Что вам понадобится:  планшет для рисования/папка для зарисовок/альбом для рисования на веревочке, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, журналы/каталоги/открытки/наклейки, ножницы, клей.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Очень часто родители покупают для детей азбуки-плакаты. Такие плакаты помогают ребенку в запоминании букв. Но на них каждая буква соответствует всего одной предметной картинке, название которой начинается на эту букву. Дети довольно быстро запоминают предложенные соответствия, и интерес к плакату постепенно исчезает.

Более интересный вариант этого учебного пособия вы можете сделать вместе со своим ребенком с помощью картинок из журналов или каталогов, открыток или наклеек.

Начинать изготовление такого «Домашнего алфавита» лучше всего сразу после начала обучения ребенка буквам. Первую «страничку» алфавита сделайте, как только познакомили ребенка с первой для него буквой. На листе бумаги ярко и нарядно напишите эту букву, пусть ребенок раскрасит ее. Затем, перебирая открытки или наклейки, листая страницы журналов или каталогов, ищите картинки, названия которых начинаются на эту букву, вырезайте их и приклеивайте на «страничку» алфавита. Вместе с количеством выученных ребенком букв будет расти и количество «страничек» алфавита. Каждую «страничку» можно дополнять в процессе изучения букв, если вам встретится какая-либо новая подходящая картинка.

«Страничками» алфавита украсьте стены детской комнаты. Вашему ребенку будет приятно учиться по такому алфавиту: ведь он «сам» его сделал!

Вариант.

Можно изготовить алфавит на листе ватмана. Для этого предварительно расчертите ватман на 33 одинаковых прямоугольника. В каждом напишите буквы в алфавитном порядке. Постепенно изучая с ребенком буквы, заполняйте прямоугольники картинками, начинающимися  на эти буквы.

Альбомчик для букв

Цель: запоминать буквы, учиться определять первый звук в словах.

Что вам понадобится:  фотоальбом для 36 фотографий 10Х15, карточки из белого картона (10Х15, 66 штук), цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, журналы/каталоги/открытки/наклейки, ножницы, клей.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

С помощью обычного фотоальбома, картинок из журналов и каталогов, из открыток и наклеек, вы можете изготовить полезное пособие для изучения букв вашим ребенком.

На карточках из белого картона с помощью цветных карандашей или фломастеров, акварели или гуаши, напишите крупные и красочные буквы алфавита. Вставьте эти карточки в фотоальбом, располагая их в развороте слева. Подберите картинки на буквы алфавита. Чем больше картинок вы подберете, тем ярче будет пособие, и тем интереснее с ним будет заниматься вашему ребенку. На оставшиеся картонные карточки приклейте картинки, начинающиеся на одинаковые буквы. Вставьте карточки с предметными картинками соответственно в разворот фотоальбома справа. Альбомчик готов!

Ребенок, рассматривая картинки и буквы в альбомчике, будет ненавязчиво запоминать буквы. Такой альбомчик вы сможете взять с собой в дорогу или на прогулку, не боясь, что ребенок его испортит или запачкает - ведь буквы и картинки в нем защищены пленкой.

Умная зарядка

Цель: запоминать буквы с помощью частей своего тела.

Возраст: с четырех лет.

Что вам понадобится:  две подушки, ковер.

Как играть?

Любому ребенку будет интересно стать буквой. Покажите ребенку, как превращаться в буквы.

Буква А – ноги поставьте на ширину плеч, руки сложите сзади на пояснице.

Буква Б – одной рукой к животу приложите подушку, другую руку вытяните в сторону.

Буква В – прижмите к себе две подушки.

Буква Г – протяните руки вперед, пальцы сомкните в замок.

Буква Д – вместе с ребенком сядьте на ковер спиной друг к другу, ноги  чуть согните в коленях.

Буква Е – стоя на одной ноге, вторую ногу протяните вперед, одновременно вперед вытяните руки.

Буква Ё – то же, что и буква Е, при этом подмигните глазами.

Буква Ж – поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и поднимите вверх.

Буква З – лежа на боку, ноги согните в коленях, голову отогните назад, прогнитесь назад.

Буква И – соедините руки за спиной, одна рука через предплечье, а другая – через поясницу.

Буква Й – тоже, что и буква И, при этом кивните головой.

Буква К – правую ногу протяните вперед, поставьте на носок, правую руку согните в локте и поднимите вверх.

Буква Л – поставьте ноги на ширину плеч, руки прижмите к туловищу по бокам.

Буква М – встаньте рядом с ребенком и возьмитесь за руки, руки опустите вниз.

Буква Н – ноги вместе, сложите согнутые в локтях руки на животе.

Буква О  - соедините руки над головой, образуя круг.

Буква П – руки разведите в стороны, согнутыми в локтях, опущенными вниз предплечьями, ладони поверните к туловищу.

Буква Р – обе руки приложите ладонями ко лбу, локти сведены.

Буква С – лежа на боку, прогнитесь всем телом назад.

Буква Т – вытяните обе руки в стороны.

Буква У – стоя, плечо правой руки прижмите к боку, предплечье отведите чуть вниз, пальца сомкните и выпрямите.

Буква Ф – руки поставьте на пояс.

Буква Х – поставьте ноги на ширину плеч, руки поднимите вверх и немного разведите в стороны.

Буква Ц – правую руку согните в локте вверх и отведите в сторону, левую руку расположите параллельно правой, отведя ее так же вправо.

Буква Ч – соедините руки перед собой согнутыми в локтях.

Буква Ш - руки разведите в стороны, согнутыми в локтях, поднятыми вверх предплечьями, ладони поверните к туловищу.

Буква Щ – то же, что и буква Ш, при этом топните левой ногой.

Буква Ъ – приложите подушку к животу, отведите одну руку, согнутую в локте, назад  и вверх.

Буква Ы – приложите подушку к животу, а напротив себя поставьте ребенка.

Буква Ь – приложите подушку к животу.

Буква Э – правую ногу отведите в сторону, поставьте на пятку, поднимите левую руку вверх и прогнитесь вправо, правую руку согните в локте и прижмите к туловищу.

Буква Ю – держите подушку впереди себя на вытянутых руках.

Буква Я – правую руку поставьте на пояс, правую ногу отставьте вправо и поставьте на пятку.

Сначала предложите ребенку повторить эти «фигуры» за вами. Попросите ребенка придумать, как по-другому можно изобразить буквы. Если есть возможность,  сфотографируйте ребенка, когда он изображает разные буквы. С помощью этих фотографий вы сможете в дальнейшем составлять вместе с малышом слоги и слова.

Вариант.

Не говорите ребенку, в какие буквы вы превращаетесь, пусть он отгадывает. А в следующий раз сам ребенок вам покажет подобные загадки.

Волшебный мешочек

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.

Что вам понадобится:  буквы из набора (пластмассовые или магнитные), мешочек.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Для игры может подойти непрозрачный полиэтиленовый небольшого размера, бумажная подарочная сумочка или сшитый вами из ткани мешочек на шнурке.

В мешочек сложите известные ребенку буквы. Предлагайте вынимать буквы по одной, отгадывать их на ощупь, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибочно ее называет, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.

Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за одну игру.

После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре, неожиданно для ребенка положите в мешочек несколько мелких предметов. Это может быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.

Вариант

Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на вытащенную из мешочка букву. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, З, т. к. в конце слова они слышатся по другому. Можете придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (не зависимо от ее места в слове).

Умные прятки

Цель: запоминать буквы, развивать внимание.

Возраст: с четырех лет.

Что вам понадобится:  цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, скрепки, скотч.

Как играть?

Вырежьте из цветной бумаги яркие большие объемные буквы или напишите их на альбомных листах бумаги цветными карандашами или фломастерами. Для одной игры достаточно 5-7 букв. Из них не более 3 новых для ребенка.

Все буквы спрячьте где-нибудь в квартире (или в комнате) так, чтобы остались видны только их небольшие фрагменты. Спрятать буквы можно: за зеркало, под шкаф, за занавеску,  в книжку, в ящик стола, на потолке, под подушкой, за абажуром и т. д. Для крепления букв используйте скотч или скрепки. Все подготовительную работу проводите без ребенка.

Скажите ребенку, что буквы играют с ним в прятки. Предложите найти буквы в квартире (в комнате).

Вашему малышу будет интересно находить как знакомые уже ему буквы, так и совсем новые. Если ребенок увидит знакомую ему букву, прежде, чем он ее достанет, попросите отгадать по видимой ее части, что это за буква. Найдя новую букву, ребенок будет очень рад этому, поэтому легко и быстро запомнит ее название. Для лучшего запоминания новых букв располагайте их в местах, с ними связанных. Например: букву Х можно спрятать в холодильнике, букву З – за зеркалом, букву К – в ящике комода, букву Ц – в горшке с комнатным цветком, букву В – повесить на вешалку в прихожей и т. п.

Бабочки

Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений.

Возраст: с четырех лет.

Что вам понадобится:  цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, скрепки.

Как играть?

Вырежьте из цветной бумаги яркие большие цветы разной формы. Для организации игры достаточно 6-10 цветов. Из белой бумаги вырежьте «серединки» цветов соответствующего размера. Определите, с какими буквами было бы полезно сейчас позаниматься вашему ребенку. Напишите буквы на «серединках», с помощью скрепок прикрепите их к цветам. Разложите цветы на полу.

«Превратите» ребенка в бабочку: прочитайте стихотворение о бабочке или дайте ребенку в руки большой платок – «крылья». Говорите «Бабочке», на какой цветок надо приземлиться. Поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок называет буквы, на которые будете «приземляться» вы.

Для игры с другими буквами вам не потребуется вырезать новые цветы, нужно только написать «серединки» и прикрепить их к прежним цветам.

Обратите внимание! Для игры полезно выбирать цветы-буквы, схожие между собой – имеющие одинаковые элементы. Например, в одной игре используйте буквы: П, Н, И, Т, Г, Е, Ш, а в следующий раз напишите на цветах буквы: В, Б, Р, Ы, З, Я, Ф.

Вариант

Напишите буквы на обычных листах бумаги – это будут аэродромы. С помощью стихотворения или упражнения-имитации (руки в стороны, погудеть) «превратите» ребенка в самолет и командуйте, на какой аэродром необходимо приземлиться. Такой вариант  игры больше понравится мальчику.

Буквы на спине

Цель: запоминать буквы, развивать внимание.

Возраст: с четырех лет.

Что вам понадобится: 

Как играть?

Поиграйте с ребенком в необычные загадки. Для организации этой игры вам не понадобиться что-либо вырезать, приклеивать, рисовать.

Просто «напишите» на спине ребенка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.

Таким образом полезно запоминать буквы, которые ребенок не может по каким-либо причинам пока твердо выучить.

Вариант

Вы пишите у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске или фломастером на бумаге, закрепленной на стене.

Найди одинаковые

Цель: запоминать буквы, развивать внимание.

Что вам понадобится:  белый картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Для этой игры необходимо предварительно подготовить карточки с буквами. Разрежьте картон на прямоугольники, на каждой карточке напишите по одной букве. Буквы нужно написать в нескольких вариантах (стилях), по две буквы каждого варианта. Буквы могут различаться размером, цветом, стилем шрифта. Очень удобно для написания букв использовать компьютер.

Разложите перед ребенком буквы. Предложите ему найти парные – одинаковые буквы. Не забывайте спрашивать ребенка, какие буквы он нашел.

Вариант

Пусть ребенок рассортирует буквы на группы: большие и маленькие, по цвету, по стилю написания. Затем назовет все буквы в каждой группе.

Разрезные буквы

Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, развивать пространственное мышление.

Что вам понадобится:  белый картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Для этой игры необходимо предварительно подготовить карточки с буквами. Разрежьте картон на прямоугольники размером примерно 13 см Х 18 см. На каждой карточке напишите по одной букве. Разрежьте карточки сначала на две части. Предлагайте ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами:

- части одной буквы,

- части одной буквы + одну часть от другой буквы,

- части двух-трех букв одновременно.

Для составления нескольких букв одновременно и составления буквы с использованием лишней детали важно, чтобы эти буквы были написаны фломастером одного цвета. Иначе, цвет станет очевидной подсказкой для ребенка.

Рис.

Затем те же карточки можете разрезать еще - так, чтобы получилось три-пять частей одной буквы. При успешном составлении букв из пяти частей можете разрезать еще несколько деталей до получения восьми частей. Используйте разные способы разрезания буквы: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Одну и ту же букву можно загадывать ребенку несколько раз, разрезая ее всякий раз по-разному.

Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания двух и более букв. Сначала подбирайте для такого задания буквы, разница во внешнем виде которых очевидна, например: А и Р, С и И, У и В, Л и Ю. Когда ребенок освоит этот уровень, можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П, В и Б, Г и Т, К и Х, М и Л, Л и А…

Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая получилась буква!

Такие задания очень похожи по своему принципу на разрезные картинки, в которые любят играть все дошкольники. Поэтому игра становится увлекательным занятием для ребенка, изучающего буквы. Составление «разрезных букв» способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, помогает предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание «вверх ногами», ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).

Зеркальные буквы

Цель: запоминать буквы, тренировать внимательность и наблюдательность.

Что вам понадобится:  картон, ножницы, карандаш/фломастер/ручка.

Возраст: с четырех лет.

Как играть?

Подготовьте карточки одинакового размера (примерно 8 см. Х 12 см.), из расчета: по две штуки на изученные ребенком буквы. На каждой карточке напишите по одной букве. Каждая буква должна быть написана в правильном и зеркальном («задом наперед») изображении.

Рис.

Выложите перед ребенком пару карточек с изображением одной и той же буквы. Предложите выбрать правильную букву. Организуйте самостоятельную проверку выполнения задания ребенком: дайте ему возможность сравнить выбранную букву с буквами из азбуки или букваря. Обязательно спрашивайте, как называется эта буква.

Упражнение поможет избежать в дальнейшем неправильно написания букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вызвать интерес к чтению у дошкольников

Воспитание и поддержание интереса к чтению у детей во многом зависит от взрослого, который становится посредником между ребенком-слушателем и писателем. При этом отсутствие собственно читательской мот...

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...

Буклет "Что нужно и Что нельзя делать для того, чтобы поддержать интерес детей к экспериментированию"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему?...

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...

Консультация для родителей «Как приобщить ребенка к чтению и вызвать интерес и любовь к книге — советы родителям дошкольников»

Чтение увлекательный и полезный процесс, как для детей, так и для взрослых.Cоветую всем родителям превратить в чтение в регулярную и полезную привычку....